Где перо в фотошопе. Руководство по применению инструмента перо в фотошоп

Я решил написать подробный гид по использованию инструмента Перо в Фотошопе или Pen Tool , его англоязычное название. И причины, которые меня побудили на это, заключаются в том что Перо очень непростой инструмент. Изучение Пера осложняет также то, что в Фотошопе он идет в связке с массой непонятных настроек. Даже подробный разбор всех настроек не гарантирует успешное освоение инструмента Pen Tool и вот почему. Рисование контуров Пером — исключительно моторный навык. То есть надо понять на неком подсознательном уровне, как и по каким законам гнётся кривая Pen Tool .

Когда я начинал осваивать Перо в Фотошопе я был в полной прострации. Я с трудом понимал принципы, по которым Перо выстраивает векторные кривые. Но этот путь мною благополучно пройден. Я убежден в том, что освоить инструмент Pen Tool очень просто, если браться за него с правильного конца. Для полного освоения Pen Tool я рекомендую прочитать статьи о векторе в Фотошопе:

Немного об инструменте Pen Tool (Перо)

Pen Tool — стандартный и типовой инструмент для создания векторных кривых где бы то ни было. В различных вариациях он присутствует почти во всех программах для графического дизайна. Он есть в Фотошопе и Иллюстраторе . Честно говоря он переехал в Фотошоп как раз из Иллюстратора, вместе с другими базовыми инструментами вектора лет 15 назад. Он есть в Corel Draw , там он называется Bezier Tool . Конечно, перо было и в Macromedia Freehand , пока программа была жива. Есть перо и в бесплатных программах вектора типа InkScape . Перо есть в InDesign в Flash и даже в GIMP-e . Во всех перечисленных программах перо везде работает одинаково. То есть, если вы разобрались с пером в Фотошопе, то разобрались с ним во всех перечисленных мною графических платформах.

По моему мнению учиться рисовать Пером удобнее все же в векторных рисовалках вроде Иллюстратора. Просто потому что в векторной программе Перо отделено от всякой мишуры, оно выглядит как перо, оставляет за собой линию, как при рисовании на бумаге. Тем не менее я решил написать о Пере применительно к Фотошопу, просто потому что именно Фотошоп является самой распространенной графической программой, именно через него люди начинают изучать Pen Tool и только после этого начинают осваивать Adobe Illustrator .

Ну и в заключении немного истории. Инструмент Pen Tool или Перо Безье , как его называют во всем мире, основано на математической формуле математика Пьера Безье . На самом деле Поль де Кастельжо изобрел кривые Безье немного раньше самого Безье. Но его работы не опубликовались, так как являлись корпоративной тайной Ситроен. Впрочем исторический экскурс вы можете прочитать и сами в Википедии, в том числе и о самой Кривой Безье . Нас же больше интерисуют не графики с формулами, а ответ на простой вопрос: как же этим Пером нарисовать хотя бы что-то?

Как настроить Перо в Фотошопе

Перед тем как учиться рисовать кривые убедитесь что на панели Настроек Windows > Options у вас стоят правильные значения. Выберите Pen Tool и взгляните на панель наверху. В области режимов вектора у вас должно стоять Path . Мы будем рисовать только в этом режиме. В режимах сложных фигур у вас должно стоять Add to path area (+) . Я очень кратко расскажу об этих настройках, но если вы жаждете подробных обзоров, то я уже написал их:

Режим Path создает векторные контуры в чистом виде. Эти контуры ни к чему не прикреплены. Они существуют вне зависимости от слоев. И, мягко говоря, инструментом Pen Tool в Фотошопе особенно не порисуешь. Он не был создан для рисования в чистом виде. Он несет лишь вспомогательную функцию. Другие два режима — Layer Shape создает фигуру, в виде слоя с привязанной векторной маской. И это единственный способ создания векторных фигур в Фотошопе. Слой заливки, ограниченный векторной маской. Нам этот режим не подходит, так как он сразу будет создавать маску и заливать её каким то цветом. Режим Fill Pixels создает растровые фигуры. Слава богу, при использовании Пера этот режим вообще заблокирован.

Режимы типа Add to path area (+) — вспомогательные режимы. Они созданы для того чтобы рисовать сложные фигуры. Например режим Subtract from area (-) — вырезает дырки в контурах. Другие режимы более специфичные, используются редко. А режим Add to path area (+) — добавляет контуры друг к другу.

Настройка панели Path в Фотошопе

Я уже говорил что Pen Tool в режиме Path создает контуры, которые существуют в отрыве от слоев. Но где то же эти контуры находятся и как то ими можно управлять? Находятся они в панели Path и если вы не можете найти её в своих панелях откройте Windows > Path .

