Ламповый усилитель для гитары схема. Ламповое гитарное усиление – парадокс долговечности тренда. Доминирующие концепции передачи частот

Любой меломан хотел бы слышать теплый ламповый звук от своей гитары, но хороший усилитель позволить себе может не каждый. Эта статья поможет вам сделать ламповый гитарный усилитель своими руками.

Некоторое время назад один мой друг попросил сделать для него усилитель. У меня было несколько ламп и привод CD-ROM, и я решил, что смогу ему помочь. На видео мой друг играет на гитаре с собранным усилителем. Приступим к сборке простого лампового усилителя!

Шаг 1: Инструменты





Для сборки вам понадобятся:

  • паяльник
  • дрель
  • клеевой пистолет
  • сверла по металлу и по дереву разных размеров
  • большое сверло 1,3 см

Шаг 2: Материалы






Материалов для сборки вам понадобится немного:

  • силовой трансформатор, который может выдавать 277-300 В
  • трансформатор накала 6В
  • выключатель
  • мощный лучевой тетрод 6П6С
  • 12А лампа – 7 шт.
  • привод CD-ROM
  • 100к потенциометр – 2 шт.
  • 6,4 мм аудио разъем
  • 0,02 мкФ конденсатор – 3 шт.
  • 0,002 мкФ конденсатор
  • 120 мкФ электролитический конденсатор
  • 10 мкФ электролитический конденсатор
  • резисторы: 10к, 32к, 100к, 1М
  • мостовой выпрямитель
  • индуктивный дроссель
  • выходной трансформатор 900:4

Шаг 3: Готовим привод CD-ROM


Когда я начал собирать усилитель, я искал из чего сделать металлический корпус для него, и решил использовать старый привод CD-ROM. Сначала снимите нижнюю крышку и вытащите все пластиковые детали и электронику. Теперь надавите на отверстие в верхней крышке, чтобы убрать кусок металла, который держит наклейка.

У вас должно получиться круглое отверстие, идеально подходящее для тетрода. Теперь сверлом 1,3 см сверлим отверстия для ламп предусилителя. Потом сверлим отверстия в передней стенке под выключатель, потенциометры и аудио разъём. Их можно вставить в предназначенные для них отверстия.

Шаг 4: Монтируем ламподержатель



Ламподержатель соединяет лампы с усилителем. Я решил сделать ламподержатель из дерева, хотя его можно просто купить. Контакты ламп я покрасил простым карандашом и оставил отпечатки на листе ДСП, это метки для сверления отверстий. Потом просверливаем эти отверстия и приклеиваем термоклеем провода, так, чтобы один оголенный конец провода находился в отверстии.

Потом обрезаем стороны ламподержателя по максимуму, чтобы сэкономить место внутри корпуса привода. Так как одна лампа, 6Ж4П, служит контрольной лампой включения, ей провод не нужен. В центре делаем отверстие под диод. Ламподержатель готов.

Шаг 5: Источник питания






Следуйте схеме на рисунке, чтобы собрать источник питания. Так как в источнике питания стоит миниатюрный автотрансформатор, его шасси «горячее», из-за этого он опаснее обычного. Для пущей безопасности используйте разделительный трансформатор, или обычный силовой трансформатор. Обязательно используйте индукционный дроссель и сглаживающий трансформатор, чтобы убрать помехи. Источник питания должен выдавать стабильные 300-350 В напряжение по В+ и до 6В напряжение накала.

Шаг 6: Делаем проводку





При соединении компонентов следуйте схеме на рисунке. Чтобы снизить уровень помех лучше использовать короткие соединительные провода. Распиновка ламп тоже есть в приложенных рисунках. Здесь вы можете проявить фантазию и разместить провода и компоненты так, как вам понравится. Только убедитесь, что те провода, которым нельзя касаться друг друга, не соприкасаются.

Шаг 7: Тестирование




Когда сборка будет завершена, усилитель нужно испытать. Подключите его к разделительному автотрансформатору и постепенно поднимайте напряжение, чтобы проверить, не коротит ли где и не идет ли дым. Если все работает нормально, подключайте свою гитару, айпод или банджо и слушайте действительно громкую музыку. Удачной сборки!
Предупреждение! При сборке усилителя вы имеете дело с потенциально смертельным напряжением, вы действуете на свой страх и риск!

В комментариях многие жаловались на небезопасную конструкцию, с чем я полностью согласен. Этот простой усилитель может представлять опасность для людей, не знакомых с техникой безопасности при работе с электричеством. Также есть жалобы на скудное наполнение усилителя. В нем нет силового трансформатора потому, что у меня его не было в наличии, а собирал прибор я из того, что было под рукой. То же с ламподержателем. В завершение, потом этот усилитель будет встроен в кабинет.

Таскать вещи – это отстой, а таскать тяжелые вещи – это вдвойне отстой. Эти утверждения не требуют доказательств, но мы, гитаристы, должны постоянно с этим мириться, так как не требует доказательств и то, что наши драгоценные усилители и кабинеты 4х12 зачастую очень большие и тяжёлые. И пока мы не станем рок-звёздами со своей командой, нам придется таскать этих огромных подонков своими руками. Такова тяжелая сущность гитаризма. Однако, из этого тяжелого экзистенциализма есть выход, и имя ему – миниатюрные ламповые головы.

Приходит время маленьких голов, друзья мои. Современные системы звуковоспроизведения и усиления чудовищно мощны и высокоэффективны, а это значит, что не важно какого размера зал, где вы будите выступать, и какого размера ваш усилитель, так как даже маленький комбик может прокачать роком целый стадион. Стеки из больших голов и кабинетов до сих пор довольно впечатляющи, и через них прикольно играть, но всё это больше необязательно. Маленький, 15-ти или 20-ти ваттный усилитель и небольшой кабинет отлично справятся с работой на любом концерте на свете.

С ростом популярности таких небольших устройств, каждая компания, производящая усилители, умеет в своей линейке маленькую, мало и среднемощную ламповую голову. Без дальнейших церемоний представляем вашему вниманию несколько наших любимых миниатюрных ламповых зверей.

Tiny Terror – это первообраз маленькой м ламповой головы и она до сих пор одна из лучших, так что будет упущением не упомянуть про неё. Tiny Terror, с возможностью переключать мощность с 15 на 7 Ватт, - это идеального размера голова для практически любого концерта, репетиции или студийной работы, в которой она могла бы оказаться. Она даже может запитать два кабинета 4х12, если это действительно нужно. Пара EL84 даёт удивительный звуковой диапазон, как чистого, так и перегруженного звука. Всего один канал с тремя регулировками позволяет настроить теплый клин, мясной кранч для классического рока, тут даже достаточно гейна для околометального перегруза.

В общем, с какой стороны ни посмотри, Tiny Terror – это отличный усилитель, и уровень продаж тому подтверждение. Terror мало того, что проделал отличную работу для Orange, так еще эта зажигательная маленькая голова совершила революцию во всей индустрии. Линейка Terror была значительна расширена со времен выпуска Tiny Terror в 2006. Пара хай-гейновых моделей для металлистов, 30/15/7 ваттный Dual Terror, к котором есть два переключаемых канала и больше пространства в звуке, что особенно хорошо для тех, кто любит громкий чистый звук и педали.


