Использование икт с детьми дошкольного возраста. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2 слайд

Описание слайда:

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения, а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

3 слайд

Описание слайда:

ИКТ включает в себя: компьютер и интернет телевизор видеомагнитофон видеокамера и фотоаппарат DVD и CD радио игровые приставки мобильные телефоны магнитофоны мультимедиа и интерактивная доска.

4 слайд

Описание слайда:

Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно- образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО. Задачи ИКТ в дошкольном образовании: обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса; обеспечение взаимодействия с семьёй; обеспечение открытости работы ДОО для родителей и для вышестоящих организаций; повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения); облегчение реализации образовательной деятельности; облегчение методической работы (электронные методические библиотеки); обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта); возможность самореализации; возможность самообразования.

5 слайд

Описание слайда:

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ: Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы; Обмен опытом, знакомство с наработками и идеями других педагогов России и других стран; Оформление групповой документации, отчётов; Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми; Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей; Использование видеокамеры и соответствующих программ; Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ; Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

6 слайд

Описание слайда:

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе: Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; Помогает формировать информационную культуру у детей; Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу; Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе и. т. д.); Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.); ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности; Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их; С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.

7 слайд

Описание слайда:

Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс: Недостаточная компетентность педагога; Материальная база ДОУ; Защита здоровья ребенка; Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ; Отсутствие систематизации компьютерных развивающих программ; Отсутствие единых программно-методических требований к компьютерным занятиям. Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в свою деятельность.

8 слайд

Описание слайда:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. Телевизоры: размер экрана по диагонали 59 - 69 см; высота установки - 1 - 1,3 м; расстояние не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана; длительность просмотра – не более 20 мин (младшая, средняя группа), не более 30 мин. (старшая, подготовительная группа). Компьютеры: с детьми 5-7 лет ООД надо проводить не более одного раза в день и не чаще трех раз в неделю, в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. ООД с детьми с использованием компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста). Интерактивные доски: При использовании интерактивной доски и проекционного экрана следует обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Отделка помещения не должна содержать полимерных материалов, так как они усиливают напряженность электростатического поля при включенном интерактивном оборудовании. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

9 слайд

Описание слайда:

Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий с применением ИКТ: Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья: 15 минут в день. Для детей 6 лет 3 группы здоровья: 10 минут в день. Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья: 10 минут в день. Для детей 5 лет 3 группы здоровья: 7 минут в день. Для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения: 10 минут в день. Для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения: 7 минут в день. В день допускается проведение только одного занятия с использованием компьютера.

Использование ИКТ с детьми дошкольного возраста

В настоящее время все чаще задается вопрос использовать ли ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста.

Сейчас я постараюсь рассмотреть плюсы использования информационных технологий в работе с детьми. В последнее время компьютерные технологии активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере раннего обучения.

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Моя пусть не большая практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использовать ИКТ я начала в кружковой работе по ознакомлению детей с миром математики. Вся работа по ознакомлению детей с информационными технологиями проходит в форме игры. Ведь именно игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Хорошо мы ознакомим дошкольника с информационными технологиями но в чем же плюсы использования ИКТ?:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Но самое главное что хочу сказать компьютерные технологии конечно обладают огромными плюсами в работе с детьми, но нужно помнить, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций.
Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых — применение новых технологий.
Современное общество справедливо называют информационным.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Компьютер стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Сейчас у нас оно еще не достаточно развито. Если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных, почти в каждой школе есть компьютерные классы и интерактивные доски, то в дошкольных учреждениях эта работа еще только начинается и, как правило, на уровне личного интереса педагога.
Я сторонник использования ИКТ в работе с детьми, потому что считаю, что педагог, чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями. Даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение продолжительного времени, с огромным интересом получают информацию, представленную на большом экране, да еще и сопровождаемую различными играми, музыкой. Проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности.
Цели использования информационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности педагога это:
сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);
приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал.
экономить время как педагога так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.
Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде:
текста;
графического изображения;
звука;
речи;
видео.
Все это позволяет педагогу создавать для детей принципиально новые средства развития ребенка. Практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.
Также при помощи Интернета, можно подобрать музыкальную композицию, соответствующую теме образовательной деятельности. Это могут быть классические или современные произведения, песни из детских мультфильмов.
Применение информационных технологий в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.
Наличия хорошей материально-технической и ресурсной базы ДОУ не достаточно для того, чтобы процесс информатизации образования действительно имел позитивные результаты. Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе.

