Как выбрать HI-FI стереосистему для дома

Аудиосистема высокого класса

Музыка дарит нам незабываемые ощущения, музыку, в отличие от кинофильма, можно слушать долго, и даже сотни раз прослушанная композиция может приносить радостное настроение. Мы расскажем о том, что такое системы Hi-Fi – на которых слушать музыку – одно удовольствие.

Словосочетание Hi-Fi означает HighFidelity, Высокая Верность (воспроизведения звука). Его уже более чем полвека используют любители и энтузиасты музыки для обозначения высокого качества воспроизведения музыкальных записей. Понятие Hi-Fi-аппаратура, как официальный термин, появилось в середине 70-х годов прошлого века, когда в ФРГ институтом DIN был принят стандарт DIN 45500, определявший принадлежность всей аудиоаппаратуры к высокому классу по трем параметрам – уровнем шума, коэффициенту нелинейных искажений и определенной линейности амплитудно-частотной характеристики. Все, что не укладывается в параметры, по мнению уважаемой немецкой организации, к Hi-Fi не относится.

Старая цена: 287 690 ₽

Цена: 254 521 ₽

Экономия: 33 169 ₽

Тип: Готовое стерео

Британский стерео комплект для среднего помещения. Всю аппаратуру Creek Audio отличает точно сбалансированный, открытый, живой и детальный звук. Качество изготовления на высоте, функциональность и гибкость модификации техники вызывает восхищение.

Товар: Есть в наличии

В данной ситуации знаменитая немецкая педантичность, конечно, дала маху. Она пыталась языком технических показателей описать качество звучания, качество воспроизведения записанной музыки.

Звучание музыкальных записей – одна из немногих категорий в науке, для которой нет объективных описаний качества или не качества. Все описания звучания – субъективные.

Мы не можем привести объективный набор терминов и характеристик, которые однозначно указывали бы нам на высокое или низкое качество звучания усилителя или акустических систем, позволило бы нам заранее знать об этом. Все субъективно и оценивается только с точки зрения восприятия конкретного слушателя.

Именно поэтому в сегменте видео почти не встречаются неспециалисты в своей области или шарлатаны, что сплошь и рядом возникает в сегменте бытового аудио. Возьмем пятьдесят разных телевизоров, включим на них одну и ту же картинку, и пригласим несколько человек описать увиденное. Если аппараты исправны, люди не дальтоники, и не страдают другими нарушениями зрения, они опишут изображение со всех дисплеев более-менее одинаково – что трава зеленая, небо голубое, цвет кожи естественный.

В аудио мы можем включить лишь один комплект, одну и ту же композицию, и эти люди опишут звук по-разному. Сколько будет слушателей, столько будет и разных мнений. В видео, мы можем поставить картинку на паузу, подойти поближе, рассмотреть внимательно. В аудио это принципиально невозможно. Звук нельзя остановить, он превратится в тишину, и воспринимается он только пока существует. Поэтому все описательные термины и технические стандарты не могут однозначно сказать нам, хорошо или плохо будет звучать система, а лишь помогают понять нам инженерное и конструкторское качество изделий.

Но мы отвлеклись. Принятие немецким институтом DIN стандарта на Hi-Fi-аппаратуру не означало, что до сего момента аппаратуры высокого класса не существовало. За сорок лет до стандартизации, американские компании Bell Labsи RCA Victor проводили опыты по стерео- и многодорожечной широкополосной записи, записи первых опытных дорожек Surround Sound. А в домашних условиях слушать записи с радиоприемников, виниловых проигрывателей, а позже – с катушечных магнитофонов, через бытовые ламповые усилители, в США, на родине Hi-Fi, можно было с конца 40-х годов ХХ века.

С 50-х годов термин Hi-Fi прочно вошел в лексикон любителей музыки. С воплощением в домашнюю аппаратуру стереофонической записи и воспроизведения, появления высококлассных кассетных дек в 60 и 70--х годах, аппаратура класса High Fidelity вышла на новый уровень развития.

60-е годы ХХ века – расцвет американской Hi-Fi-аппаратуры. США – родина не только Hi-Fi, но и High End– ультимативного направления в Hi-Fi, где стоимость компонентов не имеет ценового предела, то есть может быть любой. Первое, что приходит на ум когда слышишь словосочетание американский Hi-Fi – это, конечно, Marantz, Fisher, Harman / Kardon, Scott. Из акустики - Bozak, Altec Lancing, Grado Labs, Janszen. Сол Марантц, Эвери Фишер, Сидни Харман, Джо Градо, Артур Джензен творили историю американской аудиотехники высокого класса. Но США больше известны даже не своим Hi-Fi, а именно HighEnd – такими всемирно известными фирмами, как Audio Research, McIntosh Labs, Krell, Conrad Johnson, JBL, Infinity, Alon, Dunlavy, Westlake Audio, и десятки других.

