Размеры посадочных отверстий колесных дисков. Колесный диск. Ступичные отверстия и разболтовки у автомобилей от разных производителей

Как говорил Генри Форд: "80% красоты автомобиля зависит от его колес". Да, красота вашего автомобиля должна подчеркиваться и его «обувью», именно поэтому большое распространение получили авто диски из легких сплавов.

Диски - это очень важный конструктивный элемент между шиной и подвеской автомобиля.

Авто диски должны выдерживать большие нагрузки, которые возникают в поворотах,они должны ни гнуться и ни ломаться, ведь на диск, когда он находится снаружи поворота, приходится почти половина массы автомобиля. В этой ситуации вступают в действие боковые силы, которые с учетом вращения колеса воздействуют на мгновенную точку бортовой закраины диска. В итоге возникает момент вращающегося изгиба на плече до маленького отверстия крепежного болта. Поэтому диски, прежде чем получить сертификат качества, проходят суровые проверки - малейшее несоответствие требованиям безопасности может впоследствии привести к аварии.

Одним из важнейших критериев оценки колесного диска является вылет (ET), под которым подразумевается расстояние между монтажным фланцем и серединой основания диска. Некоторые автомобилисты устанавливают диски с меньшим вылетом, тем самым повышая нагрузку на ступичные подшипники и подвеску своих автомобилей. При уменьшении вылета диск смещается наружу, что красиво смотрится, но в то же время подобная модернизация увеличивает плечо рычага между колесом и его опорой (плечо обкатки). Одновременно с этим возрастает нагрузка, что негативно влияет на траекторию движения автомобиля и его управляемость.

Во избежание аварийных ситуаций и поломок следует придерживаться рекомендаций авто производителя.

Эту информацию можно найти в сервисной документации, а все, что надо знать о диске, нанесено на его ободе. Если Вы желаете поменять диски на своем автомобиле, то Вам необходимо знать несколько важных вещей для правильного выбора.

Маркировка колесных дисков.

Все диски имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какой это диск легкосплавный или стальной.

К примеру: 8.5Jx18 H2 5x120 ET20 DIA 74.1
8.5 - это ширина диска в дюймах (W);
18 - это диаметр диска в дюймах (D);
5x120 - это обозначение количества посадочных болтов и диаметра, на котором они расположены. Этот диаметр обозначают еще как PCD, и измеряется он в миллиметрах. В нашем случае количество посадочных болтов рано 5 и PCD равен 120 мм;
ET20 - вылет диска. Это расстояние между привалочной плоскостью колесного диска (плоскость, которой прижимается диск к ступице) и осью симметрии диска (CL). Вылет (ЕТ) измеряется в миллиметрах. В нашем случае он равен 20 мм;
DIA 74.1 - диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в миллиметрах. В нашем случае равен 74.1 мм. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные(центровочные) кольца, надежно фиксирующие диск, исключая возможность возникновения вибраций.

В маркировке присутствуют также и дополнительные параметры J и H2, но они интересны только специалистам.
J - таким образом обозначается информация о конструкции бортовых закраин обода диска. Бывают: J, JJ, K, JK, B, P и D.
H2 - обозначение конструкции хампов. Хампы - это кольцевые выступы на посадочных полках обода. Бывают: H, H2, FH, FH2, CH, EH2, EH2+

PCD - это диаметр окружности, на которой расположены крепежные отверстия (на картинке ниже он обозначен красной линией).

Вылет (ET) - это расстояние между привалочной плоскостью колесного диска (плоскость, которой прижимается диск к ступице) и осью симметрии диска. Вылет колес для какой-либо модели автомобиля рассчитывается непосредственно авто производителем. Соответственно, соблюдение этого параметра при выборе диска является очень важным условием его безопасного расположения в колесной арке. Вылет бывает положительный, нулевой и отрицательный.

Допускается изменение вылета не более чем на 5-7 мм.

Нулевой вылет означает, что привалочная плоскость колесного диска полностью совпадает с его осью симметрии.
Положительный вылет: привалочная плоскость смещена от оси симметрии во внешнем направлении (грубо говоря, в сторону дороги, а не в сторону кузова).
При отрицательном значении вылета колесного диска его привалочная плоскость, наоборот, смещена в сторону кузова. Обычно отрицательный вылет можно обнаружить у дисков с дизайном в стиле «глубокой тарелки».