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 11th Октябрь, 2015
Вы находитесь:

Использование ИКТ как средства повышения мотивации у старших дошкольников с ОНРР

автор: Лаврова Елена Юрьевна, учитель-логопед СП ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" им. Героя Советского Союза С.В.Вавилова с. Борское Самарской области - детский сад "Колокольчик"
Мы живем в такое время, когда компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в сферу образования. Компьютер, являясь современным инструментом обработки информации, способен играть роль незаменимого помощника в воспитании и развитии ребенка, служить мощным средством образования.
Для себя я открыла возможность использования компьютерных технологий при работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Для этих ребят характерен ограниченный кругозор, низкий уровень сформированности словаря, ошибки в словообразовании и словоизменении. Кроме того, у многих детей отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. Организация коррекционно – образовательной деятельности таких детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку.
В настоящее время для этого используется картинный материал, натуральные предметы и их модели…. Однако, современного ребенка, включенного в аудио – и видео среду, очень трудно привлечь к работе традиционными средствами наглядности. Для ребенка, знакомого с компьютером, при организации образовательного процесса требуются особые средства воздействия.
Поэтому, с целью оптимизации своей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, я стала использовать компьютерные презентации, при помощи которых мне удалось повысить мотивационную готовность детей, их интерес к образовательной деятельности, активизировать непроизвольное внимание, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствовало успешной коррекции речевых нарушений.
В настоящее время ресурсы интернета предлагают множество мультимедийных презентаций, но не всегда этот продукт является качественным и адаптированным под детей дошкольного возраста. В связи с этим я сама стала разрабатывать собственные презентации, ориентируясь при подборе материала на возрастные, индивидуальные особенности и уровень речевого развития детей своей группы. При этом презентация, наряду с устными объяснениями, является основой для проведения коррекционно-образовательной работы.
При разработке презентации я пользуюсь программами Microsoft: PowerPoint, Word. Широкий выбор наглядного, музыкального и анимационного материала для меня открылся в интернет ресурсах, который я активно использую в своей работе, как для улучшения эффективности коррекционно-образовательной работы, так и для повышения уровня своего профессионального мастерства.
Ориентируясь на лексико-грамматический материал, изучаемый в группах для детей с ОНР, я разработала ряд презентаций, тематика которых представлена в разделах:
ВРЕМЕНА ГОДА МИР ПРИРОДЫ МИР ЧЕЛОВЕКА
«На поиски снежной королевы» «Ягоды» «Продукты питания»
«Зимушка – зима» «Деревья» «Головные уборы»
«Новогодние игрушки» «Домашние животные» «Обувь»
«Весна – красна» «Домашние птицы» «Космические дали»
«Весенние хлопоты» «Дикие животные» «Транспорт»
«Зимующие птицы» «Игрушки»
«На подворье у Алёнки»
"Овощи"
"Фрукты"
Оригинальность моих презентаций заключается в:
- включении в презентацию анимированных сказочных персонажей, от имени которых ведется презентация;
- реалистичности и доступности подобранного демонстрационного материала для восприятия детьми дошкольного возраста;
- подборе игровых и дидактических упражнений в соответствии с возрастом детей и программными задачами;
- наличии динамических пауз с музыкальным фоном (детские песни, классическая музыка).
Преимущества использования презентаций в:
- экономии времени при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности;
- отсутствии необходимости дополнительного подбора наглядного и дидактического материала. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные книжные иллюстрации;
- повышении активности детей, поддержании внимания детей на всех этапах коррекционной работы. Благодаря динамичной смене изображений, цвета, фона, возникновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.
Однако создание презентации для детей дошкольного возраста с нарушениями речи имеет ряд особенностей.
1.Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, занятия с использованием компьютера с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не может длиться дольше этого времени. После занятий необходимо провести гимнастику для глаз
2.Использовать презентации на подгрупповых и фронтальных занятиях следует только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора, специального экрана.
3.Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.
4.Иллюстративный материал должен быть крупным и реалистичным, не перегруженным лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызвать у детей испуг или неприязнь.
5.Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: работа затягивается, у детей наступает пресыщение и утомление. Кроме того, некоторые спецэффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.
Используя в своей работе компьютерные презентации, я поняла, что это очень увлекательный и продуктивный вид деятельности не только для педагога, но и для детей. Компьютерные презентации оживляют процесс коррекции речевых нарушений. Задания, подобранные с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, хоть и трудны, но доступны для выполнения. У ребенка, при виде результатов своих усилий, повышается самооценка, снижается неуверенность, тревожность. Ребенок становится более активным, открытым.
Таким образом, применение мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, я считаю вполне оправданным и необходимым.

Литература
1. Л.А. Леонова, Л.В.Макарова "Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана-Граф", 2004
2. Л.Р.Лизунова "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005
3. М. Никитина "Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006
4. Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы. По нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп.2.12.10.