Night Train появился вместе с волной, поднятой Orange Tiny Terror. И если с первого взгляда все кажется по-британски схожим: 15 и 7,5 Ватт, две лампы EL84, практичный и крепкий металлический корпус. Однако, стоит лишь включиться и различия становятся очевидны. У Night Train богатый, звонкий, классический воксовский звенящий чистый звук, в корне отличный от гортанного лая TT. И это определяет своё собственное место этого маленького Vox во вселенной крошечных голов. Позже компания Vox обновила серию Night Train, добавив туда еще больше функций и выжав еще больше различных звуков из этого компактного форм-фактора. Теперь тут два канала – British и Girth, что расширяет палитру от винтажного воксовского чистого и драйва до хай-гейнового современного звука, а переключатель Thick ещё добавляет гейна. Трехполосный EQ добавляет возможностей для более скрупулёзного формирования звука, а встроенный ревёрб добавляет объема в палитру звуков Night Train.


Немецкие исследователи звука из Hughes & Kettner всегда специализировались на комбинации музыкальности и инноваций, и их Tubemeister 18 определенно поднял планку для всех маленьких ламповых голов. Как и во многих других подобных усилителей, в Tubemeister 18 стоит пара EL84, и как можно угадать по названию, голова выдаёт максиму 18 Вт мощности. Пожалуй, на этом сходство с продуктами других компаний заканчиваются. В отличии от других, основанных на EL84 небольших усилителей, Tubemeister 18 уходит от насыщенного средними частотами звука типичного для этих устройст, и даёт более современный, более полный спектр, с подчеркнутой чистотой и упругостью поверх винтажной основы. Запас гейна в его двух каналах довольно впечатляющ, от хлетского колючего чистого до рычащего трэша и всё что между этими крайностями. В Tubemeister 18 так же есть две функции, отсутствующие у конкурентов, например, встроенный выход H&K Red Box DI, который позволяет записываться напрямую, и кнопка Power Soak, которая из 18 Вт делает 5 Вт, а из 5 Вт - 1 Вт Даже на такой мощности голова выдает жирный, насыщенный звук, но на приемлемой мощности.


Многие знаю, что Jet City – это еще одна компания Mike Soldano, основанная с миссией дать гастролирующим гитаристам прагматичный, ультра-надежный ламповый усилитель по доступной цене. Во многом, JCA20H – это воплощение этой философии в жизнь. Пара EL84 выдают реальный ламповый рык с яйцами. Тут всего один канал с регулировкой гейна в преампе, мастер-громкость, трехполосный EQ и регулировка Presence, которая своеобразно регулирует поток звука от ваших пальцев до усилителя. Jet City JCA20H с одинаковой легкостью может звучать ярким, искрящимся чистым звуком, мягким, но упругим ламповым драйвом и плотным жирным кранчем. Включился, и отжигай. Что еще нужно?


Довольно часто Laney ассоциируют с самым известным их эндрорсером - Tommi Iommy из Black Sabbath. И голова Ironheart IRT15H – это истинный наследник этого наследия Судьбы. Хотя этот 15 ваттный ламповый зверь с двумя EL84 внутри выдает широкую гамму отличных звуков, лучше всего он подходит для агрессивного, высокогейнового разрушения звуком, тогда как другие усилители – не совсем. В Ironheart IRT15H просто огромный запас по гейну, такой, что многим гитаристам он будет просто не нужен. А его упругие низкие частоты и широкие возможности по формированию звука, позволяют «нарулить» пугающе жестокие металлические тона, даже тогда, когда он работает в одноваттном режиме. Это небольшое Железное Сердце может причинить боль на любом уровне громкости, что отлично подойдет треш-монстрам, как в студии, так и на сцене.


Как сделать маломощный ламповый комбик из старых деталей. Однотактный выходной каскад

Этот маленький маломощный ламповый гитарный комбик я делал очень давно, наверно лет 15 назад. Это была моя первая конструкция, собранная на электронных лампах. Поскольку в то время ламповой техникой я не занимался, запасов более - менее качественных компонентов для такой конструкции у меня не было. И в общем, для меня это был эксперимент. Корпус для этого малогабаритного комбо-усилителя сделал тогда мой друг, столяр и гитарный мастер Олег Гнилицкий. Электронные компоненты были буквально найдены "на свалке" и в моем электронном хламе. Выходной трансформатор я выкрутил из какого-то старого лампового телевизора, ламповые панельки тоже из какой-то старой ламповой техники. Силовой трансформатор я использовал типа ТАН 16-220-50. Этот отличный трансформатор оказался в наличии в моих "электронных запасах". Порывшись часок в своих шкафах и ящиках я выскреб на поверхность этого мира несколько старых ламп типа 6Н2П и 6П14П неизвестного происхождения. Я предположил, что некоторые из этих ламп советского производства могли быть до сих пор в рабочем состоянии. Так и оказалось. И к стати, нужно отдать им должное, эти лампы работают в комбике до сих пор.

Этот маломощный комбик использовался несколько лет для домашних репетиций а потом, когда появилась другая техника, был задвинут в дальний угол на складе электронного хлама и незаслуженно забыт. Недавно я разгребал этот электронный хлам и нашел этот чудо-аппарат. Я очистил его от пыли, включил в сеть и оказалось что он отлично работает и по сей день. Пришлось только почистить и смазать шуршащие и скрипящие потенциометры и маленький комбик снова как новый. Вот я и решил опубликовать на своем сайте эту статью. Думаю она будет полезна тем, кто начинает изучать ламповую технику и хочет сделать дешевый маленький ламповый усилитель.

Забегая вперед скажу, что вместо 6Н2П и 6П14П в этом комбике можно использовать более распространенные нынче лампы 12AX7 и EL84. Выходная лампа EL84 является полным аналогом 6П14П а при использовании 12AX7 нужно изменить схему подключения ее цепей накала, о чем будет рассказано в этой статье.

Цоколевка ламп EL84 и 6П14П

Цоколевка лампы 6Н2П

Цоколевка лампы 12AX7

Цепь накала двойного триода 6Н2П рассчитана на напряжение 6,3 вольта. Напряжение накала нужно подавать на ножки 4 и 5 лампы. Подогреватель лампы 12AX7 также соединен с ножками 4 и 5, но рассчитан на напряжение 12.6 В. Однако цепь накала лампы 12AX7 можно также питать от напряжения 6,3 В так как точка соединения подогревателей половинок лампы выведена на ножку 9. Поскольку каждый из нагревателей половинок лампы 12.6 В рассчитан на те де самые 6.3 В, мы можем соединить их параллельно и использовать эту лампу вместо 6Н2П. Для этого ножки 4 и 5 лампы 12AX7 нужно соединить вместе, а напряжение накала подавать на вывод 9 и на соединенные вместе ножки 4 и 5.

Принципиальная схема малогабаритного лампового гитарного комбика. Кликните на схеме, чтобы её увеличить

Гитара подключается в гнездо J1. На входе усилителя включен регулятор уровня на потенциометре R1. С движка потенциометра через резистор R2 сигнал поступает на сетку первого триода лампы VL1. Резистор R2 служит для предотвращения работы лампы с неподключенной сеткой в случае обрыва в цепи движка поиенциометра R1 (неисправности в потенциометрах случаются часто).