По устройству панель Path похожа на панель , но работает немного иначе. В ней уже присутствует базовый слой Work path . Это не обычный слой, а скорее временная область. Все отрисованные кривые в Фотошопе появляются на слое Work Path . И пока кривые остаются выделенными, слой Work Path сохраняет их для нас. Но стоит нам потерять выделенную кривую, как Work Path обнулится, а контур будет удален. Почему выделение пропадает? Например, вы можете случайно кликнуть по какой-то векторной маске. Или вы можете перейти на панель Path и кликнуть по пустой области. Тогда слой Work Path потеряет выделение, и когда вы опять переключитесь на Pen Tool и начнете рисовать, все старые контуры на Work Path будут удалены.

Чтобы не терять выделенные контуры я советую сразу сохранять их. Для сохранения нужно дважды кликнуть по слою Work Path . Тогда он предложит сохранить контур в отдельный «слой». Либо, другой вариант, нажмите на небольшую иконку на дне панели контуров Create New Path . Тогда панель создаст новый не стирающийся слой для контуров. Но я все же советую работать так. Нарисовали новый контур, кликнули по Work Path и сохранили в новый слой. Таким образом ваши контуры всегда будут на разных «слоях», что очень удобно.

Пожалуй все приготовления закончены и вы знаете достаточно, чтобы не потеряться в настройках инструмента Pen Tool, пора переходить к практике.

Как выделять Пером в Фотошопе

Чаще всего инструмент Pen Tool используют для выделения объектов, или обтравки. Конечно, сам по себе векторный контур ничего не выделяет, но из векторного контура можно легко сделать векторную маску, или преобразовать его в выделенную область, из которой можно получить и растровую маску. Кроме того вектор можно удобно изгибать, создавая мягкие окружности. Вы можете начать обтравку объекта Пером , затем переключиться на другой инструмент, а потом опять вернуться к обтравке. При работе с инструментами выделения типа пока не закончишь фигуру оторваться от работы не возможно. Я терял области выделения сотни раз, из-за случайного клика, или выскочившего окна аськи. С Pen Tool такие фокусы исключены. Поэтому многие предпочитают выделение Пером , нежели Лассо .

Рисовать и пользоваться инструментом Pen Tool я научился именно через выделение. Я выделял и выделял различные объекты и постепенно понимал принципы построения кривых. Я считаю что выделение объектов идеальный вариант изучения Пера в Фотошопе .

Самый простой способ выделить Пером

Самый простой способ начать пользоваться инструментом Pen Tool — забыть о направляющих. То есть, просто возьмите картинку и начинайте выделять предметы без использования направляющих. Как это делать? Очень просто. Сделайте клик, затем второй, затем третий. Примерно так.

Работайте с Pen Tool , как будто это . Выделяйте предметы маленькими отрезками, как ножничками. На окружностях делайте отрезки поменьше, чтобы выделенный объект был выделен гладко.

И вот так шаг за шагом выделите весь объект и соедините точку с начальной точкой, чтобы завершить векторную фигуру.

Следующий шаг

Следующий шаг предполагает более смелое использование инструмента Перо. Зачем делать столько лишних точек? Начинайте понемногу пользоваться направляющими. Не ставьте просто точку. Поступайте так только на ровных контурах. На местах изгиба применяйте направляющие точки. Вначале короткие скромные направляющие. Кликайте инструментом Pen Tool и не отпуская клавишу мышки немного протягивайте курсор. Появятся направляющие линии. Создавайте короткие направляющие без всяких премудростей. Задавайте им направления в сторону линии.

Затем более крупные смелые. Чем крупнее будут ваши направляющие тем меньше вам понадобится точек. На этом шаге мы уже по настоящему начинаем использовать инструмент Pen Tool . Точек становится мало, направляющие длиннее. Они уже не всегда идут ровно по линии контура. Я убежден что научиться правильно располагать направляющие для точек можно только на практике, в полной мере поняв логику построения кривых.

Точки и направляющие Пера

Векторная кривая состоит из точек и направляющих. Точки и направляющие в различных программах имеют десятки названий и определений, от путей, до якорей или просто точек. Тем не менее суть их во всех программах одинаковая. Точка фиксирует координату, через которую должна пройти кривая. Направляющие регулируют направление кривой, отталкиваясь от координат и других направляющих.

Направляющие путей, направляют кривую определенным образом. В любом случае путь должен пройти через векторную точку, но направляющая определяет, как именно кривая пройдет через точку. У направляющей в буквальном смысле есть путь «назад» и путь «вперед».

Чем меньше точек тем лучше. Минимальное количество точек и умелая работа с направляющими позволяют создавать максимально гладкие векторные пути. С другой стороны чем меньше точек, тем больше ваши направляющие, и тем сложнее, порой, правильно настроить векторную кривую.

Работа с инструментом Перо

При работе с кривыми вы столкнетесь с разными видами точек и направляющих. В более продвинутых векторных программах эти различия контролируются в настройках. Но в Фотошопе для работы с вектором имеются только самые базовые инструменты. Можно сказать что Фотошоп дает нам возможность работать с кривыми на самом базовом элементарном уровне. Вот некоторые из разновидностей точек и направляющих, которые вам могут повстречаться.