Кроме американских компаний, наиболее известны в своей области фирмы из Западной Европы, особенно Германии, Англии, Дании. Дания – аудиофеномен, в такой маленькой стране находится огромное число производителей аппаратуры и электронных компонентов, динамиков, поставляемых по всему миру. И конечно, нашему человеку мил и близок японский Hi-Fi 70-90-х годов. Все-таки европейская аппаратура тех лет – Grundig, Telefunken, Braun, Blaupunkt, ITT, Dual, Saba, Salora, не говоря уж об экзотике вроде Revox, Studer, Tandberg – встречались в Советском Союзе намного реже, чем Sony, Technics, Pioneer, Sharp(Optonica), Toshiba(Aurex), Hitachi(LoD), Nakamichi, Sansui, Trio / Kenwood, Akai, Teac, Mitsubishi(Diaton)и многие другие…

Исторически сложились и наиболее известные мировые школы звука, обусловленные конструкциями, подходами к аудиооборудованию, а также культурными, языковыми и личными особенностями. Их три – американская(североамериканская), европейская (с акцентом на германскую, британскую, скандинавскую, а в последнее время – и швейцарскую школы), азиатская (с отдельно существующей японской школой звука). Все остальные места земного шара глобального значения, как школы звука, не имеют. Российские разработки пока еще очень молоды и замкнуты, в основном, на локальный рынок.

Все прошедшие годы системы Hi-Fi непрерывно совершенствовались, возникали новые подходы и решения, иногда не всегда удачные. В 70-х годах появились первые квадрафонические ресиверы (люди старшего поколения наверняка их помнят!), но век их был недолог.

Похожая история произошла и с DAT-кассетами и мини диском – они ушли с бытового в профессиональный рынок. А виниловые пластинки и компакт-диски живы и здоровы, винил сейчас вообще находится на серьезном подъеме, которого еще несколько лет назад никто от него не ожидал.

Более того, есть все признаки грядущего возрождения катушечных магнитофонов – начат выпуск магнитных лент и нескольких возрожденных катушечных моделей. Этак и кассетные магнитофоны вернутся. Да и минидиск можно возродить, уже на современном уровне.

В то время компания Sony могла себе позволить многие всемирные инновации – стандарт компакт-диск, в создании которого она принимала непосредственное участие, портативные плееры Walkman, Discman, видеоформат Betacam, тот же минидиск. Середина 90-х годов – золотой век компании, ее оборот в 1995 году составил 57 миллиардов долларов (это в те времена!). В лабораториях фирмы трудилось множество известных инженеров и талантливых ученых. Можно вспомнить гениального японского физика, нобелевского лауреата Лео Эсаки, впервые описавшего туннельный эффект в диодах (названных позже его именем) – явление волнового прохождения элементарных частиц через, казалось бы, непроницаемый барьер…

Наиболее серьезно технический прогресс затронул электронику – источники, усилители. Виниловые проигрыватели и акустические системы обновляются редко, это наиболее энергоемкие части Hi-Fi-системы. Источники музыкального контента – наиболее быстро совершенствующиеся аппараты, это связано во многом с появлением принципиально иных музыкальных носителей и источников музыкальных записей. Принципиальным отличием современных систем от того, что было ранее, стало и введение многоканальной звукозаписи и многоканального музыкального воспроизведения в форматах SACD(DSD) и DVDAudio.

Современная бытовая Hi-Fi-аудиосистема состоит из следующих компонентов:

Источники сигнала

Источники музыкального сигнала . Кроме традиционных, таких как виниловый проигрыватель, компакт-диск, тюнер(радиоприемник), в настоящее время широкое распространение получили онлайн-источники контента(интернет-радиостанции), медиасерверы, проигрывающие музыку с различных твердотельных носителей (флэшки, жесткие диски), мобильные устройства (смартфоны, планшеты, плееры) и бытовые компьютеры всех типов. Особенность современных источников – возможность работы с аудиофайлами высокого разрешения, вплоть до 24 бит/ 192кГц, а также поддержку файлов DSD с четырехкратно увеличенной частотой 11.2 МГц.

Усилитель сигнала

Усилитель музыкального сигнала. Выбор усилителей огромен – это могут быть однокорпусные аппараты и отдельные предварительные и оконечные усилители, транзисторные, ламповые, гибридные, стандартных габаритов или нестандартных, с дополнительными функциями (встроенный ЦАП, стример, управление по беспроводной сети) без них, с балансными входами-выходами и с обычными, и так далее. Внутри каждого типа усилителей существуют свои субделения, в результате многообразие их конструкций достигает наибольших значений во всем сегменте аудиотехники.

Акустические системы

Акустические системы. Здесь практически такое же разнообразие, как и в усилителях, включая самые экзотические (электростаты, магнепланары, пьезоэлектрики, плазменный ионный излучатель). Кроме технических различий в конструкции, акустические систем можно разделить на полочные, напольные, встраиваемые, а также активные (со встроенным усилителем, кроссовером и опциональным цифровым сигнальным процессором), и пассивные, работающие от обычного бытового усилителя.