Украинские шинники также используют следующую классификацию колесного вылета:
- маленький вылет: от 0 до 30;
- обычный вылет: от 30 до 45;
- большой вылет: от 45 до 100;
- отрицательный вылет: от -25 до 0.

ВНИМАНИЕ!

Параметры вылета строго регламентируются автопроизводителем и жёстко связаны с кинематикой подвески. При его изменении резко изменяются нагрузки. Например, считается, что при уменьшении вылета на 50 мм нагрузка на подвеску возрастает в 1.5 раза. Проще говоря, колесо начинает действовать как рычаг, что особенно сильно проявляется в поворотах, когда возрастают динамические нагрузки. Это связано с тем, что заложенное производителем соотношение «линия поворота - центр колеса» нарушается, в результате чего возникает отрицательное или положительное плечо обката. Его влияние заключается в том, что возникает дополнительный момент, который необходимо компенсировать рулевым колесом. Итог - тяжёлый руль и непредсказуемость в поворотах. Ну и естественно износ подвески.

Колесо состоит из двух основных частей:

1.Диск - центральная часть колеса, при помощи которой колесо крепится на ступицу автомобиля болтами или гайками.

2.Обод - цилиндрическая часть колеса специфического профиля, которая расположена перпендикулярно диску и служит для монтажа на него шины.

РАЗМЕРЫ : указываются в дюймах (1 дюйм = 2,54 см.).

Пример маркировки: 5J x 13H2 ET 30
5 - ширина обода колеса в дюймах
13 - диаметр обода в дюймах
J и H2 - конструктивные особенности профиля обода
ET 30 - вылет (от немецкого слова Einpresstiefe - ET) 30 мм.

ВНИМАНИЕ! Ширина и диаметр выбираются в соответствии с размером шины. Для определения габаритной ширины обода колеса надо прибавить к значению ширины обода на маркировке еще 26 мм., т.е. толщину внешней и внутренней бортовых закраин. Габаритная ширина обода должна быть на 12±4 миллиметров меньше ширины профиля шины.

Вылет колесного диска.

Вылет колеса - это размер между привалочной плоскостью диска колеса при установке на ступицу автомобиля и воображаемой плоскостью, проходящей посередине обода.

Вылет "положительный" , если привалочная плоскость не переходит за воображаемую плоскость.
Вылет "отрицательный" , если привалочная плоскость переходит за воображаемую плоскость.

Для определения величины вылета нужно измерить размер "B" с внутренней стороны колеса, разделить размер "X" пополам, вычесть из размера "B" размер "X"/2.
Если разность положительная , то и вылет "положительный" , если отрицательная , то вылет "отрицательный" .


Центральное отверстие.

Диаметр центрального отверстия, который измеряется со стороны привалочной плоскости должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает безупречное центрирование колеса на ступице. Если же диаметр центрального отверстия больше, то центрирование осуществляется по коническим (или сферическим) поверхностям в отверстиях крепления диска колеса болтами или гайками.

Часто одно и то же колесо предлагается на автомобили разных фирм, поэтому центральное отверстие в диске колеса должно быть разным. В этом случае многие колесные фирмы выпускают переходные кольца, которые устанавливаются перед монтажом колеса на автомобиль в центральное отверстие диска колеса. Внутренний диаметр такого кольца соответствует присоединительному размеру ответной части на автомобиле и делает более удобным монтаж колеса, улучшает его центрирование.

Диаметр расположения крепежных отверстий. (P.C.D.)

P.C.D. (Pitch Circle Diameter) очень важный параметр колеса и наибольшее число ошибок при замене колесных дисков связано именно с этим параметром. Очень часто владельцы автомашин устанавливают диски, PCD которых отличается от штатных на пару миллиметров. Иногда по незнанию, ведь отличить диаметр 100мм от диаметра 98мм "на глаз" очень сложно. Иногда надеясь на то, что столь незначительное расхождение в параметрах роли не играет - ведь все остальные параметры "как у родного". Кроме того, диаметр самих крепежных отверстий имеет довольно солидный допуск (допуск в плюс), что позволяет проигнорировать небольшое расхождение в PCD.