  • Точки с симметричными направляющими — направляющие такой точки симметричны и связаны. Изменение направляющей с одной стороны изменяет направляющую с другой стороны.
  • Точки с одной направляющей — у точки активирована лишь одна направляющая.
  • Точки с ассиметричными (угловыми) — направляющие такой точки не связаны вместе, они направлены в разные стороны, они разной длины. Такие точки используются для углов.
  • Точки без направляющих.

Я уже говорил что в Фотошопе очень скудный инструментал для работы с точками и направляющими? Но владея некоторыми секретными шорткатами, которые переехали в Фотошоп из Иллюстратора, но никак не афишируются, вы станете мастером по созданию кривых.

Я продемонстрирую работу с Pen Tool создавая векторную область для буквы «R» . Делая обтравочный путь, я постараюсь использовать все возможные приемы при работе с Пером .

Создаем обтравочный путь для буквы R

Начните с простого клика по нижней части нашей буквы. Так как линия абсолютно прямая направляющие здесь не нужны. Даже если они понадобятся в дальнейшем (например вы захотите изменить форму буквы), это можно легко проделать спец инструментами, о которых пойдет речь чуть позже. Чтобы линия получилась абсолютно вертикальной нажмите SHIFT.

Теперь создайте ещё две точки, и протяните их направляющие так, чтобы векторный путь прошелся ровно по контуру буквы.

Теперь поставьте третью изгибистую направляющую, которая должна вести прямо внутрь буквы. Не переживайте, мы это поправим, главное, что её задняя часть ложится на контур буквы.

Нажмите ALT и захватитесь за тот ползунок направляющей, который ушел внутрь буквы. Передвиньте его так, как показано на картинке. Теперь у нас угловая точка с несимметричными направляющими. Заодно сразу можно поставить и следующую точку. Нажатие ALT превращает ваше перо на время нажатия в Convert Point Tool , который создан для коррекции направляющих.

Понятно что, в прошлом шаге мы действовали на ощупь и расставили направляющие неверно. Все это легко можно подправить. При включенном Pen Tool нажмите CTRL немного уменьшите направляющую. Кстати тоже самое можно сделать и нажав ALT , но CTRL вызывает инструмент Direct Selection Tool . Этим инструментом вы можете подвинуть векторные точки. Вы также можете поменять расположение векторных направляющих. Причем, если направляющие точки уже разбиты, вы можете редактировать их порознь друг от друга. Но если они связаны, то редактируются только симметрично друг другу. Чтобы разбить их надо вызывать Convert Point Tool или нажать ALT.

Следующим шагом я довел точки до конца. И вы наверняка заметили, что я воспользовался CTRL и поменял расположение прежней точки, чтобы минимизировать их количество.

Теперь, я бы мог опять нажать ALT и поменять расположение последней направляющей, чтобы направить её направо, но в этом нет никакого смысла. Она вообще там не нужна, так как дно буквы абсолютно горизонтальное. Поэтому я сделаю вот что. Я нажму ALT , но вместо того чтобы захватиться за направляющую, кликну по точке.

Теперь я нажму SHIFT , чтобы получить идеально горизонтальную линию и поставлю новую точку. Ясно, что в этом случае точке тоже нужна только одна направляющая. Кликаем ALT и вытягиваем её.

Очевидно, что я немного не учел расположение точек и направляющих, и перед предпоследней точкой нужна ещё одна. Или, возможно, нужно перенастроить направляющие. Я выберу первый вариант и создам дополнительную точку, чтобы получить ещё больше контроля над кривой. Наведите Pen Tool на пустое место в кривой, и когда на иконке инструмента появится + кликайте. Таким же образом вы можете удалять ненужные точки, наведя на них Pen Tool .

Когда точка поставлена, я нажал CTRL и немного подкрутил расположение точек и направляющие чтобы все было как надо. Не забудьте кликнуть Пером по последней точке, чтобы продолжить рисовать именно эту кривую, а не начать создавать новую. Сделать это нужно в том случае, если вы в ходе ваших экспериментов потеряли выделение контура.

Теперь нажмите SHIFT и поставьте последние точки. На этом отрезке работы я хотел бы сохранить свой контур, чтобы случайно не потерять его. Переходим на панель Path, двойной клик по контуру, вписываем название. Контур сохранен.

Теперь я переключусь в панели настроек на вырезающий режим Subtract, чтобы Фотошоп воспринимал новую фигуру, как вырезающую дырку из первой. После этого я дорисую букву.

Группа инструментов Пера

Говоря о инструменте Pen Tool, нельзя не упомянуть инструменты находящиеся с ним в одной группе. Прежде всего это сам:

Pen Tool — перо Безье, тот самый инструмент о котором я рассказываю всю статью

Free Form Pen Tool — аналог обычного Пера, но отличается тем, что рисует как обычная кисть. То есть не дает никакой возможности настраивать направляющие, а создает кривую на лету. К сожалению, этот инструмент не имеет никаких возможностей настроить сглаживание линии, поэтому кривую создает он ровно, там, где провели мышкой. Ну, а так как рука почти у всех дрожит, о гладких линиях можно забыть. Единственной интересной настройкой инструмента является галочка Magnetic . Она находится на панели настроек выше и превращает Перо, в Magnetic Lasso Tool . Только векторный.

