Общедоступные персональные данные это. Какие персональные данные являются общедоступными Общедоступные данные

Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006г. N 152-ФЗ "О персональных данных" Петров Михаил Игоревич

Статья 8. Общедоступные источники персональных данных

Общедоступные источники персональных данных

Комментарий к статье 8

1. По смыслу комментируемого Закона общедоступными признаются источники персональных данных, доступ к которым не ограничен и не требует получения предварительного согласия субъектов персональных данных. Общедоступные источники персональных данных могут использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Создание общедоступных источников персональных данных обусловлено необходимостью информационного обеспечения. Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что к числу общедоступных источников персональных данных в настоящее время относятся: справочники, адресные книги, энциклопедии, документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Вместе с тем современная наука и практика пока не сумели выработать эффективных критериев, с помощью которых можно было бы четко различать общедоступные и конфиденциальные сегменты информации.

Создание общедоступных источников персональных данных, в состав которых подлежат включению фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных, осуществляется с обязательного согласия последнего. Кроме того, субъект персональных данных вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Использование персональных данных из общедоступных источников предполагает, в свою очередь, исключение возможности извлечения прибыли.

В случае обработки общедоступных персональных данных обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора.

2. В целях защиты прав и законных интересов субъекта персональных данных законодатель предусматривает возможность отзыва персональных данных, используемых в общедоступных источниках. Их исключение может быть осуществлено как по требованию самого субъекта персональных данных, так и по решению суда или специально уполномоченного государственного органа.

Статья 74-1. Обработка персональных данных с нарушением законодательства о защите персональных данных (1) Несоблюдение требований по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных влечет наложение штрафа

Статья 85. Понятие персональных данных работника. Обработка персональных данных работника Персональные данные работника – информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.Обработка персональных данных работника

Статья 88. Передача персональных данных работника При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев,

Статья 5. Принципы обработки персональных данных Комментарий к статье 51. Комментируемой статьей законодатель устанавливает основополагающие начала в работе с персональными данными, сбор и обработка которых осуществляется на законных основаниях. Последние

Статья 6. Условия обработки персональных данных Комментарий к статье 61. Соблюдение принципов обработки персональных данных, представленных предшествующей статьей, не является единственным условием, гарантирующим защищенность прав и законных интересов граждан, чьи

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных Комментарий к статье 71. Обеспечение конфиденциальности персональных данных в процессе их обработки наряду с установленными принципами работы с ними и получением согласия на обработку является обязательным условием,

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных Комментарий к статье 91. Комментируемая статья определяет порядок, условия и основания получения согласия субъекта персональных данных на их обработку. Законодатель подчеркивает, что

Статья 10. Специальные категории персональных данных Комментарий к статье 101. Комментируемая статья выделяет особые категории персональных данных и устанавливает общий запрет на их обработку. К специальной категории персональных данных относятся сведения, раскрывающие

Статья 12. Трансграничная передача персональных данных Комментарий к статье 121. Законопроект определяет принципы трансграничной передачи персональных данных. Эти принципы гармонизированы с основными международно-правовыми актами в области персональных данных, что

Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации Комментарий к статье 151. Комментируемая статья своим содержанием апеллирует к положениям ст.150 ГК

Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных Комментарий к статье 161. Комментируемая статья определяет права субъектов персональных данных по отношению к принятию

Статья 20. Обязанности оператора при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных Комментарий к статье 201. Нормы комментируемой статьи во

Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, а также по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных Комментарий к статье 211. Положения комментируемой статьи определяют процедуру

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных Комментарий к статье 221. Процедура уведомления об обработке персональных данных по смыслу комментируемого Закона выступает одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов субъектов персональных данных в

Роскомнадзор выявил нарушения в части соответствия деятельности по обработке персональных данных требованиям законодательства по результатам плановой выездной проверки одного из бюро кредитных историй. Эти результаты бюро попыталось оспорить в Арбитражном суде города Москвы (решение Арбитражного суда города Москвы от 5 мая 2017 года по делу № А40-5250/17-144-51).