Европейские и японские автомобили имеют более-менее ограниченное число вариантов PCD. В Европе весьма распространен PCD 98мм. Применять его начали итальянцы, в частности FIAT, можно сказать, что это один из косвенных признаков итальянского происхождения модели. Этот диаметр у SEAT, Жигули, FIAT. Также часто встречаются диаметры 100 и 108. Иногда встречается 110 (некоторые из Opel, 112 (Audi, Mersedes) и 120 (все BMW с 1991 года, до того у 3-й серии был диаметр 100). Многие внедорожники имеют PCD 139.7 (однако диски могут различаться другими параметрами, например, вылетом, диаметром ЦО, количеством отверстий).

Японские производители обычно пользуются теми же PCD, что и европейские, но кроме того пользуются PCD=114.3мм. Этот же диаметр (114.3) есть у автомобилей выпущенных в странах третьего мира по японским лицензиям (как и в случае с FIAT).

В США все по-другому. Нет никаких систематизированных стандартных рядов. Зато встречаются совсем экзотические размеры, которые можно встретить на одной или двух моделях, видимо для того, чтобы ограничить клиентам свободу выбора и таким образом оградить от ошибок. Например Buick Skyhawk 1975-1982гг. имеет PCD=101.6 - такой более нигде не встречается. На остальных Buick PCD 127 или 115, размеры тоже редкие, но не настолько.

При замене дисков нужно учитывать и год выпуска автомобиля. Случается, что фирмы, по одним им известным причинам меняют параметры дисков, в том числе и P.C.D. Например у Audi 100 выпущенной до 1990 года 4 отверстия на PCD 108, а после - 5 отверстий на PCD 112. Также и BMW 3-й серии - до 91 г 4 отверстия на PCD 100, после 5 отверстий на PCD 120.

Многим автовладельцам знакомо чувство досады, когда увиденные на витрине и очень понравившиеся диски на машину не подходят. А ещё обиднее, когда все их параметры такие, как нужно, кроме одного, и чаще всего в такой ситуации оказывается неподходящим диаметр ступичного отверстия. Всегда ли можно нивелировать этот вопрос, и что делать, если DIA оказался не по размеру?

1. Каким должно быть центральное отверстие

Прежде чем искать пути обхода, позволяющие посадить неродной диск на ступицу своего автомобиля, уточним, что именно означает аббревиатура DIA. Это сокращение от слова «Hub Diameter», что дословно переводится как «посадочный диаметр». Так называется размер центрального отверстия в диске, соответствующий по диаметру посадочному пояску на ступице.

Перед тем, как подобрать диски на автомобиль, сопоставьте DIA с размером ступицы

2. Если ЦО больше, чем надо

Увеличение центрального отверстия на дисках вполне допустимо, но с одним условием – если вы нашли адаптер нужного размера. Что это такое? Это вкладыш – центровочное кольцо из металла или пластика, внешний диаметр которого соответствует отверстию на диске, а внутренний ступичному диаметру. Поэтому на кольцах всегда указывается два размера, что мы и видим на фото.


Иногда разница между этими окружностями составляет всего 1 мм, и у владельца машины возникает желание одеть эти диски и ездить так. Чем это чревато?
При неплотном прилегании диска к ступице, колесо вынужденно центрируется крепёжными элементами – болтами или шпильками. Им приходится принимать на себя все ударные нагрузки, в результате чего они деформируются или попросту ломаются.
При неравномерном креплении колеса диск смещается со своей оси, появляется радиальное биение, устранить которое на балансировочном станке невозможно. При этом на определённой скорости может бить руль, возникает неприятная вибрация кузова, что может способствовать самопроизвольному откручиванию колёс.
Но даже если этого не случилось, то машине обеспечен ускоренный износ рулевой рейки, амортизаторов, шаровых опор и всех резинок на подвеске. И это не говоря уже о преждевременном и неравномерном истирании протектора на шинах, которые и так являются довольно дорогостоящим удовольствием для каждого водителя.