С выхода каскада (анод триода VL1-a) усиленный сигнал поступает на трехполосный регулятор тембра, который обеспечивает регулировку по высоким, средним и низким частотам. С выхода регулятора тембра (движок потенциометра R6) сигнал подается на регулятор уровня "Маster". Небольшая тонкомпенсация этого регулятора достигается включением конденсатора ёмкостью 680 пикофарад между движком и верхним по схеме выводом потенциометра. В результате при уменьшении громкости в выходном сигнале немного возрастает доля высоких частот. Далее сигнал поступает на второй каскад усиления напряжения, собранный на второй половинке лампы - триоде VL1-b. С анода этого триода через разделительный конденсатор C9 сигнал подается на выходной каскад усилителя.

Выходной каскад собран по однотактной схеме на двух лампах VL2 и VL3 типа 6П14П (EL84), включенных параллельно. Параллельное включение двух ламп позволяет несколько поднять выходную мощность усилителя. Можно использовать только одну лампу, оставляя вторую панельку пустой. именно так я и использую комбик, так как в домашних условиях его выходной мощности и громкости звучания мне более чем достаточно. С одной лампой выходная мощность усилителя - 2..3 ватта. Если установить вторую лампу, мощность будет в районе 5 ватт. В связи с тем, что ламповый выходной каскад имеет характеристику ограничения сигнала, отличающуюся от транзисторных схем, можно (субъективно) сказать, что "ламповые" три ватта - это гораздо громче чем "транзисторные" три ватта. Хотя это утверждение звучит на первый взгляд антинаучно, но в действительности всё дело в характере искажений, вносимых ламповыми схемами в сигнал при перегрузке. Искажения ламповой схемы не такие резкие как в транзисторной и поэтому ламповый усилитель может работать в области насыщения производя при этом довольно приятный звук, тогда как транзисторные схемы при перегрузе ограничивают сигнал очень резко, сразу превращая его в подобие прямоугольных импульсов, что вызывает очень неприятные на слух искажения. По этой причине транзисторный усилитель должен иметь намного больший запас по усилению, чем ламповый. Как видим, здесь нети никакой мистики и все укладывается в законы физики.

Громкоговоритель комбика имеет сопротивление катушки 8 Ом. Он подключается через выходной трансформатор. Выходной трансформатор - это очень ответственная и самая дорогая деталь лампового усилителя. Звучание такого усилителя, его диапазон частот в огромной степени зависят от качества и конструкции выходного трансформатора. В ламповых усилителях, предназначенных для прослушивания музыки, часто используют дорогие и сложные в намотке ультралинейные трансформаторы. Поскольку для гитарного усилителя не нужен такой широкий диапазон частот, как для усилителя, предназначенного для прослушивания музыки, в гитарном усилителе не такие высокие требования к выходному трансформатору. Можно даже сказать, что для гитарного усилителя слишком широкий диапазон частот даже вреден. Большое количество высоких частот приводит к появлению "песка" в гитарном звуке. Поэтому громкоговорители, предназначенные для использования в гитарных комбиках изготавливают с верхней границей воспроизводимых частот в районе 7 - 8 килогерц. Частоты выше этой границы должны быть обрезаны, так как это область "песка". Нужно отменить, что в усилителях и комбиках для классических (акустических) гитар все как раз наоборот. Их частотные характеристики как раз очень близки к "музыкальным" усилителям. Так что речь идет только об усилителях для электрогитар. По этой же причине "гитарные" усилители мало подходят для прослушивания музыки.

В своем мини-комбике я использовал выходной трансформатор от старого лампового телевизора. Такой трансформатор вполне подходит для маленького гитарного усилителя и хорошо согласуется с выходной лампой, так как в телевизоре использовались точно такие же лампы 6П14П. Громкоговоритель подключается ко вторичной обмотке трансформатора через обычный телефонный разъем. Это обычное решение в гитарных комбиках. Можно отключить внутренний громкоговориель и подключить в это гнездо внешнюю колонку. Также предусмотрено гнездо для подключения наушников. Наушники включаются через делитель напряжения на резисторах R22 и R23. Делитель подключается к выходу усилителя автоматически при извлечении штекера громкоговорителя из гнезда.

Принципиальная схема блока питания лампового гитарного комбика

Слабое место именно моего комбика - это громкоговоритель. Строго говоря, примененная динамическая головка не является "гитарной", гитарных громкоговорителей у меня тогда не было и я поставил японский динамик мощностью 3 W выдранный когда-то из какой-то старой японской радиолы. Хотя динамик неплохой но он не "гитарный", то есть довольно широкополосный и воспроизводит частоты не нужные для сигнала гитары, лежащие в области "песка". В какой-то мере это компенсируется не очень широкополосным выходным трансформатором и наличием регулятора тембра. Но все таки в акустике для электрогитары лучше использовать специальные "гитарные" динамические головки.

Переключатель Sw2 "Tone" включает конденсатор С14, который шунтирует резистор R19 в цепи катода выходной ламы. При этом звук становится ярче и несколько возрастает выходная мощность усилителя. Цепочка C11 R22 устраняет возможное самовозбуждение усилителя.

Блок питания комбика собран на основе унифицированного советского трансформатора ТАН16-220-50 (Трансформатор Анодно-Накальный). Этот трансформатор очень удобен для использования в самодельных ламповых конструкциях, так как имеет все необходимые напряжения для питания как накальных так и анодных цепей ламп. тем не менее можно использовать любой трансформатор, например от старого лампового телевизора или самодельный. Трансформатор должен содержать как минимум 2 вторичные обмотки. Накальную, на напряжение 6.3 В (и ток, достаточный для питания накала ламп) и высоковольтную обмотку с напряжением 250 - 270 вольт. В случае с трансформатором ТАН16-220-50 я соединил последовательно несколько его вторичных обмоток чтобы получить напряжение около 210 вольт. Этот трансформатор имеет 2 накальных обмотки на 6.3 В. поэтому я "шиканул" и запитал каждую лампу от своей обмотки. Никто не мешает подключить подогреватели обеих ламп к одной накальной обмотке параллельно, если в вашем трансформаторе такая обмотка одна. В цепь накала первой ламы включен построечный резистор R26 сопротивлением 470 Ом. Его движок соединен с "землей". Во время настройки усилителя поворачиваем движок R26, добиваясь минимума фона переменного тока в динамике. настройку нужно производить с регулятором R1 установленным в положение минимальной громкости.

Обмотку трансформатора 15-16 на 24 вольта я использовал чтобы подключить к ней светодиод индикации включения питания. Выключатель SW2 включает или отключает анодное напряжение. Это сделано для того, чтобы продлить срок службы ламп. Как известно, срок службы электронных ламп сокращается, если подавать анодное напряжение сразу в момент включения усилителя, пока нити накала еще не разогрелись. Поэтому сначала включаем усилитель в сеть, дожидаемся прогрева ламп (2-3 минуты) а потом включаем анодное напряжение выключателем Sw2.

Mr. Shanti. Июнь 2018 г .

Шасси и навесной монтаж усилителя лампового гитарного комбика. Вид сверху

На рынке музыкального оборудования представлен большой выбор ламповых хай-гейновых усилителей класса hi-end, на которых играют многие известные исполнители. Мы собрали вместе лучшие мировые бренды и составили настоящий обзор для истинных ценителей правильного гитарного звука. Но прежде чем перейти к описанию тестируемых моделей, рассмотрим основные характеристики лампового звукового тракта.