Суть выявленных Роскомнадзором нарушений заключалась в следующем:

  • финансовая организация не представила уведомление в уполномоченный орган об использовании сервисов Double Data Social Link и Double Data Social Attributes, которые передавали финансовой организации данные физических лиц или потенциальных клиентов из открытых источников информации ( , далее – Закона № 152-ФЗ);
  • отсутствовало согласие на обработку персональных данных, содержащихся в открытых источниках – в социальных сетях и на интернет-порталах ().

Арбитражный суд города Москвы определил, что обработка персональных данных допускается в случаях, когда персональные данные доступны неопределенному кругу лиц, имеется согласие владельца данных и сведения предоставлены непосредственно самим субъектом ( , ).

Суд подчеркнул, что без письменного согласия субъекта персональных данных нельзя утверждать о предоставлении согласия именно указанным лицом. По его мнению, если владелец сделал персональные данные общедоступными для всех, то они могут содержаться только в общедоступных источниках (). По мнению суда, соцсети не являются такими источниками получения персональных данных, соответственно информация о лице, размещенная в них, не может быть отнесена к общедоступной.

В решении арбитража указано, что в общедоступные источники персональных данных могут включаться фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные их владельца с его письменного согласия и сообщаемые им самим. Суд пришел к выводу, что владельцы персональных данных не сделали сведения общедоступными, которые обрабатывались бюро кредитных историй в социальных сетях ( , ). В связи с чем суд признал предписание Роскомнадзора законным и отказал финансовому учреждению в удовлетворении исковых требований.

Можно ли привлечь к ответственности компанию за использование изображения физического лица без его согласия, если она обнародовала фотографии сотрудников в социальные сети? Ответ на этот и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами нижестоящего суда, подчеркнув, что размещение персональных данных в социальных сетях не делает их автоматически общедоступными, следовательно, требуется согласие субъекта на обработку информации (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2017 года по делу № А40-5250/17). Суд кассационной инстанции и Верховный Суд Российской Федерации встали на сторону Роскомнадзора и не нашли оснований для отмены обжалуемых судебных актов (постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2017 года по делу № А40-5250/2017 , Определение ВС РФ от 29 января 2018 года по делу № 305-КГ17-21291).

Таким образом, суды решили, что персональные данные являются общедоступными при выполнении двух условий: они предоставлены владельцем и доступны неопределенному кругу лиц. По их мнению, из-за отсутствия согласия владельца персональных данных на размещение сведений о нем в соцсетях, нельзя их [соцсети] отнести к общедоступным источникам. При этом оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, в случае его отзыва, только при наличии соответствующих оснований, например, для противодействия терроризму или коррупции ().

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Елена Держиева отметила, что по условиям пользовательского соглашения соцсети "Вконтакте" владелец персональных данных дает согласие только на доступ к информации, которую он размещает на своей странице, но не на обработку третьими лицами.

В самом конце 2015 года автор этой статьи поучаствовал в обсуждении интересной темы, которая была посвящена необходимости создания единой общедоступной базы данных недобросовестных соискателей работы. Наша компания решила разобраться в этом вопросе.

Аргументация необходимости создания подобных баз проста – есть много не адекватных соискателей, которые не приходят на собеседования, врут в резюме и т.п., так почему бы не озаботиться созданием базы таких вот товарищей к всеобщей пользе всех HR.

Надо сказать, что идея не нова и, наверняка, ряд компаний имеют внутренние базы соискателей. С помощью таких баз кадровики отсеивают неподходящих кандидатов с самыми минимальными затратами времени. Если теоретически предположить, что в распоряжении всех HR страны может появиться такая база, то насколько было бы всем лучше. Ну, так ведь?

Нет, не так. Потенциальные выгоды могут легко перекрыться негативом, который неизбежно возникнет от неправомерного использования данных из базы, необоснованного включения/исключения людей в такие базы, ну и вопросов репутации, чести и достоинства включенных в базы людей.