Соединительные кабели

Кабели – важнейший компонент системы, пренебрегать ими нельзя. Это касается не только слаботочных (акустических, межблочных, цифровых) но и специальных силовых кабелей 220В для питания аппаратуры.

Возможные аксессуары

Возможные аксессуары – отдельные цифро-аналоговые преобразователи, отдельные тактовые генераторы, внешние или опционные блоки питания, специальная стойка для оборудования, источник бесперебойного питания или сетевой кондиционер, различные виброизолирующие подставки, конусы, демпферы, а также всякие устройства, вклад которых в звучание находится в категории субъективных (различного рода тотемы, скобки, пирамидки и шары, гармонизаторы, энергоусилители, фильтры на основе ячеек Смита и тому подобное).

Всю аппаратуру для стерео- и многоканального воспроизведения можно условно разнести в три категории – ретро, современная(модерн), и альтернативная (использующая компоновку и элементы, очень мало распространенные среди любителей музыки, а в основном, только среди профессионалов и продвинутых пользователей.) Наша задача – помочь нашим клиентам в приобретении именно той аппаратуры, которая решает все поставленные ее владельцам задачи и доставит им удовольствие от ежедневного использования.

{tab Аппаратура в стиле ретро }

Корни этого направления уходят в 60-е годы ХХ века – самый известный период производителей Hi-Fi-аппаратуры. Выпускают аппаратуру в таком стиле, в основном, американские, английские и японские компании. Другое дело, что сейчас очень мало современной аппаратуры Hi-Fi в ретростиле – только High End. Из американских фирм можно назвать те же Audio Research и McIntosh, из английских – Tannoy, японцы, в основном, выпускают ламповые усилители “под старину”. К ретростилю можно отнести аппаратуру и акустику, в которой много дерева, используются лампы, аналоговые стрелочные индикаторы и огромные широкополосные динамики, в том числе разнообразные рупоры.

{tab Аппаратура в стиле модерн }

Сюда можно отнести подавляющее большинство всей аппаратуры и акустики, выпускаемой в настоящее время. В аппаратуре преобладают полированный металл, стеклянные элементы, дисплеи и сенсорные экраны , необычные пульты управления. Акустические системы имеют различную форму – кубы, башни, сплайновые(изгибные) формы, нестандартные акустические решения. Отделка – металл, пластик, стекло, глянец, рояльный лак разных цветов.

{tab Альтернативные аудиосистемы }

Это удел немногих энтузиастов-аудиофилов, которых не пугает сложность и немассовость такого оборудования. Выглядят такие комплекты странно и необычно для человека, привыкшего к классической компоновке аудиосистем.

Типичный пример – в качестве источника используется компьютер, специально доработанный под обработку музыкальных файлов высокого качества, как правило, это файлы DSD(SACD) и специальные файлы с оригинальных мастер-лент, переведенные в цифру с качеством, намного превосходящим компакт-диск (такие записи продают специализированные компании и некоторые студии).

Сигнал с компьютера поступает на цифро-аналоговый преобразователь высокого класса (иногда используется не выход USB, а вывод на профессиональную многоканальную звуковую карту), откуда передается на цифровой сигнальный процессор с функцией предварительного усиления. Процессор способен обрабатывать огромный объем музыкальных данных в реальном времени, в нем выставляется частота среза для динамиков, фаза сигнала, степень усиления, осуществляется электронная коррекция звучания под акустические условия помещения. В некоторых комплектах, данная обработка происходит непосредственно в акустических системах, которые, разумеется, больше похожи на вычислительный центр, чем на привычную колонку.

Сам термин Hi-Fi это ничто иное как сокращение от High Fidelity (высокая верность), и относится он скорее не к самой аппаратуре а к параметрам качества выполняемых ею функций, проще говоря её соответствие некоему стандарту качества принятому несколько десятков лет назад. Нет смысла описывать этот стандарт, так как с того времени техника шагнула так далеко, что приведённые в нём цифры кажутся сейчас смешными. К тому же сейчас любой производитель весьма посредственной техники может «подогнать» свои творения под эти цифры, что отнюдь не прибавит качества звука и изображения его аппаратам.

С течением времени появился более ёмкий термин «High-End». Так что же это такое? High-End не подразумевает наличие какого либо стандарта (в цифрах), единственный «стандарт» это качество и достоверность звука которое Вы слышите, а не читаете в характеристиках. «Но почему же так дорого?» - спросите Вы. Всё очень просто. High-End – это полное отсутствие каких либо компромиссов и только лучшие комплектующие и эксклюзивная ручная сборка, когда разработчик аппаратуры ограничен только своей фантазией и способностями, при этом ни стоимость исследований ни стоимость готового продукта не имеют значения. Основная задача при разработке подобной High-End аппаратуры – добиться идеального результата любой ценой.