Первым серьёзным моментом является качество усилителя , поскольку большинство серийных аппаратов собирается на дешёвых компонентах и нуждается в модифицировании, которое включает в себя замену силовых и выходных трансформаторов, ламп предусилителя и оконечника, конденсаторов и резисторов на печатной плате и др. После моддинга звучание головы меняется в лучшую сторону – перегруз становится чище, атака быстрее, читаемость выше, частоты сбалансированнее, обертона богаче. При этом традиционные лампы EL34 дают подчёркнутую верхнюю середину, KT77 – центральную, а 6L6 (аналоги 5881, 6550, KT66, KT88) – нижнюю. Характер ламп также немного отличается в зависимости от производителя Electro-Harmonix, Svetlana, JJ Electronic, Tung-Sol и др.

Существует несколько всемирно известных контор, занимающихся модифицированием ламповой техники – Voodoo, Fortin, Friedman, FJA, а также российский Fortress . В настоящем обзоре принял участие один серьёзно доработанный усилитель, а именно Marshall JVM410H TubeTone Platinum+ Mod, звучание которого существенно изменилось благодаря моддингу. Остальные аппараты были представлены в стоковой комплектации, при этом усилители Diezel априори не нуждались в модифицировании.

Вторым важным фактором выступает конструкция кабинета , к которому подключается голова. В случае открытой задней стенки в звуке преобладают высокие частоты (большинство комбиков), тогда как в закрытом объёме доминируют плотность и низ. В свою очередь стенка может быть прикручена (задняя загрузка динамиков) либо вклеена (передняя загрузка динамиков) – последний вариант предпочтительнее благодаря повышенной герметичности стэка, которая способствует направленности звуковой волны, обеспечивая лучшую атаку и большую громкость. При этом угловые кабинеты звучат несколько острее за счёт наклона верхних динамиков.

Помимо этого, на качество звучания оказывают влияние такие характеристики, как материал и толщина фанерных стенок, а также пространственная геометрия и жёсткость корпуса. Для компенсации недостатка внутреннего объёма, приводящего к чрезмерному давлению воздуха на диффузоры динамиков во время их колебаний, на передних стенках кабинетов иногда делают фазоинвертор, придающий звучанию большую открытость, но меньшую собранность. В противном случае необходимо увеличивать габариты конструкции, на что решаются далеко не все производители. По нашему мнению, лучшим вариантом является использование закрытых кабинетов из толстой сибирской берёзы с вклеенной задней стенкой и отсутствием фазоинвертора.

Третий основополагающий принцип заключается в модели динамиков , которые устанавливаются внутри кабинета. Разумеется, гитарные громкоговорители по своей частотной характеристике отличаются от используемых в музыкальных центрах. На рынке существует множество специализированных производителей, таких как Celestion, Eminence, Jensen, Fane, Tone Tubby и др. Аналогично звукоснимателям динамики различаются размером и типом магнита, толщиной и составом медной проволоки, количеством витков и схемой намотки, а также диаметром диффузора. На сегодняшний день самой популярной моделью в мире является Celestion Vintage 30, которая производится с 1986 года и устанавливается более чем в половину гитарных кабинетов.

Однако здесь крайне важно отметить, что начиная с 2000-х годов под одним и тем же названием выпускают английские и китайские V30, имеющие конструктивные различия и звучащие по-разному. На оригинальных английских динамиках используется чуть больший магнит, написан адрес фабрики Foxhall Rd., Ipswich, Suffolk, England и указано сопротивление обмотки 16 либо 8 Ohms, тогда как у китайцев на этикетке данная информация отсутствует. При игре на перегрузе родные громкоговорители выдают гораздо больше нижней середины, благодаря чему звучат жирнее и меньше режут слух. Азиаты напротив отличаются острым гейном с подчёркнутой верхней серединой без достаточной плотности риффов. В настоящее время среди производителей, продолжающих ставить в свои кабинеты английскую классику, непоколебимы остаются Orange и Mesa. Последние имеют боковую наклейку с индексом T4416 (16 Ом) и T4335 (8 Ом) и крайне редко встречаются в свободной продаже.

Наконец, четвёртым фундаментальным параметром оказывается качество инструментального и спикерного кабелей , а также внутренняя проводка самого кабинета и гитары. Подробно данный вопрос рассмотрен нами в статье . Напомним лишь, что при использовании одного кабеля как для чистого канала, так и для перегруза, оптимальным вариантом является шнур Lava Soar, имеющий наиболее сбалансированное звучание. В то же время, при наличии возможности приобретения двух кабелей мы рекомендуем применение шнуров Vovox Sonorus либо Van Den Hul Lava для чистого звука и Evidence Audio Lyrik / The Forte либо Analysis Plus Oval Pro Studio для гейна. В качестве спикерного кабеля мы используем Vovox Sonorus Drive и Evidence Audio The Siren, а для внутренней проводки моножилу Vovox Wiring.

Наконец, при наличии всех перечисленных выше факторов, а именно топовой головы, правильного кабинета, оригинальных динамиков, дорогих кабелей и внутренней проводки прослушивание аппарата необходимо производить на концертной громкости 120-130 дБ, при которой лампы усилителя мощности получают ток насыщения и выходят на рабочий режим перегруза сигнала. В противном случае игра на домашней громкости не позволит раскрыть потенциал используемого оборудования и получить звучание студийного качества.

В настоящем обзоре приняли участие флагманы Diezel VH4, Diezel Herbert, Diezel Hagen, Engl Special Edition, Engl Steve Morse, Marshall JVM410H, Marshall JCM 800, Custom Audio Amplifiers OD-100, Bogner Ecstasy, Orange Thunderverb, Hughes & Kettner TriAmp, Peavey 5150, Krank Krankenstein и Fortress Odin.

Сравнение представленных усилителей проводилось на гитаре (масса 3,6 кг, датчики Seymour Duncan Custom и Lollar Imperial High Wind, струны Elixir Nanoweb 10-52, внутренняя распайка Vovox, бронзовые лады Jescar EVO Gold, костяной порог) через кабинеты (динамики Celestion Vintage 30, задняя загрузка, отсутствие фазоинвертора), (длина 3 метра) и спикерного кабеля Vovox Sonorus Drive на концертной громкости. Изначально все потенциометры устанавливались в центральное положение и затем регулировались при необходимости.

1. Diezel VH4 – 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер

Эталон для сравнения всех усилителей. Прототип VH4 увидел свет в 1992 году, а серийный выпуск начался в 1994 году. Аппарат был разработан в немецкой Баварии инженером Питером Дизелем совместно с музыкантом Питером Штапфером. Универсальный усилитель для различных стилей музыки – от мягкого рока на чистом звуке и кранче до зубодробительного металла на хай-гейне. Имеет правильный сбалансированный по всем частотам перегруз и очень сочные обертона. По совокупности характеристик является бесспорным лидером в hi-end сегменте. Стоимость головы в Америке составляет 4400$.

Характер гейна сухой, чистый и читаемый, атака фантастически быстрая и резкая, уровень компрессии средний, окрас звука отсутствует, количество шумов минимально. Огромный диапазон регулировок эквалайзера с граничными частотами от 80 Гц до 4000 Гц. Предусмотрены индивидуальные последовательные петли эффектов на каждый канал, общие последовательная и параллельная петли, подключение ведомого усилителя через разъёмы thru на передней и задней панелях, а также midi-управление без возможности использования классического footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 4×KT77. На данном усилителе играет James Hetfield.