Add Anchour Point Tool — добавляет точку на кривую. Нет никаких причин выбирать его отдельно. Обычный Pen Tool превращается в Add Anchour при простом наведении на кривую.

Delete Anchour Point Tool — удаляет ненужные точки кривых. И опять нет никакой необходимости выбирать его отдельно. Обычное перо прекрасно удаляет точки само, превращаясь в Delete Anchour при наведении на точку.

Convert Point Tool — позволяет перенастраивать с нуля направляющие точки. Готовые направляющие может растаскивать в разные стороны. Незаменимый инструмент, но вы убьете в два раза больше времени если будете постоянно его выбирать. Значительно проще использовать ALT при выбранном Пере.

Рисование Пером в Фотошопе

При рисовании контурных линий вам очень важно создавать не замкнутые фигуры, а отдельные несвязные друг с другом векторные кривые. Как будто художник наносит мазки своей кистью.

Вот несколько способов сделать это. Нарисуйте кривую и снимите выделение. Затем кликните по пустому полю на панели Path . И опять выделите слой Work Path . Кривая будет подсвечена, но не выделена.

Так же можно кликнуть любому из инструментов управления вектором, например, Path Selection Tool , а затем кликнуть по рабочей области. После этого можно продолжить создание кривой на том же поле.

Ещё один способ, просто сохранять все кривые в отдельных слоях на панели Path .

После обтравки вам, конечно же, захочется что-то сделать с векторными контурами. А ведь они для того и созданы, чтобы в дальнейшем с ними что-то сделать. Чтобы превратить их в область выделения, чтобы залить их краской, чтобы создать на их основе векторную маску, или фигуру. Или, в нашем случае, залить контур.

Если вы применяете векторные контуры для вексельного рисования в Фотошопе, вам, скорее всего, захочется превратить их в подобие линий. Вот как это делается в Фотошопе:

  • Выделите одну из линий инструментом Direct Selection Tool или Path Selection Tool .
  • , на который будет залита краска.
  • Кликните по контуру правой кнопкой мыши и из выпадающего меню выберите Stroke Subpath


В появившемся диалоговом окне надо выбрать, конечно, кисть и галочку Simulate Pressure — которая симулирует реальное нажатие пера. Но до этого, вам конечно надо настроить инструмент Кисть Brush Tool , так как заливка произойдет в соответствии с её настройками. Я поставил 7px размера, выбрал кисть с твердыми краями, и конечно не забудьте про галочку Tablet Pressure Control . Без неё с симулированием нажатия пера не очень срастается.

Можно смело нажимать ОК.

Несколько секунд повторяющихся операций и фотография чашки превращается в грубый эскиз.

Заливка векторных фигур, нарисованных Pen Tool

Вернемся к букве R, которую мы нарисовали пару шагов назад. Вместо заливки контуров можно залить содержание фигуры. Для этого вместо Fill Stroke надо выбрать Fill Path из выпадающего меню.

Но вместо этого, можно сделать кое что получше. Выделите вашу фигуру и зайдите в Layer > New Fill Layer > Solid Color . У нас получился слой с заливкой и векторной маской. Этот слой можно уменьшать и увеличивать без потери качества. На этом я пожалуй закончу, так как возможности векторных контуров в Фотошопе приближаются к бесконечности.

Надеюсь вы узнали что-то новое и удачных экспериментов!


Вопросом "как пользоваться пером в фотошопе ?" часто задаются не только новички, но даже продвинутые пользователи программы, которым, попросту, ранее не приходилось сталкиваться в своей работе с этим инструментом. Для тех, кто лишь начинает знакомиться с Пером (Pen), будет полезно знать, где оно находится:

В выпадающем списке, который доступен пользователю после щелчка мышью по иконке с Пером, есть несколько похожих инструментов, функции которых, тем не менее, существенно отличаются. Среди них: Pen Tool - собственно перо, Freeform P.T. - перо произвольной формы, Add\Delete Anchor Point Tool - инструменты для добавления\удаления опорной точки и Convert Point Tool - инструмент для преобразования точек. Обратите внимание на горячую клавишу Р, которой вызывается Перо.

Чтобы было понятнее, о каких точках идет речь, обратимся к основам того, что собой представляет рисунок в фотошопе. Любое изображение, имеющее контур, состоит из опорных точек и соединяющих их линий-отрезков. Передвигая точки, мы, тем самым, изменяем форму зависимого отрезка, а следовательного и всего рисунка. Также перо позволяет управлять направляющими, которые определяют поведение участков кривой.

Какое преимущество дает инструмент перо в фотошопе? Во-первых, вы никогда не нарисуете таких четких и ровных линий от руки. Во-вторых, освоившись с его применением, вы сможете создавать схематические рисунки куда быстрее обычного.