С 2006 года в России действует федеральный закон «О персональных данных», который однозначно определяет условия, при которых такие базы могут существовать. Итак:

2. Статья 6 федерального закона «О персональных данных» определяет, что «обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных».

3. Статья 7 федерального закона «О персональных данных» определяет, что «Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.»

4. Статья 8 федерального закона «О персональных данных» определяет, что: «1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных. 2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.»

5. И наконец, статья 13.11. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, определяет, что «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.»

Другими словами и короче:

1. Любые данные, относящиеся к физическому лицу (включая просто номер телефона), являются персональными.

2. На обработку персональных данных нужно получить согласие, которое можно в любой момент отозвать.

3. Если у кого-то есть законный доступ к персональным данным, то их запрещено раскрывать кому-либо или делиться с кем-либо без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

5. За нарушение установленного порядка сбора и хранения персональных данных предусмотрена ответственность .

Вывод

Вывод очень простой и понятный – создание единой общедоступной базы нерадивых соискателей работы возможно только с письменного согласия этих самых нерадивых работников, что, естественно, сводит к нулю вероятность законного создания такой базы. Тем, кто все же решит такие базы создавать и делиться ими с товарищами, наша компания рекомендует ознакомиться с действующими в данный момент наказаниями.

Не всю информацию о человеке и его жизни можно распространять и публиковать в открытых источниках. С самого начала интернет-экспансии границы стираются и данные, которые должны передаваться только с разрешения человека, у него буквально «воруют». Рассмотрим детальнее, что такое персональные данные, что включает в себя это понятие, как хранятся данные с пометкой «ПД», что грозит за нарушение закона и несанкционированное распространение личной информации?

Нормативная база

Перечень законов о персональных данных:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации;
  • Указ Президента Российской Федерации от 03 апреля 1995 г. N 334;
  • Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. N 351;
  • Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 О сертификации средств защиты информации N 608;
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504 О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации;
  • Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532 О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
  • Приказ ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. N 66 “Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)”;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. N 781 г. Москва “Об утверждении Положения об обеспечении безопасности личных данных при их обработке в информационных структурах персональных данных;
  • ГОСТы по информационной безопасности и защите информации;
  • ГОСТ Р 34.10-2001 Информационная технология. Криптографическая защита информации;
  • ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 Информационная технология. Архитектура защиты информации;
  • ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования;
  • ГОСТ Р 50922-96 Защита информации. Основные термины и определения;
  • ГОСТ Р 52069.0-2003 Защита информации. Система стандартов. Основные положения.;
  • ГОСТ 28147-89 Системы обработки информации.

Федеральный закон “О персональных данных” можно скачать здесь:

Классификация персональных данных

Согласно Федеральному закону «О персональных данных» это любая информация, которая прямо или косвенно относится к жизни субъекта. Что относится к персональным данным:

  1. фамилия и паспортные данные;
  2. место и дата рождения;
  3. адрес прописки либо проживания;
  4. семейное положение;
  5. информация о доходах и задолженностях;
  6. специальность, профессия,
  7. информация о занятости;
  8. доходы.

Сюда так же может относиться информация о социальных связях, контактах, личной жизни, покупках гражданина либо членов его семьи.

Согласно, части 1, статьи 85 ГК РФ, к личной информации работника предприятия относится вся информация, необходимая руководителю для регулирования всех трудовых процессов, связанных с конкретным работником.

Номер телефона является персональной информацией в РФ, так, как он привязан к паспортным данным.

Общие ПД

К общим данным можно отнести те, которые находятся “на поверхности”. Общедоступные персональные данные – это имя, которое можно увидеть на бейджике сотрудника компании, его номер телефона в анкете на сайте, специальность и должность. Если человек сам распространяет данные, которые не относятся к разделу “Общие”, это не даёт права гражданам распоряжаться ими или публиковать в открытых источниках.

Биометрические ПД

Сюда относится вес, рост, цвет волос и глаз, отпечатки пальцев, национальность, особые приметы. Эти данные используются сотрудниками спецслужб для создания ориентировок и поиска преступников в базах данных.