Итак, научно-технический прогресс не стоит на месте. Новейшие исследования и технологии приводят к увеличению функциональности устройств и их повсеместной миниатюризации. Телевизоры становятся тоньше и уже почти сливаются со стенами, DVD-плееры почти незаметно возвышаются над полкой и кажется стремятся сравняться по толщине с самим диском. Вы скажите: «За этим будущее!», и я пожалуй соглашусь, но с небольшой поправкой, это будущее комфорта, удобства и функциональности, но зачастую в жертву качеству звука и изображения.

Да, пожалуй любителю плоских функциональных Hi Tech устройств будет непросто подобрать себе High-End систему. Скорее он будет шокирован увидев полноразмерные аппараты с очень внушительным весом заполняющие стойки, да ещё и их количество в одной системе воспроизводящей только CD может привести в недоумение (вместо одного аппарата как в супермаркетах их уже от двух до пяти и даже больше). Но зачем разносить в разные корпуса то, что можно объединить в одном, ведь это экономия места и средств? Не буду вдаваться в подробности в рамках этого раздела, скажу лишь, что это взаимные помехи, господа, и взаимное искажение сигнала, законы физики никто не отменял и компоненты воздействуют друг на друга через вибрации и электромагнитные поля, что существенно ухудшает звук и изображение (детально рассмотрим это позже). А где же десяток ручек и кнопок эквалайзера и прочих непонятных настроек? Да, их Вам тоже найти не удастся, подобная техника уже имеет идеальный звук, пытаться изменить который кощунственно, если быть точнее она настроена таким образом, чтобы не вносить в звук никаких своих «настроек», только идеальная передача того, что записано на диске или пластинке. «Но куда же и как эту систему спрятать, ведь она займёт весьма значительную часть гостиной?» - спросите Вы, поверьте мне, грамотно составленная и настроенная система займет не только место в гостиной, но и огромное место во всей Вашей дальнейшей жизни, став вашим хобби на долгие годы. Вы откроете для себя обсалютно новый мир ощущений и эмоций, который изменит ваши взгляды на кино и музыку навсегда. К тому же именитая система в великолепной отделкой корпусов и потрясающим дизайном будет предметом Вашей гордости и показателем Вашего статуса не меньше чем автомобиль Bentley у порога.

Впечатление от прослушивания любимых музыкальных произведений на High-End аппаратуре аналогично тому, которое можно испытать насухо протерев запотевшее окно через которое Вы много лет смотрели на красивый пейзаж, который и раньше казался прекрасным, но теперь Вы наконец увидели его таким какой он есть на самом деле с миллионами деталей и оттенков. Музыка кристально чиста и полна энергии и драйва, фильмы становятся контрастнее, цвета насыщеннее, звуковые эффекты пробирают до костей…..А впрочем, к чему нам лишние слова, зайдите к нам в Hi-Fi Profi на демонстрацию, ведь лучше один раз увидеть и услышать, поверьте равнодушны не останетесь.

Большинство пользователей домашней акустики не испытывают особых неудобств при прослушивании музыки в формате MP3 и даже при просмотре фильмов с простой стереоканальной звуковой дорожкой. Однако некоторым хочется получить максимально качественный звук, а постоянно подстраивать эквалайзер в процессе эксплуатации дешевых колонок – занятие утомительное. Если вы – один из таких пользователей, и вам не нужны преувеличенные басы, от которых дрожат не только стекла, но и бетонные перекрытия – Hi-Fi системы существуют именно для вас.

Стоит отметить, что Hi-Fi – это удовольствие не из дешевых. Скорее всего, придется собирать такую систему постепенно, покупая буквально по колонке в месяц. Но это того стоит, если вы хотите полностью защитить себя от разочарования при пользовании акустикой.

Выбор компонентов Hi-Fi системы

Вероятно, между решением о сборке высококачественной системы и, собственно, ее покупкой пройдет несколько месяцев – много времени уйдет на изучение всех тонкостей этого вида акустики. Стоит полистать специализированные журналы, после прочтения некоторых из них выражения вроде «теплый ламповый звук» и «дерзкий ядовитый ресивер» станут для вас не пустым звуком.

Но до превращения в полноценного аудиофила стоит разобраться в базовых понятиях, связанных с Hi-Fi акустическими системами. Например, стоит понять, что влияет на стоимость акустики.

В отличие от Hi-End систем, Hi-Fi акустика стоит ровно столько, сколько должна. При этом каждый из ее элементов – будь то малозначимая колонка-сателлит или усилитель звука – стоит примерно одинаково. Подчеркнем: должна стоить одинаково. Говоря более простым языком, необходимо покупать устройства из одной ценовой категории, потому что проседания в качестве неизбежно скажутся на итоговом звучании системы. Важно также учитывать условия эксплуатации: если система устанавливается не в специальной восьмиугольной комнате, и в ней имеются разные предметы, сильно влияющие на распространение звука (хотя бы мебель) – компоненты системы смогут качественно звучать только в том случае, если они максимально близки по своим техническим характеристикам.