30.03.2016г.

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Использование ИКТ в работе с дошкольниками

Педагог дополнительного образования, методист

Ширинбекова Ольга Николаевна

Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – я научусь.
Древняя китайская мудрость

Тема самообразования: «Использование ИКТ в работе с дошкольниками

в дополнительном образовании».

В связи с интенсивным использованием информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, закономерно происходит их внедрение и в сферу образования, поскольку возникла необходимость в поколении, умеющем работать с передовыми технологиями .

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.

Передо мной, как педагогом, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Практика показала неоспоримые преимущества информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для дошкольников:

Фактор привлекательности: движение, звук, цвет способствует передаче информации в понятной и привлекательной форме; - новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения (Е. И. Машбиц); - повышается уровень познавательных возможностей; - реализуется индивидуальное обучение; - практическая манипуляция облегчает процесс познания и запоминания (С. Ларсен); - компьютер выступает как средство самостоятельной деятельности ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей стремление к деятельности с ним; - компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать; движения, звук, мультипликация на-долго удерживают внимание ребёнка; - проблемные задачи и поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей; - компьютер позволяет моделировать такие ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт спутника, рост растений, другие необычные эффекты - в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Цели и задачи применения ИКТ:

Основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении качества обучения . Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи :

    Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.

    Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность обучающихся в работе с информацией.

    Изменение форм и методов учебной деятельности.

    Интеграция урочной и внеурочной деятельности.

    Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.

Практическое применение:

Для решения выше изложенных задач использую следующие направления:

    создание слайд-презентаций к занятиям;

    подготовка индивидуальных карточек для обучения;

    подготовка дополнительного материала;

    использование готовых электронных учебных материалов.

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
· обладает стимулом познавательной активности детей;
· предоставляет возможность индивидуализации обучения;
· Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Занятия с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Использую информационные технологии на всех этапах занятия: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

    повышает качество знаний

    продвигает ребенка в общем развитии

    помогает преодолеть трудности

    вносит радость в жизнь ребенка

    позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

    создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно - образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности

Я работаю с дошкольниками в возрасте 5-7 лет. На своих занятиях использую универсальные электронные пособия:

На развитие математических представлений: «Уроки тетушки Совы. Арифметика-Малышка». На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение. Занятие включает в себя все виды игровой деятельности: игры на развитие математических способностей, игра на развитие внимания и мышления, подвижная игра, игры, совмещающие в себе речь и движение, игры на развитие моторики рук.

На развитие фонематического слуха и обучению чтению и грамоте «Уроки тетушки Совы. Азбука - Малышка».

Для развития интереса к занятиям, по развитию речи обучающимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. В содержание занятий литературного чтения (развитие речи) включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся, расширяют и закрепляют полученные знания (уроки - викторины по сказкам)

Другой мультимедийный учебник, который я использую на уроках – “Уроки Живой природы. Окружающий мир”.

С его помощью я помогаю детям не только познакомиться с окружающим миром, но знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Многочисленные задания, которые ученик выполняет, общаясь с анимированным персонажем, позволяют ему не только легко и прочно усвоить материал программы, но и развить внимание и логическое мышление.

Дети не только знакомятся с дикими животными, но и помогают им в разных проблемных ситуациях, взамен животные играют с детьми в различные развивающие игры.

Эти пособия помогают мне активизировать познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают высокую степень визуализации учебного процесса, которая, в свою очередь, позволяет проводить уроки в форме интерактивного обучения.

Основа занятия– это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Я считаю, если педагоги в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему педагогу расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Программа Microsoft PowerPoint из пакета Microsoft Office – это удобный и эффектный способ представления информации, сочетающий в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном предложении учебного материала. Показ презентации можно сравнить с показом красивой детской книги, где на всех страницах большая яркая картинка с подписью.

К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности".

Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения в работе с дошкольниками, родителями и коллегами.
В своей работе я применяю следующие формы информационно-коммуникативных технологий:
Подбор иллюстративного материала к занятиям, (Интернет; принтер, презентация);


Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.


Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, родительским собраниям.


Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дополнительном образовании детей


Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов, размещение своих методических разработок и материалов на образовательных порталах:

1. Международный образовательный портал 2. - Социальная сеть работников образования



Оформление материалов по различным направлениям деятельности;

Создание персонального сайта: Сеть образовательных сайтов «Учительский сайт» проекта «Инфоурок»

Широко использую ИКТ в подготовке и проведению методических объединений, так как являюсь руководителем МО социально-педагогической направленности.



Просмотров