Итак, потренируемся применять выше обозначенные инструменты. Чтобы нарисовать обычную ровную линию, нам понадобится Перо (Pen). С его помощью мы ставим на "листе" две точки, которые тут-же соединяются между собой отрезком.

Freeform Pen слегка напоминает карандаш или кисть, но любую созданную с его помощью кривую можно преобразовать посредством перемещения узловых точек, придавая отрезку желаемую форму.

С оставшимися инструментами все еще проще - узловые точки добавляются или удаляются с помощью клика мышью в том или ином месте контура. Это необходимо для того, чтобы получать возможность более тонкой манипуляции с линиями, изгибать и править меньшие отрезки в разных направлениях, либо напротив, с удалением точки охватывать большую часть контура.

При работе с Пером нужно обратить внимание на такие нюансы:
- если делаете контур гладким, постарайтесь не использовать слишком много опорных точек;
- в гладкой фигуре точки лучше ставить не в месте излома, а посреди линии (в воображаемом месте изгиба);
- Перо отлично подходит не только для рисования, но и для аккуратного выделения фигуры. Для этого удерживайте кнопку Ctrl и обведите рисунок прямоугольным выделением.
- выделенные контуры можно с успехом копировать и использовать отдельно.

В отличие от «Лассо », инструмент «Перо » не учитывает пиксели, находящиеся под ним, что дает полный контроль над выделением. Создавая постоянное выделение вместо временного. Перо позволяет вернуться и изменить его. Хотя использование и настройка пера в фотошопе отнимает больше времени, чем другие инструменты, когда дело доходит до аккуратного выделения, Перо сильнее. Рассмотрим, как работать инструментом «Перо» в фотошопе

Инструмент «Перо»: как пользоваться пером в фотошопе

Инструмент «Перо » создает пути на изображении, соединяя множество точек. С точки зрения фотографов этот инструмент идеален, как способ вырезать разнообразные объекты.

После выбора пера на панели инструментов слева простой клик мышью ставит первую точку. Второй клик добавляет еще одну точку, соединяя ее с первой. Полное выделение пером в фотошопе создается добавлением точек вокруг объекта. Последний клик делают по первой точке, и линия замыкается.

Совет: Перо можно выбрать, если нажать английскую букву P на клавиатуре.

Но что делать с объектами, имеющими искривленный контур? Вместо того чтобы кликать по следующей точке, зажмите и протащите точку – это создаст кривую линию. Если тащить курсор мыши вверх и вниз, изменится высота кривой. Если тащить влево или вправо, изменится крутизна, от прямой до резко выгнутой.

Когда вы зажимаете и перетаскиваете точку, чтобы создать кривую, то появятся направляющие прямые линии. Когда вы будете тащить точку, они покажут направление и степень изгиба кривой. Чтобы создать гладкую кривую, оставьте направляющие точки примерно на 1/3 длины расстояния до следующей точки. Если длина будет слишком большой, кривая выгнется в другом направлении.


Продолжайте размещать точки вокруг объекта. Ставьте новую точку каждый раз, когда нужно изменить направление. Кликайте, чтобы получить прямые, зажимайте и тащите, чтобы получить кривые. Когда обойдете весь объект, замкните контур, щелкнув по первой точке.

Когда контур будет завершен, перейдите к панели «Контуры » (это вкладка на панели слоев ) и переименуйте контур, чтобы сохранить его. Если не сделать этого, он пропадет, как только начнете создавать новый.

Изменение контуров с помощью пера

Преимущество пера заключается в том, что можно вернуться и изменить выделение. То есть, если вы пропустили участок, не нужно переделывать все выделение, как в случае с Лассо .

Прежде чем изменить контур, удостоверьтесь, что на панели «Контуры » выбран правильный. Если нужно переместить точку, чтобы поправить прямую или кривую линию, используйте инструмент «Выделение узла » – это белый, а не черный указатель мыши. Чтобы исправить прямую линию, кликните и перетащите ее точку на новое место. А чтобы изменить кривую, зажмите одну из направляющих точек или прямых линий, исходящих из этой кривой.


Чтобы переместить весь контур, вернитесь к инструменту «Указатель », но на этот раз используйте инструмент «Выделение контура ». Зажмите и тащите линию, чтобы переместить весь контур.

Как создать выделение из контура

Пока что мы создали невидимый контур на фото. Теперь нужно превратить его в выделение.

Вернемся к панели «Контуры ». Кликните правой кнопкой мыши по созданному контуру и выберите пункт «Выделить область ». Во всплывающем окне установите радиус растушевки или то насколько нужно сгладить край фигуры пером в фотошопе . Как обрезать объект , края которого не в фокусе? Воспользуйтесь пером, которое находится выше.

Контур превратится в пунктирную линию – вырезанный объект теперь выбран. Теперь можно скопировать выбранный участок и вставить его в другой файл или добавить маску. Для добавления маски выбранный объект должен быть подсвечен. Кликните по слою, на котором он находится, затем щелкните по значку «Добавить слой-маску » внизу панели «Слои ». Она выглядит как прямоугольник с кружком внутри. Маска будет автоматически применена для выбранного слоя.