Чтобы избежать такого внушительного количества проблем, стоит поискать или диски с правильным ступичным отверстием, или адаптеры, цена которым максимум 150 руб. за штуку (если алюминиевые) и 50 руб., если пластиковые. Тем более что нормальные магазины, торгующие дисками, чаще всего имеют в продаже и ассортимент центровочных колец.
Кроме того, многие производители целенаправленно выпускают универсальные диски, с двойной сверловкой, которые можно ставить на разные автомобили. При этом центральное отверстие имеет больший из возможных диаметров, а переход на меньший предусматривается именно за счёт ступичных адаптеров.

Примечание: В основном такие варианты предлагаются для легковых машин, с размером ступицы, не превышающей 73 мм. Такого не бывает, чтобы можно было снять диски с большого джипа и одеть их на маленький седан.

3. Если отверстие на диске меньше ступицы

Глупо, конечно, покупать для автомобиля заведомо неподходящие колёса. Зачем протачивать диски, если без проблем можно найти родной размер? Но иногда приходится.

Ситуации ведь бывают разные. Например, модель машины довольно редкая, и диски с нужными параметрами просто не найти в магазинах. Или допустим, человек не может позволить себе купить новый комплект, а на рынке есть подходящий вариант, но только немного не помещается на ступицу вашей машины.

На заметку: Чтобы определить точную разницу, нужно воспользоваться штангенциркулем, и замерить диаметр ступицы и диаметр отверстия на диске, как показано на фото.


Перед тем, как выбрать бу диски, замерьте ступичное отверстие

4. Самостоятельная расточка стальных дисков

В таком случае, автовладельцы часто обращаются к токарям с просьбой о расточке, или ищут ответ на вопрос: как самому проточить ЦО литого диска. Конечно, это работа не для гаража, потому что необходимо снять слой металла, и сделать это надо точно. Снимете лишнее – испортите диски.

Максимум, что можно сделать в домашних условиях – это убрать 1-2 мм, если диски железные. Для этого можно использовать дрель с лепестковым кругом, подогнанным по диаметру к отверстию диска.




Но это штамповка. А можно ли проточить литые диски изнутри? На этот вопрос ответим далее.

5. Проточка литого диска

Вообще, делать это нежелательно, так как прочность диска в точке его крепления к ступице при механическом воздействии ослабевает. Он может при движении попросту треснуть. Если и точить, то совсем немного, и делать это лучше в нормально оборудованной мастерской.

При этом диск укладывается на стол координатно-расточного станка. В его пазах имеются шпильки и надета ступица, чтобы можно было качественно зафиксировать диск.


Для грубой центровки устанавливается конус, который опускается в ЦО диска, после чего на шпильки наворачиваются гайки.


Затем конус снимают и ставят на его место микрометр, с помощью которого определяется более точное положение диска на столе. То есть, осуществляется полноценная центровка.
Далее устанавливается резец и начинается проточка диска. Подготавливается нутромер и фиксируется на том размере, до которого нужно расширить отверстие.


Первичная подгонка осуществляется приблизительно, точное значение достигается уже в финале.


Готовые, расточенные диски останется только примерить.


Работа по расточке отверстий у четырёх дисков обойдётся порядка 3000-3500 руб. Если эту сумму, вкупе со стоимостью б/у дисков (и уж тем более новых), вы сочтёте вполне приемлемой – дело ваше. Но за их состоянием придётся регулярно следить, ведь маленькая трещина вокруг ЦО может вырасти в большую проблему.

5. Ступичные отверстия и разболтовки у автомобилей от разных производителей

При покупке дисков в магазине проблем с выяснением их размерности не возникает. Все параметры указаны на ценнике, а если нет – так можно прочитать на упаковочной коробке. Если же родного размера в продаже не оказалось, консультант всегда подскажет, от какого авто подходят колесные диски на вашу машину.

В основном, подобная информация может понадобиться автовладельцу, если он приобретает колёса с рук. О том, как выбрать литые диски бу, будет рассказано далее.

6. Модели и размеры. Таблица параметров.

Так как при подборе дисков нужно ориентироваться не только по DIA и радиусу, но и по разболтовке и вылету, приведём таблицу с основными параметрами дисков наиболее популярных автомобилей. В ней будет видно, от каких авто подходят диски на тот или иной автомобиль.