Любая Hi-Fi система должна состоять из следующих компонентов:

  • комплект колонок (от двух до восьми);
  • усилитель звука или AV-ресивер;
  • источник звука (компьютер, музыкальный центр, проигрыватель);
  • набор акустических кабелей – для соединения источника звука с усилителем и для подключения усилителя к пассивным колонкам и сабвуферу.

Для неискушенных пользователей все эти компоненты объединяются в общий набор и продаются в красивых коробках по взвинченным ценам. Продавец будет нахваливать вам качество звука, демонстрируя все его нюансы на примере mp3-файла с битрейтом 128 кб/с или вообще, включив радио. Это позволит ему оправдать все изъяны звука и ввести покупателя в заблуждение. Вы подумаете, что уж ваши-то с любовью и вниманием собранные музыкальные файлы будут звучать как надо. Но стоит лишь присмотреться к отдельным элементам такой системы, и сразу станет очевидно – по своему качеству колонки не далеко ушли от китайских компьютерных стереопар за 500 рублей. Поэтому лучшим выбором станет сборка Hi-Fi системы своими руками из отдельных элементов.

Фронтальная Hi-Fi акустика

Если финансовые возможности ограничены, а размеры комнаты не позволяют полноценно разместить все элементы акустики 5.1 или 7.1, стоит обратить внимание на качественные стереосистемы. Состоят они из двух колонок, которые выводят звук с фронтальных каналов – левого и правого.

Фронтальные колонки бывают двух типов:

  • напольные – имеют большой размер и, как правило, являющиеся многополосными;
  • полочные или настенные – меньше в габаритах и, по мнению некоторых пользователей, создают менее насыщенную звуковую картину.

Преимущество второго типа перед первым в случае с небольшим помещением – весь звук будет поступать прямо в комнату. В случае же с большими напольными колонками могут выявиться некоторые проблемы, преимущественно с басом – из-за физических особенностей низкочастотных волн звук будет идти не к центру помещения, как он должен, а в обратном направлении – к соседям в соседней квартире. Кроме того, не исключены искажения звука – гудение басовых партий.

Можно сказать, что полочные колонки уступают напольным в масштабности. Но есть у них и заметный перевес в микродинамических характеристиках, что подтверждают многочисленные тестовые прогоны и испытания. Субъективно же можно заметить, что маленькие стереосистемы обеспечивают глубину звучания в замен его масштабности: так, легко заметить самые мелкие нюансы исполнения музыки, тонкости ударов по барабанам, отдельные дребезжания струн и так далее.

Выбор усилительного устройства

Усилитель или ресивер? Этот вопрос заботит многих пользователей, впервые сталкивающихся с Hi-Fi акустическими системами. Разница между этими устройствами, в основном, заключается в удобстве применения и количестве функций.

Функционал усилителя, как правило, ограничивается только усилением звука; некоторые модели также могут собирать сигнал и передавать его на несколько колонок сразу или менять больший спектр физических характеристик звука. Ресивер же – это многофункциональное устройство, которое включает в себя:

  • радиоприемник;
  • декодер аудио сигнала по разным технологиям;
  • ЦАП – устройство, которое трансформирует аналоговый сигнал в цифровой и обратно, что очень важно в том случае, если источник звука не позволяет подключать цифровые хайфай колонки по соответствующему интерфейсу;
  • усилительный блок (отличие от обычного стереоусилителя, имеет не два канала, а от шести до восьми, что позволяет подключать все элементы системы объемного звука вместе с сабвуфером, а не собирать комплект усилителей по одному для каждой колонки);
  • устройство для объединения акустических сигналов;
  • блок обработки видео.

Таким образом, можно сделать простой вывод – ресивер лучше всего подходит, если он станет центром объемной мультимедийной системы, например домашнего кинотеатра с восьмиканальной акустикой. Для простой стереосистемы же хватит и соответствующего стереоусилителя – есть мнение, что и качество будет в таком случае более высоким.

Установка колонок

Вы долго выбирали подходящую систему, копили на нее полгода, наконец-то принесли домой, подключили и… ничего не произошло. Ничего особенного, по крайней мере, и отличия от старых колонок за 500 рублей совсем не заметны. Не стоит волноваться – это абсолютно стандартная ситуация. Одной покупки качественных Hi-Fi колонок и правильного их подключения недостаточно – важно также правильно их установить.

Прогрев

Перед введением системы в полноценную эксплуатацию колонки необходимо прогреть. Это нужно для того, чтобы детали устройств сбалансировались и вошли в гармонию друг с другом, диффузоры излучателей растянулись и обрели эластичность и вообще, чтобы все характеристики системы вышли на задуманный инженерами уровень. Но как же осуществляется прогрев колонок?