Если нужно вернуться и изменить контур после того, как вы применили выделение к слою, удостоверьтесь, что слой выделен. Затем вернитесь во вкладку «Контуры », чтобы выбрать контур для изменения.

Инструмент «Перо» позволят изменить любой выделенный участок. Хотя это не самый быстрый инструмент выбора из всех доступных, но по точности он превосходит все остальные. Поэтому стоит знать, как им пользоваться.

Перевод статьи “How To Use The Pen Tool To Make Detailed Selections ” был подготовлен дружной командой проекта .

Хорошо Плохо

Был давным-давно на PSD Tuts отличный урок-тренажер для новичков, желающих мастерски владеть таким полезным и удобным инструментом Photoshop как Pen tool (Перо в русскоязычной версии). Хотела я на него сегодня сослаться, да не вышло — что то там перекосилось на psd.tutsplus.com и картинки в уроке больше не отображаются. А туториал полезный, вот и решила я его восстановить. Итак, всем любящим Pen tool посвящается.
Вы найдете инструмент «Перо» практически в любом продукте линейки Adobe (и не только). Его функции и поведение изменяются в зависимости от приложения, но суть остается одинаковой: овладев им, вы заметите, как ускорилась и упростилась ваша работа, а результат ее стал заметно лучше. В этом уроке я расскажу вам основные принципы работы с пером в Photoshop.

PSD-файл с упражнением

Прежде, чем начать, сохраните себе следующий , он нам пригодится для отработки изученных в процессе урока навыков. Если вы считаете, что все о Pen tool знаете и ничего нового здесь не прочтете, сразу открывайте этот файл и переходите к весьма полезной практике. Если же в процессе выполнения заданий вам встретится незнакомое сочетание клавиш или просто непонятный момент — возвращайтесь сюда и прочтите статью до конца.

Так, а мы с более прилежными учениками вкратце просмотрим немножко теории рисования пером в Photoshop. Вы узнаете, как влияет нажим пера графического планшета на создаваемый путь, как создавать сегменты пути под определенным углом и какие еще скрытые настройки прячет панель Pen tool.

1. Функции Пера

Pen tool — Простое перо
Кликните по холсту, чтобы создать путь из прямых отрезков. Кликните и протяните, чтобы создать путь с помощью кривых Безье .

Freeform Pen tool — Свободное Перо
Кликните по холсту и протяните, свободно рисуя путь, будто кистью.

Add Anchor Point tool — Добавить опорную точку (якорь)
Кликните этим инструментом по созданому пути, и к сегменту добавится точка крепления.

Delete Anchor Point tool — Удалить опорную точку (якорь)
Кликните точку (якорь) — и эта точка удалится с пути.

Convert Point tool — Изменить опорную точку (якорь)

2. Горячая клавиша

P — выбирает Pen tool либо Freeform Pen tool, в зависимости от того, что вы выбирали перед этим.

3. Курсор и его формы

Pen tool принимает различные формы в зависимости от того, что вы делаете, когда его используете. Каждая из них поскажет вам на интуитивном уровне, что именно вы сможете сделать данной формой инструмента.
(Используйте Caps Lock для переключения между самим указателем и крестиком-мишенью, в указанных случаях)

— Готов начать путь

— Во время создания или редактирования пути

— При нажатии мышью

— Добавить опорную точку на путь

— Удалить опорную точку с пути

— Закрыть путь (появляется при наведении на стартовую точку пути)

— Изменить кривизну последующего сегмента (появляется при наведении на последнюю добавленную точку пути)

— Изменить опорную точку — готовность изменять существующую точку

— Свободное перо

— Магнитное перо

— Path Selection Tool (Выделение контура / Выбор элементов контура); Появляется, когда выбрано перо и зажат Ctrl+Alt. Позволяет скопировать путь и перенести его в нужное место.

4. Действия второго уровня

Доступны, когда путь активен и стоит галочка Auto Add/Delete (Автоматически добавлять/удалять)

1. Pen tool удаляет опорную точку при клике по одной из опорных точек в середине пути.
2. Pen tool добавляет новую точку при клике по одному из сегментов в середине пути.

5. Дополнительное управление с клавиатуры

1. Выберите опорную точку с помощью Direct Selection Tool и нажмите клавишу Delete. Удалится как сама точка, так и смежные с ней сегменты, разорвав путь на две части.

2. Pen tool + Shift : Зажмите Shift, создавая новую точку кривой Безье, чтобы ее линии управления располагались ровно под 45°, 90°, 135° или 180°.

3. Pen tool + Alt = Convert anchor point tool (Изменить опорную точку)
Превращает опорную точку прямого отрезка в опорную кривой Безье и наоборот. Кликните точку, не имеющую управляющих линий и протяните, чтобы создать их. Кликните по точке с управляющими линиями — и они исчезнут.

4. Кликнуть + Alt + протянуть = Создать точку с одной линией управления.

5. Pen tool + Ctrl = Direct Selection tool (Частичное выделение / Непосредственное выделение). Позволяет перемещать опорные точки.