Бренд автомобиля

Модель

Основные параметры
DIA PCD

ET (от и до)

Alfa Romeo 145,146; 155; 164 58,1 4×98 35-42
Alfa Romeo 75, 156, 164 2.0 turbo, GTV, Spider 58,0 5 x 98 28-30
ВАЗ 2101-2107 58,6 4×98 25-32
ВАЗ 2108-все легковые 58,6 4×98 35-40
Fiat все 58,1 4×98 35-42
Audi A6, A8, S6, Quattro, Audi 200 57,1 5×112 35-42
Audi A3 96-03гг, S3 98, TT 99 57,1 5×100 38-42
Audi Audi 80, Audi 100 57,0 4×108 35-42
Seat Ibizia; Leon Cupra R; Toledo II 57,1 5×100 35-45
Skoda Fabia, Octavia 57,1 5×100 35-42
Chevrolet Corsica, Beretta, Cavalier 57,1 5×100 35-40
Chevrolet Camaro, Corvette, Lumina, Blazer 70,5 5 x 120 38-50
Chevrolet Tahoe 78,1 6 x 139.7 31
Volkswagen Golf IV, Bora; Golf III 5 57,1 5×100 35-42
Volkswagen New Golf V; Passat 5; Transporter; Phaeton, Sharan, Touran 57,1 5×112 40-45
Volkswagen Corrado 4, Golf I и II, Passat 4, Polo 57,1 4×100 35-42
Volkswagen Touareg 71,6 5×130 50
Citroen C8, Evasion 58,1 5×98 25-38
Citroen Berlingo, C2 — C5, Saxo 65,1 4×108 15-25
Saab 9, 900, 9000 65,1 4×108 35-42
Volvo 850 4 Stud 65,1 4×108 25-42
Volvo 7 & 9 Series 65,1 5×108 15-25
Volvo 850 5 Stud, 960, C70 & S70, S60, S80, V70 65,1 5×108 35-42
Volvo S40 / V40 67,1 4×114,3 35-42
Ford Escort, Fiesta, Scorpio, Mondeo 63,4 4×108 35-42
Ford Focus, C-MAX, New Mondeo, Taunus 4 63,4 5×108 38-45
Ford Galaxy 57,1 5 x 112 42-45
Ford Explorer, Maverick 100.0 6 x 139.7 -3-0
Honda Civic/CRX, Jazz 01 64,1 4×100 35-42
Honda Accord / Prelude, Civic 1.8 / Aerodeck 64,1 4×114,3 38-45
Honda Accord 03, CR-V, HR-V, Integra, Odysee 64,1 5×114,3 38-50
Rover 600, 800 64,1 4×114,3 35-42
Rover 200, 400, 25, 75, Steetwise 56,1 4×100 35-42
Hyundai Accent, Elantra, Sonata, Matrix 67,1 4×114,3 35-45
Hyundai Santa Fe, Trajet 67,1 5×114,3 35-45
Hyundai Getz 54,1 4×100 35-45
Kia Carens, Magnetis 67,1 4×114,3 35-42
Kia Rio 54,1 4×100 35-42
Lexus все 60,1 5×114,3 38-45
Toyota Avensis, Carina, Celica 54,1 5×100 35-42
Toyota Avensis Verso, Camry, MR2 W2, Picnic, Rav 4, Sienna, Supra 60,1 5×114,3 35-42
Toyota Corolla 02, Corolla Verso, Prius, Starlet, Yaris 54,1 4×100 35-42
Renault Clio, Kangoo, Megane, Scenic, Super 5 60,1 4×100 35-42
Renault Espace, Laguna 01, Scenic RX4, Vel Satis 60,1 5×108 38-45
Renault Trafic, Twingo 71,2 5×118 38-45
LADA PRIORA, KALINA, GRANTA 58,6 4×98 33-38
LADA LARGUS, VESTA, XRAY 60,1 4×100 45-50
LADA Нива, 4X4 URBAN 98,5 5×139.7 15,35,58
Mazda Premacy, Tribute, Xedos, 626; 3; 6 67,1 5×114,3 35-45
Mazda 323, Demio, MX3 54.1 5×114,3 35-45
Mercedes C Class, CL Class, CLK, E Class, S Class W140, SL Class 66,6 5×112 35-42
Mercedes A Class, 66,6 5×112 45-50
Mercedes M Class ML430, S Class W220 66,6 5×112 98-99
Mitsubishi Carisma 1.6, Colt, Lancer 56,1 4×100 38-45
Mitsubishi Carisma 1.8, Galant, Space Star, 67,1 4×114,3 38-45
Mitsubishi Outlander, Pinin, Space Wagon 67,1 5×114,3 38-45
Nissan Almera 99, 100 NX, Micra, Sunny 66,1 4×100 35-42
Nissan Almera 00, 200 SX, Primera 66,1 4×114,3 35-42
Nissan Almera Tino, Maxima, Serena, X Trail 66,1 5×114,3 35-45
Peugeot 106, 205, 206, 306-406 65,1 4×108 15-20
Peugeot 605, 607 65,1 5×108 35-42
Subaru Forrester, Impreza, Legacy 56,1 5×100 42-50
Subaru SVX 56,1 5×114,3 42-50
Opel Astra, Astra 4, Corsa 00, Mervia, Tigra, Vectra 4 56,6 4×100 35-45
Opel Astra 5, Astravan, Vectra 5, Corsa 1.7 Cdti, Vectra/Sigrum, Zafira 65,1 5×110 35-45
Opel Sintra 70,3 5×115 35-45
Opel Vivaro 71,2 5×118 40-45
BMW BMW 3 serija (E30) 57,0 4 x 100 15-25
BMW BMW M3 (E30), BMW 3 serija (E36), BMW 3 serija (E46), BMW 5 serija (E34), BMW 7 serija (E32) и (E38), BMW 8 serija 72,5 5 x 120 18-20
BMW BMW 5 serija (E39) 74,0 5 x 120 18-20
Daewoo Espero, Lanos, Nexia 56,5 4 x 100 38-42
Daewoo Matiz 69,1 4×114,3 38