Полиция и правоохранительные органы не имеют права снимать у граждан отпечатки пальцев без веской причины и заносить их информацию в базу данных.

Специальные ПД

Сюда относится расовая и национальная принадлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояние здоровья, интимной жизни. Распространение этой информации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ФЗ-152.

Никакие обстоятельства не обязывают гражданина разглашать эти данные сотрудникам полиции или публично. В данной просьбе можно отказать на законных обстоятельствах.

Обезличенные ПД

Это те данные, принадлежность которых невозможно установить. Обезличивание – процесс “отчуждения” данных, который делает личную информацию публичной.

Пример: В организации работают 2 сотрудника – мужчина и женщина. Мужчина соблюдает дресс-код, а женщина носит паранджу. Если работодатель подаст статистику о количестве верующих и/или религиозных людей, а конкретно – один атеист, один верующий, вычислить кто есть кто будет просто.

Такой топорный пример не является прямым нарушением закона, тем не менее передаёт личные данные (а вдобавок, специальные) третьим лицам.

Обработка персональных данных

Защита персональной информации может обеспечиваться несколькими источниками права:

  • Первым источником защиты является ТК РФ, в котором закреплены гарантии, нормы, правила регуляции обмена и открытой публикации материалов работника;
  • Вторым источником является система организационно-правовых отношений, устав предприятия, политика конфиденциальности, общепринятая в данной трудовой сфере;
  • Третьим фактором служит право на защиту личной информации, гарантированное Конституцией РФ каждому её гражданину.

Обмен информацией и использование персональных данных возникают на протяжении всего рабочего процесса, между работодателем и сотрудником, между сотрудниками, а также третьими лицами. Высший приоритет в урегулировании конфликтных ситуаций имеет Трудовой Кодекс Российской Федерации, за ним идёт уставо-правовые нормы организации, а потом уже право на защиту, гарантированное Конституцией РФ. Работодатель не может просто так требовать от сотрудника предоставить информацию. Оглашению подлежит лишь та информация, которая необходима для заключения трудового договора, оформления нормативных документов, возможного урегулирования конфликтных и спорных ситуаций, коллективного или корпоративного договора с третьими лицами (согласно тексту ст. 22 ТК РФ).

Способы защиты личной информации и предохранительные меры

Организационные:

  • Ограниченный доступ к хранилищам и архивам материалов;
  • Верификация запрашивающего лица перед предоставлением информации;
  • Ознакомительный формат предоставления сведений;
  • Санкции и штрафы за нарушения правил.

Технические:

  • Криптография и шифрование данных;
  • Создание отдельных серверов и каналов связи;
  • Уничтожение неактуальных материалов;
  • Экранировка помещений и устройств, для защиты от взлома.

Право на защиту персональной информации работник может реализовать через:

  • Свободное бесплатное обращение к документам, где фигурируют его личные данные (может потребовать копию любого нормативного документа).
  • Требование по отношению к работодателю, заключающееся в удалении или изменении персональных данных, либо их части.
  • Путём обжалования процедуры подачи, обработки и публикации сведений, организацией.

Пошаговая инструкция по защите данных в организации:

  • Разработка проекта алгоритма обработки персональных сведений;
  • Разработка системы согласия и отказа на обработку личных материалов;
  • Разработка проекта уведомительных сообщений о включении личных материалов в общий поток;
  • Проектирование структуры, обязующейся сохранять информацию с ограниченным доступом;
  • Издательство приказа о введении материалов работников предприятия в базу данных, определение порядка и способа обработки и передачи информации, назначение ответственных, обозначение санкций и штрафов за нарушение устава;
  • Внесение изменений или дополнений в трудовые и должностные инструкции работников, которые ответственны за хранение, предоставление и обработку личных сведений.