Итого: сбалансированный по всем частотам сухой перегруз

2. Diezel Herbert – 180 Ватт, 3 канала, 6-полосный эквалайзер

Усилитель появился в 2002 году и был спроектирован в первую очередь для игры металла. Кранч как таковой отсутствует. При выключенном midcut похож по звучанию на модель VH4, но тембр перегруза более острый и рваный, в то время как у предшественника он плотный и собранный, а компрессия сигнала чуть выше. Картина меняется при активации регулятора midcut - главной особенности нового аппарата – из звука постепенно вырезается нижняя середина на частоте 400 Гц с одновременной компенсацией потери громкости, ввиду чего усилитель всё дальше отдаляется от модели VH4 в сторону хэви-металла, начиная звучать менее жирно и более остро, обретая при этом мелкозернистый характер гейна с подчёркнутой центральной серединой и собранным стенобитным низом. Оптимальной является установка потенциометра midcut в положении 1/3.

Аппарат идеально подходит для баритонов и многострунных гитар, играющих в пониженных строях. В целом звучание усилителя является наиболее модерновым во всём модельном ряду Diezel. Огромный диапазон регулировок эквалайзера с граничными частотами от 120 Гц до 3000 Гц. Предусмотрены общие последовательная и параллельная петли эффектов, а также midi-управление с возможностью подключения footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 6×KT77. Самая тяжёлая голова массой 30 кг.

Итого: сбалансированный по всем частотам острый перегруз

3. Diezel Hagen – 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер

Усилитель был выпущен в 2010 году с прицелом на исполнение современного хард-рока. В отличие от VH4 имеет бустированную нижнюю середину без возможности регулировки, что придаёт звуку излишнюю плотность и характерный окрас. Является противоположностью модели Herbert при условии использования в последней регулятора midcut. На гитарах из красного дерева аппарат заметно перегружает сигнал.

В целом звучание усилителя можно охарактеризовать как наиболее жирное среди всех рассмотренных моделей Diezel. Чистый и читаемый перегруз вкупе с быстрой и резкой атакой являются непременными атрибутами. Огромный диапазон регулировок эквалайзера с граничными частотами от 120 Гц до 3000 Гц. Предусмотрены общие последовательная и параллельная петли эффектов, а также midi-управление с возможностью подключения footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 4×KT77.

Итого: бустированный в области нижней середины жирный перегруз

4. Engl Savage Special Edition 660 - 120 Ватт, 2 канала, 4-полосный эквалайзер

В 2000-е годы голова Savage Special Edition представляла собой флагманскую модель Engl и включала такие инновации, как два режима перегруза сигнала на каждом из каналов с индивидуальными регулировками громкости и гейна для всех четырёх вариантов, две независимые параллельные петли эффектов, возможность переключения между двумя различными кабинетами с раздельными настройками Master Volume и Presence, понижение мощности усилителя с помощью пентодно-триодного переключателя, встроенный двухканальный ревербератор, а также дополнительные кнопки эквализации bright, depth, rough/smooth.

Несмотря на обилие сложных технических решений звучание аппарата не отличается от младших собратьев и характеризуется очень узким и зажатым перегрузом с отсутствием жирной середины и стенобитного низа. Во время сравнения с Diezel VH4 создаётся впечатление, что к кабинету подключили цифровой процессор. При этом диапазоны регулировок эквалайзера и тон-шейперов минимальны и не позволяют исправить картину. Пожалуй, звучание Engl придётся по вкусу лишь тем, кто раньше играл через транзисторные усилители с привычным для них собранным перегрузом и отсутствием динамики. Предусмотрены параллельные петли эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектовался лампами 6×12AX7 и 4×6L6.

Итого: зажатый процессорный перегруз, не похожий на ламповый звук

5. Engl Steve Morse 656 - 100 Ватт, 3 канала, 6-полосный эквалайзер

Усилитель представляет собой именную модель гитариста Steve Morse и функционально отличается от других аппаратов компании расширенным эквалайзером на третьем канале, включающим по два потенциомерта корректировки нижней и верхней середины Lo Mid 1/2 и Hi Mid 1/2, встроенным шумоподавителем Noise Gate с настраиваемым порогом срабатывания Threshold Level, переключателем заземления на задней панели Ground Lift Switch, автоматическим глушением Amp Mute при отстутствии подключения джека, а также кнопками увеличения яркости Tone и усиления перегруза Hi Gain. Диапазон регулировок эквалайзера ожидаемо узкий.

По звучания голова Steve Morse является наиболее сбалансированной в модельном ряду Engl благодаря меньшей компрессии сигнала и наличию плотного низа. В отличие от побывавших у нас собратьев Special Edition, Ritchie Blackmoore и Screamer с характерным для них зажатым перегрузом данный усилитель не похож на цифровой процессор, имея достаточно жирный ламповый звук. Однако в сравнении с Diezel VH4 он обладает не столь резкой атакой, худшей проработкой частот и большей компрессией. Предусмотрены две параллельные петли эффектов, а также midi-управление с возможностью подключения footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 4× 12AX7 и 4× EL34.

Итого: плотный компрессированный перегруз

6. Marshall JVM410H TubeTone Platinum+ Mod – 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер

Усилитель был анонсирован в 2007 году как флагманская модель легендарного производителя. Каждый из четырёх каналов включает три режима перегруза сигнала (зелёный, оранжевый, красный), давая в общей сложности 12 вариантов звучания, и содержит независимые эквалайзеры, регуляторы громкости и гейна, а также цифровой реверберации, что является большой редкостью в ламповых головах. На задней панели находится дополнительный переключатель damping для изменения амплитуды колебаний динамиков в кабинете, который регулирует ультранизкие частоты. В стоковом варианте голова имеет все характерные недостатки, присущие усилителям Marshall – грязный перегруз, отсутствие глубокого низа, смазанная атака, бедный чистый канал, острое несбалансированное звучание, узкий диапазон регулировок эквалайзера.

В процессе моддинга для устранения перечисленных артефактов в аппарате был установлен дроссель на силовой трансформатор, заменён выходной трансформатор, подобраны лампы усилителя мощности 6L6 и предусилителя 6Н2П, перепаяны часть конденсаторов и резисторов на печатной плате, что в конечном итоге существенно сказалось на звучании в лучшую сторону при сохранении заданного производителем характера. В сравнении с линейкой Diezel усилитель обладает более грязным перегрузом на риффах, но отличается чуть меньшей компрессией сигнала и самыми сочными обертонами при игре соло, оставляя позади все другие бренды и заставляя гитару по-настоящему петь. Недаром связка Marshall и Gibson считается классической на протяжении многих десятилетий. Предусмотрены последовательная и параллельная петли эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектуется лампами 5×12AX7 и 4×EL34.

Итого: грязный перегруз с подрезанной серединой, самые сочные обертона

История легендарной серии Marshall JCM 800 началась в 1981 году и сыграла значительную роль в становлении эры тяжёлого рока и металла 1980-х. Целое поколение всемирно известных гитаристов, таких как Zakk Wylde, Slash, Kerry King и других записали свои бессмертные шедевры на усилителях JCM 800, которые по сути являются продолжением выпускавшейся в 1970-х линейки JMP с новым дизайном. Первоначально в модельном ряду были представлены одноканальные головы с двумя входами различной чувствительности мощностью 50 Ватт (2204) и 100 Ватт (2203). Позднее появились двухканальные версии с разрывом петли эффектов и встроенным пружинным ревербератором мощностью 50 Ватт (2205) и 100 Ватт (2210). Серия JCM 800 продержалась на конвейере до 1990 года.