6. Pen tool + Ctrl + Alt = Path Selection Tool (Выделение контура / Выбор элементов контура). Позволяет скопировать путь и перенести его в нужное место.

6. Настройки

Панель настроек (включается через Window — Options / Окно — Настройки) обычно расположена в верхней части экрана, она обеспечивает доступ к наиболее важным параметры какого-либо инструмента. Это относится и к семейству Pen tool. Просмотрите следующие параметры:

1. Presets — Выбор заготовок/пресетов
Позволяет сохранять настройки инструмента. Выставьте нужные вам параметры и сохраните в качестве пресета, чтобы быстрее вернуться к этим настройкам впоследствии.


2. Shape Layers — Формы
При выборе данной иконки, пути создаются в виде форм, видимых как в палитре Paths (Пути), так и в палитре Layers (Слои) в качестве векторных маскок.


3. Paths — Пути
при выборе данной иконки, создаваемые пути отображаются в палитре Paths (Пути).


4. Заполнение контура
третья иконка становится активной, если выбран один из инструментов формы. При этом параметре создаваемый путь становится заполненной областью. Этот параметр — отдельная история, его мы впоследствии рассмотрим подробнее.


5. Pen Tool -Выбор пера

6. Freehand Pen Tool — Свободное перо

7. Rubber Band — Резиновая нить
Этот параметр появляется в выпадающем меню настроек пера, если активирован именно Pen tool. Этот чертовски удобный параметр позволяет вам видеть кривизну создаваемого сегмента еще до того, как вы поставили очередную точку.


8. Curve fit — Настройка кривой
Появляется в выпадающем меню настроек пера, если активирован Freehand Pen Tool. Введите здесь значение, определяеющее погрешность, с которой на ваш путь будут добавляться точки. Допустимое значение — от 0,5 до 10 пикселей. Чем больше значение, тем меньше точек получится.


9. Magnetic — Магнитное перо
Появляется в виде галочки на панели настроек пера, если активирован Freehand Pen Tool. Если включить, ваш путь будет «прилипать» к пикселям. В выпадающем меню можно установить уровень прилипания: Width — расстояние, на которое может отклониться путь, Contrast — уровень контрастности, который может повлиять на путь, Frequency — частота опорных точек на создаваемом пути (чем выше значение, тем быстрее контур привязывается к месту).

Pen Pressure — учитывать или нет силу нажима при использовании планшета. Влияет на частоту расстановки точек.


10. Auto Add/Delete — Автоматически добавлять/удалять
Появляется на панели настроек пера, если активирован Pen Tool. Позволяет добавлять и удалять точки на пути обычным пером (смотрите выше, Действия второго уровня).

11. Pathfinder Tools
Позволяют, соответственно, добавлять, вычитать, вычленять и исключать пересекающиеся области создаваемых вами путей.


12. Layer Style — Стили
Появляется, когда выбран Shape Layer (Форма). Выбранный стиль применится к выбранной форме, если включена цепочка-связь, и к последующей созданной форме, если связь отключена.

Дополнительные хитрости

  • Как и во многих других инструментах, зажав пробел, вы получите доступ к Hand tool (Рука), это позволит вам перемещать экран, не снимая выделения с пути и не сменяя инструмент.
  • Выберите View — Snap To — Grid, и ваши кривые будут точно прилегать к сетке.

  • Ставя первую точку пути из кривых, всегда протягивайте мышку, чтобы создать опорную точку с линией управления.
  • Вытягивайте линии управления на одну треть кривой, чтобы путь получался ровным.
  • Располагайте опорные точки в местах, где путь начинает менять направление, а не в середине кривой-сегмента.
  • Не ставьте лишних опорных точек, чем меньше точек, тем аккуратней путь.
  • Упражнение

    Теория — это замечательно, но давайте, пока все наши советы свежи в памяти, немного попрактикуемся. Откройте с упражнением и выполняйте указания одно за другим, создавая точный путь вокруг букв. Уверяю, вам понравится!

    PS: Мы решили продолжить серию детализированных уроков по инструментам Photoshop. Встречайте — первая часть обзора Selection Tool

    Творчество фанатов Pen Tool:

    Комментарии

    1. redisoj
      22 октября 2011 в 0:14

      Инструмент не очень простой для овечков. Весьма полезная статья.

      ICaR-Soft.ru Ответ:
      февраля 6, 2013 at 12:32 дп

      Я вижу ты тут главный чабан?

    2. Вячеслав Добрынин
      22 октября 2011 в 1:55

      Доброго времени суток всем!

      Инструмент обалденный, использую постоянно в своей работе.

      Для новичков сложновато, но если приноровишься, то потом не оторвать

      Советую всем...

      «Упорство и труд — все перетрут»

      Всем удачи и творческих успехов =)

      VVV Ответ:
      января 29, 2014 at 12:29 пп

      Здравствуйте, оч полезная статья, у меня возник вопрос, как я могу прервать опорные точки не замыкая выделение и начать выделять другую область? то есть чтоб фигуры выделений были разными в одном слое. спасибо заранее

    3. Оля
      22 октября 2011 в 12:30

      Полезная статья. Просьба: напишите, пож-та, подобную статью про инструмент Brush.