Хоть в таблице перечислены далеко не все марки и модели машин, надеемся, что эта информация поможет сориентироваться в параметрах. Но перед тем, как выбрать диски на авто , необходимо точно замерить на них ступичное отверстие.


Вылет (ЕТ) можно прочитать на обороте диска – где именно, на фото показано стрелкой. Что касается PCD, то его придётся высчитывать по формуле, в зависимости от количества отверстий. Более подробно об этом вы можете прочитать на нашем сайте о том,

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Автомобили в базовой комплектации, как правило, оснащаются стальными штампованными колесами и дорожными шинами. Основные свойства таких (в обиходе летних) шин не допускают их использования при низких температурах. Сезонные перестановки на один и тот же диск то летних, то зимних шин не только требуют определенных затрат, но и могут привести к различным повреждениям. Поэтому все больше владельцев автомобилей стремятся иметь по отдельному комплекту колес в сборе с соответствующими шинами на каждое время года.
Колесо (в обиходе – диск) это вращающийся и передающий нагрузку элемент транспортного средства, расположенный между ступицей и шиной. Современные колеса, как правило, включают в себя две основные части:
обод , образующий кольцеобразную поверхность с бортами, на которую монтируется шина;
диск , являющийся опорой обода и снабженный центральным отверстием для установки на одну из ступиц автомобиля (в некоторых случаях диск и обод соединяются с помощью спиц).


Колеса легковых автомобилей в большинстве случаев неразборные и отличаются по конструкции, размерам применяемых шин, материалам, из которых они изготовлены, и технологией производства. Обычные стальные сварные колеса состоят из штампованных из листа диска и обода, изготовленных методом прокатки. Они относительно недороги, но имеют повышенный вес и подвержены деформациям при ударах, что может привести к стравливанию давления из шины. Кроме того, такие колеса имеют скромный дизайн и многие владельцы вынуждены украшать их декоративными колпаками.
Стальные штампованные диски ведущих мировых производителей по весу приближаются к литым дискам, предназначенным для тех же автомобилей. Тенденция к снижению массы колеса обусловлена тем, что при этом улучшаются условия работы подвески автомобиля, плавность хода, управляемость, тормозная и разгонная динамика.

ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ КОЛЕСА

Сплавы на основе алюминия наиболее распространены в качестве материалов, используемых для изготовления колес. Реже используются более дорогие магниевые сплавы.


Литые колеса получают заливкой расплавленного металла в форму с последующим протачиванием посадочных поверхностей и сверлением отверстий после охлаждения полученной заготовки. Литые диски менее прочны, чем кованые, поэтому имеют достаточно толстые стенки. Кроме того, в процессе производства возможно появление скрытых пор и раковин.


Кованые колеса получают методом объемной штамповки с последующей механической обработкой на специальных токарных станках (обрабатывающих центрах). Кованые диски дороже, но прочнее и легче литых.

Главное преимущество колес из легких сплавов перед стальными, кроме меньшей массы, – точность изготовления (их биение не превышает 0,15 мм, в отличие от 1,5–1,8 мм у стальных). Особенности технологии изготовления дисков из легких сплавов позволяют придать им самую разнообразную форму, улучшающую внешний вид автомобиля (фото 2, 3).
Дизайн дисков, а также свойства алюминиевых сплавов способствовали внедрению колес с большим посадочным диаметром обода (17–22 дюйма) и мощных тормозных механизмов.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЕС

Максимальная допустимая статическая нагрузка на колесо должна быть не менее 1/4 разрешенной максимальной массы автомобиля (в кгс), указанной в паспорте или свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Основные размеры колес в основном определяются действующей на них нагрузкой и габаритами тормозных механизмов. В зарубежных каталогах размер «в» обозначается как ET; «г» – DIA; «д» – PCD.
Определяющими для колеса размерами служат ширина обода и монтажный (посадочный) диаметр, как правило, представленные в дюймах. Кроме того, в обозначение колеса входит буква, обозначающая форму профиля обода. Например, в маркировке 5,5Jі15 первая цифра обозначает ширину обода, буква J – форму его профиля (встречаются также профили, обозначаемые буквами E, L, K) и последняя цифра – монтажный диаметр колеса, совпадающий с тем же размером шины.
Посадочный диаметр – диаметр поверхности обода (в дюймах), на которую монтируется шина, например 12; 13; 14; 15; 16 и т.д. Этот размер должен точно соответствовать посадочному диаметру используемой шины.
Посадочная ширина – расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин обода (в дюймах), например 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и т. д. Легкосплавные колеса выпускают диаметром 12–22 дюйма, при этом ширина посадочного обода варьируется в пределах 4–10 дюймов.
Вылет обода – расстояние (в мм) от привалочной плоскости (прилегающей к ступице) колеса до плоскости, проходящей через середину обода. Этот размер определяется, если провести условную плоскость через середину обода колеса и измерить расстояние от нее до крепежной плоскости. Если плоскости совпадают, то вылет нулевой. Если привалочная плоскость выступает за плоскость симметрии, то вылет положительный. Если привалочная плоскость не доходит до плоскости симметрии – вылет отрицательный. Чаще всего считается допустимым изменение величины вылета в пределах ±5 мм, но некоторые производители дисков рекомендуют отклонение ±10 мм. Следует отметить, что изменение величины вылета сказывается на кинематике подвески, на управляемости, на сроке службы подшипников, на устойчивости автомобиля. Уменьшение вылета по сравнению со значением, принятым автопроизводителем, приводит к увеличению колеи и большему выступанию колес из арок. Если при этом используются обода с увеличенной шириной, то чрезмерно выступающие шины будут интенсивнее загрязнять автомобиль. Кроме этого, снизится уровень его безопасности.
Диаметр расположения центров крепежных отверстий (определяется в мм) должен точно соответствовать диаметру окружности, на которой расположены центры крепежных (резьбовых) отверстий или шпилек ступицы. Обычно этот размер отображается двумя цифрами: перед условным диаметром обозначается количество отверстий, например 4x114,3 (четыре отверстия на окружности диаметром 114,3 мм). Так как автопроизводители не договорились об унификации диаметров расположения крепежных отверстий, то существует ряд довольно близких размеров: 4x98 и 4x100; 4x112 и 4x114,3; 5x98 и 5x100; 5x108 и 5x110; 5x112 и 5x114,3; 5x120 и 5x120,7 и т.п. Определять этот размер «на глазок» не следует. Ошибка может привести к тому, что даже правильно отбалансированное колесо будет иметь сильное биение, кроме того, возможно повреждение резьбовых соединений. С помощью штангенциркуля можно измерить этот размер, но лучше всего получить данные у консультанта-продавца.
Диаметр центрального отверстия (определяется в миллиметрах) должен соответствовать диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля. Наиболее точно соосность колеса обеспечивается, когда центральное отверстие диска совпадает по диаметру с выступающим из ступицы цилиндром. В тех случаях, когда диаметр центрального отверстия диска больше диаметра цилиндра на ступице, применяют пластиковые центрирующие вставки-переходники (иногда входят в комплект легко-сплавных колес). Переходники обозначаются цифрами, соответствующими диаметру отверстия в диске и диаметру полуоси, например 67,1–56,6; 67,1–59,1. Центрирование колеса с помощью прилагаемых к диску болтов или гаек недопустимо, так как их основное назначение – прижать диск к ступице автомобиля и зафиксировать окончательное положение колеса.
Кольцевые выступы (хампы) служат для дополнительной фиксации бескамерной шины на ободе колеса. Их обозначают «H» или «H2», что означает наличие на ободе одного или двух кольцевых выступов определенного профиля. Обода с кольцевым выступом типа «H2» обычно используются для шин с усиленной несущей боковиной (Run Flat).