Безусловно, данный усилитель не относится к категории hi-end, однако ввиду его беспрецедентной популярности мы не смогли пройти мимо и включили раритетную голову в настоящий обзор. Представленный экземпляр был выпущен на закате карьеры в 1990 году. Важно отметить, что звучание винтажного JCM 800 отличается от современных серий JCM 2000 и JVM в лучшую сторону, что говорит о снижении качества выпускаемой продукции ввиду сборки новых аппаратов на дешёвых компонентах, требующих модификации.

Характер перегруза традиционно острый, что является фирменной чертой Marshall, однако при этом довольно чистый и читаемый с достаточным количеством низких частот, а также быстрой и резкой атакой. Запас гейна минимальный, а диапазон регулировок эквалайзера ожидаемо узкий. В целом, по уровню звучания JCM 800 находится между стоковыми и модифицированными современниками, заметно уступая им лишь в плане функционала. Петля эффектов и midi-управление отсутствуют. По умолчанию комплектовался лампами 3×12AX7 и 2×EL34.

Итого: острый перегруз с приемлемыми низом и читаемостью

8. Custom Audio Amplifiers OD-100 SE+ – 100 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер

Бутиковый американский усилитель предназначен для исполнения хард-рока и отличается характерным окрасом звука в виде бустированной центральной середины без возможности регулировки. Каждый из каналов имеет два режима звучания, причём кнопка boost на первом канале увеличивает громкость, а на втором – гейн. Перегруз чуть более грязный, чем у аппаратов Diezel. Ручки Power и Standby, а также регулятор нижней середины Whomp и потенциометр ультравысоких частот Feedback находятся на задней панели. В результате расположения обоих трансформаторов с одной стороны усилитель перевешивает на бок.

Звучание аппарата можно охарактеризовать как роковое с приставкой «на любителя» ввиду искусственно «выпрыгивающей» середины (причём наиболее точным термином будет именно упругая, а не жирная), которая добавляет плотность и драйв при исполнении риффов, но искажает реальное восприятие гитары и субъективно делает низ более размазанным. Ещё одной типичной ошибкой является расхожее мнение о том, что Custom Audio представляет собой улучшенный Marshall, тогда как в действительности характер перегруза и окрас звучания у них разный (первый – чистый и упругий, второй – грязный и острый). Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 4×EL34 (либо 5881).

Итого: бустированный в области центральной середины упругий перегруз

9. Bogner Ecstasy 101 B – 120 Ватт, 3 канала, 4-полосный эквалайзер

Бутиковый американский усилитель от немецкого радиоинженера Реинхольда Богнера увидел свет в 1992 году и произвёл настоящий фурор на рок-сцене Лос Анджелеса. Довольно быстро на данную модель обратили внимание такие гитаристы, как Eric Johnson, Steve Vai, George Lynch, Brad Whitford и др. В 1995 году голова была дополнена встроенным аттенюатором, потенциометрами Presence и привязанным к различным каналам внутренним переключателем между кабинетами. Помимо этого аппарат имеет множество тумблеров, изменяющих степень усиления, яркость и мощность сигнала, которые позволяют получать очень широкую звуковую палитру от винтажного тембра британских моделей 60-х годов до современных хай-гейновых монстров 2000-х.

В частности, на передней и задней панелях присутствуют переключатели пентодно-триодного режима работы ламп Sound Style (Old-New), уровня гейна Plexi Mode (0-Ch2-Ch3), Structure (Low-High) и Gain Boost Ch1, Ch2/Ch3 (Low-High), количества высоких частот Pre.EQ Ch.1, Ch. 2, Ch.3 (Normal-Bright1-Bright2), выходной мощности Output Power (1/2-Full) и Power Amp Class (A-A/B), а также амплитуды колебаний динамиков в кабинете Excursion (Medium-Loose-Tight), что позволяет варьировать итоговую мощность от 7 до 120 Ватт. Кроме того, голова имеет два входа Low и High Input. В общем, любая прихоть за ваши деньги!

Звучание усилителя на перегрузе можно охарактеризовать как роковое с жирной серединой, быстрой атакой, хорошей читаемостью и уравновешенным балансом частот. Данная модель прекрасно подойдёт для исполнения такой музыки, как AC/DC, ZZ Top, Whitesnake, Alice Cooper, Aerosmith, Kiss, Guns n" Roses и др. В свою очередь для любителей рубить металл Bogner выпустил голову Uberschall. Однако при сравнении Diezel VH4 звучит собраннее, быстрее по атаке и проработаннее по частотам. Предусмотрена переключаемая кнопкой последовательная/параллельная петля эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектуется лампами 4×12AX7 и 4×EL34.

Итого: жирный сбалансированный перегруз

10. Orange Thunderverb TV200H - 200 Ватт, 2 канала, 4-полосный эквалайзер

В конце 2000-х годов Orange Thunderverb являлся флагманом компании и предлагал музыкантам два различных варианта перегруза в одном флаконе: классический для игры хард-рока и модерновый для любителей металла. Фактически, голова представляет собой симбиоз моделей Rockerverb и Dual Dark. Несмотря на общий трёхполосный эквалайзер обоих каналов каждый из них имеет собственные регуляторы Volume и Gain, а также дополнительный потенциометр shape на канале B, вырезающий нижнюю середину. Кроме того, усилитель обладает встроенным аттенюатором, пружинной реверберацией и возможностью переключения выходной мощности 100/200 Ватт с выбором отсекаемых ламп 1+3 либо 2+4.

По звучанию на перегрузе каналы A и B отличаются друг от друга даже при отключённом контуре shape, последний звучит несколько острее и напоминает в этом плане Diezel Herbert. Характер гейна достаточно собранный и сбалансированный по частотам с жирной серединой, плотным низом и яркими верхами. В сравнении с Diezel VH4 усилитель имеет менее резкую атаку, немного худшую читаемость и не такой чёткий низ. В то же время при игре соло голова отличается от большинства других аппаратов минимальным уровнем компрессии, по динамике и прозрачности напоминая Fortress Odin, благодаря чему передаёт натуральное звучание инструмента. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектовался лампами 6×12AX7 и 4×6550.

Итого: жирный сбалансированный перегруз с небольшой компрессией

11. Hughes & Kettner TriAmp MK II - 100 Ватт, 3 канала, 4-полосный эквалайзер

Первая версия немецкого усилителя TriAmp увидела свет в 1995 году и предлагала музыкантам 3 независимых канала с двумя уровнями гейна на каждом, имея в своём арсенале 7 ламп в предусилителе и 6 ламп в оконечнике. В 2002 году было выпущено обновление MK II с легендарной светящейся панелью, базирующееся на 9-ти и 4-х лампах соответственно. Наконец, в 2015 году миру представили третью ревизию MK III, имеющую 6 независимых каналов с midi-управлением, потенциометры регулировки ультранизких частот Resonance и шумоподавления Noise Gate, построенную на 9-ти и 6-ти лампах мощностью 145 Ватт. Таким образом, одна голова охватила звуковую палитру всех выпускавшихся усилителей начиная с 1950-х и заканчивая 2000-ми годами по декаде на каждый канал с широчайшим функционалом индивидуальных настроек.