Для прогрева необходимо использовать музыку, которая покроет весь спектр частот – лучше всего для этого подойдет какая-нибудь радиостанция, транслирующая музыку разных жанров. Включить колонки нужно на сутки, выставив громкость примерно на треть от максимальной, не допуская перегрузки устройств.

Конечно, непросто будет включить громкую музыку на 24 часа, чтобы никого этим не взбесить. Кое-какие хитрости помогут вам в этом:

  • колонки переключаются в режим моно, чтобы добиться идентичности звучания на каждом из динамических излучателей;
  • одна колонка подключается к усилителю правильно – плюс к плюсу, минус к минусу, а вторая – реверсивно, то есть плюс к минусу и наоборот;
  • колонки ставятся напротив друг друга динамиками друг к другу – сближение их должно быть максимальным, но без соприкосновения;
  • сверху колонки можно укрыть материалом, не пропускающим звук – одеялом или поролоновым полотном.

Получится система по типу активного шумоподавления – звуки из колонок будут находиться в противофазе и заглушат друг друга. Грубо говоря, мощность звука останется той же, но вы ничего не услышите.

Кроме того, нельзя включать колонки сразу после того, как принесете их домой. Дайте устройствам полежать немного, чтобы они привыкли к комнатной температуре – ничто не убьет электронику быстрее, чем конденсат, возникающий из-за разницы температур.

После прогрева останется только опытным путем определить идеальные места для размещения колонок – и можно наслаждаться качественным Hi-Fi звуком.

Hi-Fi – как много в этом слове… Когда в конце 80-х на территорию СССР хлынули первые японские аудиосистемы, стало модно собирать целые комплекты с хорошим звуком. С тех пор прошло много времени, и Hi-Fi аудиосистемы стали использоваться не только для прослушивания музыки, но и для аккомпанирования фильмам и компьютерным играм. И самое главное, Hi-Fi теперь доступен практически любому желающему. Вопрос только в потребностях и качестве звучания.

Многие рано или поздно сталкиваются с потребностью улучшить звук своей аудиоаппаратуры. Для большинства в какой-то момент становится недостаточно простых компьютерных колонок: и баса не хватает, и середина «жидковата». А некоторые «переросли» свою нынешнюю аудиосистему и хотят ещё глубже погрузиться в чудесный мир звука. В любом случае, придётся выбирать себе новую Hi-Fi аудиосистему. Но всё не так просто. Стоит только начать выбирать подходящую модель, как на голову сваливается поистине грандиозный водопад из фирм, характеристик, линеек, моделей, комплектаций. С одной стороны, это хорошо. Но с другой – как выбирать-то?


Разобраться в огромном рынке Hi-Fi аудиосистем сложно, но возможно. Самое главное – понять, что именно вам нужно, для каких целей вы будете использовать вашу систему. Далее – разобраться в ряде несложных технических параметров. И всё. Вернее, закончился подготовительный этап. А самое сложное впереди, и от этого не отделаться.
Различаются аудиосистемы разных ценовых уровней, существует множество вариаций подбора оборудования, есть всевозможные технические характеристики. Но подобрать подходящую именно вам аудиосистему могут только ваши уши. Дело в том, что каждый из нас воспринимает звук по-своему. Мало того, что мы слышим разный диапазон чистот, так ещё наши привычки и музыкальные предпочтения играют важную роль. Так что нужно ехать в магазины и слушать, слушать и ещё раз слушать. Иначе вы рискуете ткнуть пальцем в небо и купить систему, которой не будете довольны. Другой вопрос, что цены в магазинах чаще всего выше. Но никто же не мешает вам выбрать систему там, а купить в интернете ?

Начать разбор аудиосистем Hi-Fi стоит с того, что они состоят из трёх основных частей: проигрывателя, усилителя и непосредственно акустической системы. В этой статье мы будем говорить только об акустических системах. При этом выбор сабвуфера – это отдельная большая тема, и её мы раскрываем в другой статье.


Чем различаются акустические системы?

У вас долгая история любви с Hi-Fi аудиосистемами? Вы аудиофил, который слышит самые трудноуловимые частоты? Вы можете позволить себе всё самое лучшее?

Если вы не ответили «да» ни на один из этих вопросов, то не стоит сразу бросаться на лучшие аудиосистемы. Не потому даже, что вы, скорее всего, не почувствуете ту разницу в звучании между бюджетными и самыми дорогими системами, которую слышат аудиофилы. А потому что стоимость самых лучших систем начинается примерно от 7500$. Готовы ли вы потратить такую сумму? Если нет, то лучше начать с бюджетного варианта. Для новичка в мире Hi-Fi вполне будет достаточно системы базового и среднего класса. А со временем вы, возможно, поймёте разницу и решитесь перейти на систему более высокого класса.