КРЕПЛЕНИЕ КОЛЕСА


Крепление колеса к ступице осуществляется болтами или гайками, имеющими коническую, сферическую или плоскую прижимную части. Соответственно в отверстиях крепления диска выполнены конические или сферические поверхности. Чаще всего для деталей крепежа используются резьбы с наружным диаметром 12 или 14 мм и с шагом 1,25 или 1,5 мм.
Каждый элемент крепления должен заворачиваться не менее чем на 5-6 оборотов. Болты, завернутые более чем на 6-10 оборотов, могут задевать за детали тормозных механизмов. Усилие затяжки должно составлять около 10-11 кгс/м.
У легкосплавных колес центральная часть диска толще, чем у стальных и требует более длинных болтов или шпилек. Болты и гайки для таких колес должны иметь подголовок, исключающий «фрезерование» краев крепежного отверстия колеса гранями головки.

Центрирование колеса

Центрирование колеса – это обеспечение совпадения оси его вращения с осью вращения ступицы автомобиля (фланца балансировочного стенда). Способ центрирования закладывается при конструировании автомобиля. Как правило, оно осуществляется прижимной частью крепежа и кромками крепежных отверстий колеса. В связи с этим недопустимо использовать крепеж с неподходящей прижимной частью.

ОБОЗНАЧЕНИЕ И МАРКИРОВКА

Все колеса должны пройти обязательную сертификацию и соответствовать требованиям ОСТа 37.001.429, ОСТа 37.001.479 и ГОСТа Р 50511 «Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Общие технические условия».
На каждом колесе на видном месте должна быть четкая маркировка со следующими данными:
1 – товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
2 – дата (год и месяц) изготовления отливки и номер плавки (для легкосплавных);
3 – условное обозначение профиля обода;
4 – вылет обода, мм;
5 – максимальная статическая нагрузка, кгс;
6 – знак соответствия по ГОСТу Р 50460.

При покупке колес целесообразнее обращаться в специализированные магазины, где помогут сделать правильный выбор и осуществить необходимые примерки. Неспециалисту очень трудно определить возможные дефекты в системе шина – колесо. Обычно при покупке полного набора шин и дисков бесплатно собирают и балансируют колеса, за исключением случаев перестановки штатной летней резины на вновь приобретенное колесо (такая перестановка связана с целесообразностью применения штатных стальных колес зимой).
Колесо в сборе достаточно сложный узел, поэтому его лучше формировать в одном месте. В случае потери балансировки, например из-за возможной деформации шин или крепежных отверстий на диске после обкатки, специалисты могут бесплатно устранить недостатки. Если покупки были сделаны в разных местах, то предъявлять претензии в этих случаях некому.
Можно также провести необходимые перестановки в том автосалоне, где был приобретен автомобиль – это наиболее надежно, но несколько дороже.



Просмотров