На перегрузе TriAmp обладает исключительно чистым и читаемым гейном, сбалансированным по всем частотам, быстрой и резкой атакой, очень сочными обертонами и минимальной компрессией на соло. При сравнении с Diezel VH4 можно забыть, на каком из двух усилителей вы играете. Предусмотрена переключаемая кнопкой последовательная/параллельная петля эффектов плюс отдельные вход и выход для использования головы в качестве предусилителя и оконечника, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектовался лампами 9×12AX7 и 4×EL34.

12. Peavey 5150 - 120 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер

Усилитель Peavey 5150 был выпущен в 1992 году в качестве именной модели гитариста Eddie Van Halen. Голова имеет два канала Rhythm и Lead, ориентированных на игру рока и металла, общий эквалайзер с дополнительными кнопками bright и crunch на первом канале, два входа различной чувствительности normal gain и high gain, а также переключатель заземления на задней панели. Позднее появилась вторая версия 5150 II, отличающаяся одним входом и независимыми эквалайзерами для каждого из каналов. После прекращения сотрудничества с музыкантом в 2004 году модель получила новое название 6505 в честь 40-летнего юбилея производителя Peavey (1965-2005).

По звучанию на перегрузе каналы Rhythm и Lead различаются степенью усиления и компрессии, а также тембральным окрасом. В обоих случаях характер гейна собранный, однако на втором канале дополнительно подрезана нижняя середина и запредельно искажён входной сигнал, ввиду чего выкручивать ручку pre gain выше положения 2 из 10 не имеет смысла. При этом перегруз становится крайне зажатым и напоминает усилители Engl с их процессорным звучанием. В сравнении с Diezel VH4 голова обладает менее резкой атакой, несколько худшей читаемостью и не такими сочными обертонами. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектовался лампами 5×12AX7 и 4×6L6.

Итого: собранный компрессированный перегруз

13. Krank Krankenstein - 100 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер

Усилитель представляет собой именную модель гитариста Dimebag Darrell и позиционируется как хай-гейнер для игры тяжёлого металла. Помимо стандартного набора регулировок эквалайзер имеет потенциометр Sweep, корректирующий присутствие в звуке верхней середины. Вторая версия Krankenstein+ отличается от оригинала увеличенной мощностью 120 Ватт.

На перегрузе Krank характеризуется чрезмерным уровнем искажения сигнала и компрессии, напоминая канал Lead на усилителе Peavey 5150, ввиду чего потенциометр Gain не имеет смысла выкручивать выше положения 2/10. Голова обладает посредственной читаемостью, не лучшим образом сбалансированной частотной характеристикой и отсутствием динамики. Предусмотрена параллельная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 4× 12AX7 и 4× 6550.

Итого: транзисторный компрессированный перегруз

14. Fortress Odin – 50 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер

Один из немногих усилителей, способный по качеству перегруза конкурировать на равных с линейкой Diezel. Аппарат увидел свет в 2016 году как результат многолетней работы отечественного инженера Валерия Рязанцева в тандеме с Вадимом Новиковым по модификации ламповых голов ведущих мировых брендов, что в конечном итоге привело к созданию собственной модели Odin, успевшей занять своё место на многих российских студиях звукозаписи.

В сравнении с Diezel усилитель обладает значительно меньшей компрессией сигнала, благодаря чему звучит максимально прозрачно при исполнении соло, сохраняя динамику звукоизвлечения и при этом не теряя сустейн. На риффах перегруз чистый и читаемый, с быстрой и резкой атакой, великолепным балансом всех частот и насыщенной серединой. При увеличении количества гейна звук становится жирнее и одновременно острее, но прозрачность и динамика сохраняются. Передаёт правильное неискажённое звучание гитары со всеми нюансами тембра древесины и звукоснимателей без какого-либо окраса. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 3×12AX7 и 2×EL34.

Итого: сбалансированный по всем частотам некомпрессированный перегруз

Над данной статьей трудился Vlad X

На некоторое время уступив дорогу сначала транзисторам, а потом и микросхемам, радиолампы вновь вернулись в кладовки радиолюбителей. В настоящее время эти электровакуумные приборы снискали большую популярность у любителей хорошего звука. Это касается как музыкантов, так и тех, кто слушает их записи. Многочисленные фирмы отреагировали на спрос и в магазинах сейчас можно без особых хлопот купить достойный усилитель, вот только их стоимость в некоторых случаях просто астрономическая. В итоге, многие радиолюбители осваивают азы построения аппаратуры на радиолампах, конструируя различные усилители для своих наушников, мощных аудиосистем и музыкальных инструментов. И я не "прошёл" мимо, решив заняться усилителем для своей гитары.

За основу будущей конструкции я взял хорошо себя зарекомендовавшую схему предварительного усилителя Slo Recto Twin конструкции небезызвестного в кругу энтузиастов ламповой музыкальной техники Гишяна *AZG* Азнаура. К "преду" добавил двухтактный усилитель мощности на лучевых тетродах 6П3С, схему задержки подачи анодного напряжения и переключение футсвитчем.

Принципиальная схема

Конструктивно усилитель состоит из предварительного усилителя на лампах VL1-VL3, двухтактного усилителя мощности (лампы VL4-VL6) и общего блока питания.

Предварительный усилитель в свою очередь состоит из двух каналов - чистого (clean ) и перегруза (distortion ) с отдельными регуляторами тембра и громкости.

Сигнал со звукоснимателей гитары подаётся на сетку одного из двух триодов лампы VL1.1, являющегося общим усилителем для обоих каналов. В катодной цепи смещения триода при помощи одной из групп контактов реле коммутируется электролитический неполярный конденсатор С1, который включается в схему в режиме чистого звука и расширяет полосу усиливаемых частот в области НЧ. В режиме перегруза (срабатывает реле) он оказывается изолирован большим сопротивлением резистора R3, поэтому остаётся только конденсатор С2, обладающий относительно небольшой ёмкостью. При этом усиление каскада заметно уменьшается на низких частотах, что предотвращает "бубнение" звука. С анода триода сигнал разделяется на два канала. Верхний работает в режиме усиления чистого звука, нижний в перегрузе. Канал clean представлен трёхполосным (treble - высокая, bass - низкая, middle - средняя частоты) регулятором тембра, собранным по схеме фендера, и каскадом усиления на триоде VL1.2.

Перегруз (distortion ) реализован уже гораздо большим количеством ламп и пассивных элементов. Три каскада на триодах VL2.1, VL2.2 и VL3.1 имеют большое общее усиление, за счёт чего звук сильно искажается. Тем самым образуется эффект с характерным тяжёлым и мощным звуком. Для согласования этих каскадов с регулятором тембра, а так же для предотвращения взаимного влияния, в схему включен катодный повторитель на триоде VL3.2. В режиме чистого звука канал перегруза запирается замыканием сетки триода VL2.2.