      Olga Ответ:
      октября 22, 2011 at 7:16 пп

      В планах сделать подобные обзоры на каждый инструмент Photoshop.

      На самом деле, Brush не настолько сложен в использовании. Но и там есть некоторые хитрости, незаметные на первый взгляд.

    4. grv42
      25 октября 2011 в 8:17

      Не могу понять

      «при выборе данной иконки, создаваемые пути отображаются в палитре Paths (Пути)»

      А зачем вообще палитра Paths (Пути), чем она отличается от палитры Layers (Слои) ?

    5. Olga
      25 октября 2011 в 11:32

      Спасибо за вопрос.

      Смотрите, на панели, или, как еще говорят, палитре Layers (Слои) отображаются все слои документа, группы слоев и эффекты, примененные к этим слоям.

      А на панели Paths (Пути) отображаются именно пути, созданные вами в процессе работы. Вы видите пути как маленькие превьюшки, они обычно автоматически нумеруются Path 1, Path 2 и так далее, а вы их можете переименовать, как вам удобней. Помимо путей, созданных непосредственно пером Pen tool, которые сохраняются как постоянные пути, в этой панели еще отображается текущая векторная маска. Другими словами, та выделенная в данный момент фигура, что вы нарисовали с помощью векторных форм.

      Понятно? или надо отдельно остановиться на панели Paths?

      Grv42 Ответ:
      октября 25, 2011 at 3:37 пп

      В целом понятно. Просто никогда не пользовался палитрой. Спасибо.

      P.S. Отличный сайт *IN LOVE*

      Olga Ответ:
      октября 25, 2011 at 4:06 пп

    Многих волнует вопрос, с какой стороны подойти к инструменту Перо?

    Данная фотошоп статья наконец ответит на этот животрепещущий вопрос и расскажет вам о базовых основах работы с группой инструментов Перо. Возможности, которые вы получаете овладев этим инструментом, просто безграничны.

    Этот материал окажет вам неоценимую помощь в выполнении различных фотошоп уроков.

    Инструменты группы "Перо" и работы с контуром: и

    Инструмент Перо позволяет рисовать векторные объекты. Самый главный принцип в векторном искусстве заключается в способности изменять форму объекта после его создания без изменения качества.

    Итак, все начинается с Пера .

    Будем рассматривать инструменты группы "Перо" на примере яйца! Причем не простого, а золотого! Теперь бегом в холодильник, потому что рисовать мы будем с натуры:)

    У яйца как вы знаете форма необычная, от руки нарисовать такие сглаженные края очень трудно.
    Возьмите и нарисуйте вот такую фигуру:

    Это конечно не яйцо, а какой-то неотесанный камень.

    Перед тем как приступать к сглаживанию, познакомимся с двумя инструментами - это:

    Редактирование контура

    Выделение контура

    Если вы щелкните черной стрелкой () по контуру, то на углах объекта появятся черные точки, и вы сможете легко передвигать контур.

    На самом деле заливка также перемещается вместе с контуром, только немного отстает.

    Если вы щелкните по пустому контуру этим инструментом, то появятся белые точки.

    Если вы кликните по белой точке или выделите, как показано на рисунке, то она станет черной и ее можно будет трансформировать. При этом все остальные точки не двигаются.

    Таким образом вы можете редактировать контур.

    Теперь приступим к самому интересному, будем учиться изгибать прямые линии.

    Посмотрите еще раз на наше неотесанное яйцо. Даже курица скажет, что на яйцо это не похоже. Так и хочется сравнять углы и сделать все ровненько.

    Возьмите тогда инструмент и проставьте дополнительные точки на середине каждого прямого отрезка.

    Теперь, чтобы прямая изогнулась нужно потянуть за серединку, то есть за ту дополнительную точку, которую мы установили.

    Вы заметили, что от черной точки отходят два усика - это направляющие. Если взяться за кончик усика и потянуть его например вниз, мы изменим контур вот таким образом:

    Кроме того, точки можно удалять с помощью инструмента

    Мы лишились половины яйца.

    С помощью этого инструмента вы сможете сглаживать углы. Кликаете по угловой точке и вытягиваете из нее направляющие, далее придаете нужную форму.

    Если вы хотите попробовать нарисовать яйцо от руки, то возьмите Перо произвольной формы

    Нарисуйте нужную форму:

    У вас надеюсь лучше!

    Затем берете стрелку редактирования и получаете что-то подобное:

    Если вы хорошо усвоите этот материал и будете много тренироваться в рисовании не только яиц, а чего-нибудь посложнее, то вскоре достигните невероятных результатов в рисовании.

    Перо станет вашим любимым фотошоп инструментом.

    Вот посмотрите, что случается с хрупкими продуктами как яйца, когда мимо пробегают беспардонные мышки.



    Просмотров