Состав комплекта

Это ключевой параметр, так как именно от состава комплекта колонок зависит соответствие системы вашим потребностям.

Для чего вам нужна аудиосистема?

Если вы заядлый меломан, собираете коллекцию редких дисков или винила с «битлами» и Майклом Джексоном, то вам подойдёт традиционная стереопара (или трифонический комплект – две фронтальные колонки и сабвуфер). Также этот вариант ваш, если вы любите «погонять в батлу» или CS и хотите полностью погрузиться в игровой мир. Если же вы обожаете фильмы, планируете установку большого экрана или проектора (а может быть, у вас он уже есть) и хотите насладиться глубоким погружением во время кинопросмотра, то лучше остановить свой выбор на комплекте акустики 5.1 (6.1, 7.1 и т.д.) Такой же совет можно дать самым утончённым меломанам, аудиофилам, любителям классической музыки и электроники.

Если же вам нужен универсальный вариант, то можете выбрать любой из двух вариантов: и хорошая стереопара, и система 5.1 справится с необходимой нагрузкой. Но учтите, что хороший комплект 5.1 будет гораздо дороже хорошей стереопары.

Напольные и полочные



Одним из важнейших различий между колонками являются их габариты. Маленькие колонки, полочные, можно поставить и на стол (но всё же лучше на специальную стойку), большие, напольные, стоят на полу.

Если вы знаете основы физики, то чаще всего (в первую очередь, в НЧ - диапазоне) верно утверждение, что чем больше колонка, тем лучше звук. Конечно, всё зависит от задач и вашего помещения. Но не торопитесь делать выводы. Во-первых, напольные колонки гораздо дороже. Во-вторых, если вы планируете установить акустическую систему в стандартную «однушку», то размера помещения просто не хватит для того, чтобы полностью раскрыть потенциал напольных колонок - им нужно больше пространства.

Поэтому для маленького помещения берём «полочники» (лучше будет, если вы поставите их на специальные стойки), а для большого – «напольники». Но всё же не стоит покупать слишком маленькие фронтальные колонки.

Чувствительность громкоговорителя



Эта характеристика - уровень звукового давления, который будет создавать система при поступлении на неё сигнала с усилителя, измеряется в дБ/Вт*м. При одинаковой мощности чем выше чувствительность акустической системы, тем более громкий звук она способна выдать. Акустика с высокой чувствительностью будет звучать громче с не слишком мощным усилителем. Но акустическая система с небольшой мощностью в паре с мощным усилителем выдаст более громкий звук, чем акустика с высоким уровнем чувствительности. Также следует помнить, что мощный усилитель может повредить чувствительные динамики.

Диапазон частот

Звук - это явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний. Человеческое ухо способно слышать звуковые колебания в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц. Если говорить об этом диапазоне, то его условно разделяют на бас, средние и высокие частоты. Бас - 10 - 200 Гц; средние - 200 Гц - 5 кГц; высокие - 5 кГц - 20 кГц.

Диапазон частот - это один из самых главных параметров. Чем ближе диапазон частот акустической системы к показателям 16 - 20000 Гц (воспринимаемых человеком), тем лучше. Для сравнения – средние показатели полочной акустики – 60 – 20000 Гц, а напольной – 40 – 20000 Гц. Но бывают исключения, так что лучше обратить особое внимание на эту характеристику.

Кстати, многие модели средних и высоких ценовых категорий имеют высшую границу частотного диапазона выше 28000 Гц. Не стоит не думая бросаться на такие колонки: не забываем про воспринимаемый человеческим ухом диапазон.

Количество полос



В идеале аудиосистема должна состоять из одного широкополосного динамика с полным диапазоном частот 20 - 20 000 Гц. Но на практике это очень трудно осуществить, поэтому акустические системы разбивают на полосы, чаще всего две или три.

Акустические системы среднего ценового диапазона обычно имеют две полосы: низкочастотную (одновременно отвечающую и за средние частоты) и высокочастотную. В более дорогих акустических системах добавляется ещё одна среднечастотная полоса.

Если вы будете слушать в основном вокальную музыку, то двухполосных систем вам хватит. То же относится к тем, кто ищет колонки для игр и работы на компьютере.
Для прослушивания электронной или классической музыки и просмотра фильмов в домашнем кинотеатре лучше приобрести трёхполосную систему.

Сопротивление (импеданс)

Эта характеристика означает полное электрическое сопротивление системы. Наиболее встречаемые значения - 4, 6 и 8 Ом. Важнее всего этот параметр для подбора усилителя: параметр импеданса у него должен быть таким же. Несоответствие импеданса у акустики и усилителя может вызвать серьёзные проблемы. Если при одинаковой мощности обоих устройств импеданс у колонок выше, чем номинальное сопротивление усилителя, то колонки будут звучать тише. Если же импеданс колонок ниже, то усилитель может сгореть. Так что, если усилитель у вас уже есть, то это упростит выбор акустической системы: выбираем из подходящих по импедансу.