В интернете, как и других открытых источниках, также хранятся и обрабатываются данные пользователей. С 2017 года сайты, которые используют технологию cookie, обязаны оповещать пользователей об этом. Эта технология позволит показывать релевантную рекламу, оптимизировать процесс работы, ускорить технические алгоритмы. Тем не менее, они собирают данные о гражданах:

  • историю посещений;
  • ссылки и переходы (сайт видит, с какой страницы пользователь на неё попал);
  • какие аккаунты привязаны к учётной записи (если авторизоваться на сайте при помощи профиля в социальной сети);
  • поисковые запросы (не только на конкретном ресурсе. Google, Yandex и прочие техно-гиганты собирают всю информацию а пользователях).

Сбор, хранение и обработка данных происходит в обязательном порядке. Если пользователь против – нужно покинуть ресурс, который собирает информацию. Продолжая работу с сайтом, пользователь даёт своё согласие на сбор данных.

Что делать, если данные используются без вашего согласия

В первую очередь просмотреть – являются ли они специальными ПД и запрещено ли их распространение. Если закон нарушен – в срочном порядке нужно обратиться в полицию с заявлением, где чётко указать обстоятельства и время кражи. Сослаться на статью 137 УК РФ. В зависимости от классификации и элементов преступления, можно рассчитывать на возмещение в виде выплаты, размером 1 000 – 50 000 рублей. Для должностных лиц штраф намного выше. Уголовная ответственность предусматривает лишение свободы сроком до 2 лет (максимальная мера пресечения).

Надеемся, что наша статья помогла читателю разобраться с вопросами ПД. Помните, что законы и права человека в РФ нарушаются ежедневно, а за помощью в правоохранительные органы обращаются только единицы. Если читатель стал жертвой или свидетелем кражи персональной информации – молчать нельзя. Сегодня это чужие права, завтра – ваши.

Законно ли создание общедоступных баз персональных данных?

В самом конце 2015 года я поучаствовал в обсуждении интересной статьи в ЖЖ, которая была посвящена необходимости создания единой общедоступной базы данных недобросовестных соискателей работы.

Надо сказать, что идея не нова и, наверняка, ряд компаний имеют внутренние базы соискателей. С помощью таких баз кадровики отсеивают неподходящих кандидатов с самыми минимальными затратами времени. Если теоретически предположить, что в распоряжении всех HR страны может появиться такая база, то насколько было бы всем лучше. Ну, так ведь? Слава Богу, нет, не так. Как правильно отметили комментаторы данной статьи, потенциальные выгоды могут легко перекрыться негативом, который неизбежно возникнет от неправомерного использования данных из базы, необоснованного включения/исключения людей в такие базы, ну и вопросов репутации, чести и достоинства включенных в базы людей.

К счастью, с 2006 года в России действует федеральный закон «О персональных данных», который однозначно определяет условия, при которых такие базы могут существовать:

2. Статья 6 федерального закона «О персональных данных» определяет, что «обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных».

3. Статья 7 федерального закона «О персональных данных» определяет, что «Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.»

4. Статья 8 федерального закона «О персональных данных» определяет, что: «1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных. 2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.»

5. И наконец, статья 13.11. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, определяет, что «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.»

Другими словами и короче:

1. Любые данные, относящиеся к физическому лицу (включая просто номер телефона), являются персональными.

2. На обработку персональных данных нужно получить согласие, которое можно в любой момент отозвать.

3. Если у кого-то есть законный доступ к персональным данным, то их запрещено раскрывать кому-либо или делиться с кем-либо без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

4. Специально для желающих создавать общедоступные источники персональных данных предусмотрена письменная форма согласия.

5. За нарушение установленного порядка сбора и хранения персональных данных предусмотрена ответственность.

Вывод очень простой и понятный – создание единой общедоступной базы нерадивых соискателей работы возможно только с письменного согласия этих самых нерадивых работников, что, естественно, сводит к нулю вероятность законного создания такой базы. Тем, кто все же решит такие базы создавать и делиться ими с товарищами, наша компания рекомендует ознакомиться с действующими в данный момент наказаниями.



Просмотров