Максимальная мощность



Это максимально возможная подводимая электрическая мощность при определенном нормированном коэффициенте нелинейных искажений. Многие считают, что этот параметр означает, как громко будут звучать колонки. Но это не совсем верно. Показатель мощности говорит о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя. Следовательно, очень важно, чтобы мощность акустики соответствовала или превышала мощность усилителя.

При выборе усилителя и акустической системы, желательно, чтобы реальная максимальная мощность акустической системы превышала мощность усилителя на 30 процентов или более. В этом случае вы будете застрахованы от выхода из строя акустики из-за подачи на нее сигнала недопустимо большого уровня. Если выбирать вариант для дома, то более чем достаточно показателя 100 Вт. При этом вряд ли когда-нибудь вы будете слушать что-то на максимальной громкости. Для больших же помещений стоит обратить внимание на более высокие показатели мощности – в зависимости от площади комнаты.

Система в целом

Приобретя очень дорогую акустику и подключив её к слабенькой аудиокарте, не стоит ожидать фантастического звука, но вполне вероятно появление искажений. И наоборот, купив лучший на рынке усилитель к дешёвым колонкам, вы просто выбросите деньги на ветер.

Очень важно, чтобы все звенья цепочки (усилитель – акустическая система – сабвуфер – коммутация) правильно между собой сочетались.

Во-первых, всё оборудование должно подходить друг другу по техническим характеристикам (к примеру, сопротивление).

Во-вторых, аппаратура должна быть одного класса (пример со встроенной аудиокартой и дорогой акустикой).

В-третьих, всё должно между собой сочетаться для гармоничного звучания. Если вы новичок и не особо разбираетесь в рынке аудиосистем, лучше приобретите полный комплект от одного производителя. Так вы точно не прогадаете.

Т олько вдумайтесь: термину Hi-Fi, олицетворяющему, по сути своей, последние достижения прогресса в области аудиотехники, исполнилось целых 90 лет! Понятно, что на момент его появления это были скорее теоретические изыскания, и до массового производства подобной аппаратуры было ещё далеко. Однако 70 лет назад уже появилось первое в мире специализированное издание по аудиотехнике, американский журнал Audio.

А вот в 1962 году началось, метафорически выражаясь, начало конца, а именно – Джастин Гордон Холт, основатель ещё одного американского издания, Stereophile, ввёл в оборот термин high end audio , породив тем самым нынешнее ценовое расслоение. Хороший звук становился всё дороже, доступные системы обрастали… хм… функционалом. И умопомрачительными цифрами мощности на коробках.

Казалось бы, что же тут плохого? Скажем так: для человека, любящего музыку и при этом обеспеченного – практически ничего, ведь он по-прежнему может позволить себе покупать качественную аудиотехнику. Ничего не изменилось и для потребителей «музыкальных консервов»: трудолюбивые азиаты освоили выпуск аудиоширпотреба, где с копеечной стоимостью соседствует примерно такое же качество. А вот хороший начальный сегмент Hi-Fi, к сожалению, оказался, что называется, в загоне.

Рискну предположить, что произошло подобное, в том числе, и по банальной причине, характерной для любой золотой середины – наиболее высокому соотношению цена/качество, и, как следствие – наименьшей рентабельности. Основная прибыль приходится на массовый сегмент, премиальные модели зачастую делаются для демонстрации возможностей и поддержания статуса, а вот на «рабочих лошадок» времени и сил уже не остается. Практически у всех. За редким исключением. Одно из которых – британская компания Cambridge Audio .

Бюджетные Hi-Fi-компоненты от Cambridge Audio


Сбалансированный комплект основных АС, «умный» сабвуфер с удобной настройкой — ELAC Debut приятно удивит и и любителя кино и меломана

«Дебюты» примечательны тем, что несмотря на более чем умеренную стоимость, в состав серии два сабвуфера, калибром 10 и 12 дюймов, а также Atmos-колонки, что позволяет укомплектовать с их помощью даже самый современный домашний кинотеатр. Помимо этого, в серии закономерно имеется центральный канал, пара напольных моделей и целых два полочника, что даже при условии создания классической системы 5.1 с напольными фронтами позволяет выбрать из 16 (!) возможных вариантов комплектации.

Любопытно, что в сабвуферах установлены усилители не класса D, мощные, но скажем так, не особо музыкальные, а используется технология BASH, в которой оконечные каскады класса AB питаются блоком питания на базе ШИМ. Вдобавок, в моделях S10EQ и S12EQ, сообразно индексу, применена система автокалибровки под акустику помещения, с использованием мобильного устройства не только для управления (через Bluetooth), но и в качестве… калибровочного микрофона!

Что же получается?

А получается, что полноценную стереосистему или ДК при желании можно собрать по стоимости беспроводной колонки :-), а то и существенно дешевле, было бы желание.



Просмотров