Для раздельного регулирования уровня сигналов каскадов, каждый из них снабжён переменными резисторами громкости R11 и R38. Кроме того имеется и общий регулятор громкости R40 master volume. Движки всех регуляторов громкости шунтированы постоянными резисторами, сопротивлением 2,2 мегаома. Они необходимы для устранения возможных шорохов, вызванных износом токопроводящего слоя. Сами по себе они не страшны, но вот при этом происходит отрыв сетки от общего провода, в следствие чего громкость шороха становится очень большой.

Усиленный и обработанный сигнал с одного из каналов подаётся на вход дифференциального фазоинвертора, собранного на лампе VL4. Его задачей является дополнительное усиление и создание на выходе двух одинаковых сигналов со сдвигом фазы в 180° друг относительно другадля работы двухтактного усилителя мощности на лампах 6П3С.

Коммутация каналов предварительного усилителя осуществляется при помощи двух реле, которые, в свою очередь, переключаются при помощи футсвича (можно выбрать нужный канал нажатием ноги кнопки, как в примочке) или переключателя на лицевой панели. Так же имеются переключатели режимов bright (S1) и treble shift (S2) для изменения окраса звучания каждого канала. Индикаторный светодиод VD13 в футсвитче включен в цепь коммутирующих реле и загорается, когда нажимается кнопка S6 для включения канала distortion . Конденсатор С57 относительно большим током зарядки в момент нажатия кнопки обеспечивает надёжное срабатывание реле, так как тока, текущего через светодиод, может не хватить для этого.

Питание усилителя осуществляется трансформаторным блоком питания с пассивной фильтрацией анодного напряжения со схемой задержки, и со стабилизатором напряжения накала ламп 12АХ7. В выпрямителе анодного напряжения использованы ультрабыстрые диоды UF4007, благодаря чему удаётся практически полностью избавиться от коммутационных шумов переключения диодов. Для того, чтобы питание на лампы подавалось только после прогревания их катодов, в усилителе используется схема задержки, собранная на транзисторах VT3 и VT4. Реле K3 срабатывает примерно через 10-15 секунд после включения усилителя (подбирается ёмкостью С55) и замыкает контакты К3.1. Накальные нити ламп предварительного усилителя запитаны стабилизированным напряжением 12,6 вольт для уменьшения фона и шумов, а так же для увеличения срока службы этих электровакуумных приборов. Напряжение на катоде повторителя VL3.2 довольно велико из-за большого сопротивления резистора R33, из-за этого создаётся значительная разность потенциалов между катодом и его накалом, что сильно сокращает время работы лампы. Для нейтрализации этого эффекта, потенциал накала "поднимается" относительно общего провода примерно на 75 вольт. Соответствующее напряжение подаётся с делителя R67 и R68 на симметричный делитель накала R65 и R66. Такой же делитель установлен и в цепь накала выходных ламп (6,3 вольт), но его средняя точка подключается к общему проводу.

Развязка земли выполнена по схеме "звезда", когда провода от цепей общего провода разных каскадов соединяются в одной точке и имеют надёжный контакт с корпусом усилителя.

Детали

Все постоянные резисторы усилителя должны быть металлоплёночными (MF) или металлоксидными (MO). Они обладают меньшими шумами, в отличии от углеродных резисторов CF. Годятся так же отечественные резисторы МЛТ.

Плёночные конденсаторы должны быть серии MKP фирм Wima или Epcos на напряжение не ниже 400 вольт. Эти конденсаторы из числа "музыкальных" достаточно распространены. Можно так же использовать хорошие отечественные серии К71. Несколько худшие результаты дают ширпотребные К73. Следует остерегаться старых металобумажных конденсаторов типа МБ или МБМ. Как правило, даже самым "новым" экземплярам больше 30 лет и почти все они имеют значительные токи утечки. Электролитические конденсаторы лучше всего использовать с максимальной температурой работы 105 градусов из-за близости к горячим лампам. Для конденсаторов в анодных цепях напряжение должно быть не менее 400 вольт. Шунтирующие их конденсаторы 0.022 мкф должны быть типа Х2, рассчитанные на работу в цепи переменного напряжения не менее 275 вольт. Значение рабочего постоянного напряжения у них составляет 600-1000 вольт, а низкое внутреннее сопротивление импульсному току способствует хорошему фильтрованию помех и пульсаций. Вместо неполярных электролитов С1 и С10 можно использовать обычные полярные. Конденсаторы небольшой ёмкости в темброблоках и в фазоинверторе лучше взять плёночные, слюдяные из серий КСО и СГБ или импортные высоковольтные керамические конденсаторы синего цвета.

В предварительном усилителе использованы лампы 12AX7 фирмы Tung Sol российского производства. Вместо них можно использовать ЕСС83 или отечественные 6Н2П-ЕВ. При этом следует уменьшить напряжение накала до 6,3 вольт. Для этого необходимо заменить стабилитрон VD9 на другой - с рабочим напряжением 3,3 вольт. С некоторым ухудшением качества звука можно использовать 6Н2П, 6Н23П и даже 6Н9С, а так же другие двойные триоды. В качестве выходных ламп применены распространённые отечественные тетроды 6П3С.

Транзисторы в схеме задержки, а так же VT2 в стабилизаторе накала предварительных ламп, могут быть любыми кремниевыми маломощными структуры n-p-n и с минимальным коэффициентом передачи тока эмиттера 100. Например - КТ315, КТ3102, SS9014 и так далее. Мощный транзистор VT1 должен иметь максимальный ток коллектора не менее 4 ампер и максимальное напряжение не ниже 100 вольт. Если его корпус не изолированный (TO-220FP), то к радиатору его следует прикрепить через изолирующую теплопроводную прокладку "номакон", а стягивающий винт снабдить пластиковой шайбой.

Диоды в анодном выпрямителе VD1-VD4 желательно использовать ультрабыстрые, типа UF4007, но можно поставить и обычные выпрямительные с максимальным обратным напряжением не ниже 600 вольт и прямым током 1 ампер. В этом случае каждый из них шунтируется плёночным или керамическим конденсатором ёмкостью 0,01 мкФ на напряжение не менее 630 вольт. Диоды VD5-VD8 с барьером Шоттки, их можно заменить любыми c максимальным прямым током не менее 3 ампер.

Реле я использовал специализированные для переключения аудиосигналов - 46ND012-P фирмы FUJITSU . Но можно применить любые с рабочим напряжением 12 вольт, с двумя переключающими группами и минимальным током срабатывания.

Трансформаторы и дроссели самодельные. Первые намотаны на каркасах и сердечниках от российского компьютера "Корвет" производства середины 90-х. Их ленточные U-образные магнитопроводы имеют небольшое поле рассеивания и могут быть установлены без магнитных экранов. Подойдёт так же любое трансформаторное железо с сечением 6 см 2 . Данные по обмоткам и напряжениям даны в таблице в схеме. Между слоями следует прокладывать один слой лакоткани или тонкой конденсаторной бумаги, а между обмотками количество слоёв должно быть не менее трёх. Между половинками магнитопроводов помещены изолирующие прокладки из лакоткани, толщиной 0,3 мм. Дроссели намотаны проводом 0,25мм до заполнения каркасов. Их сердечники должны быть сечением не менее 2 см 2 с диэлектрическим изолятором между их половинками.

Конструкция

Внимание! В этом усилителе, как и в большинстве других ламповых устройствах имеется высокое напряжение, опасное для жизни и здоровья, поэтому все монтажные работы и настройку следует производить с соблюдением техники безопасности!

Конструктивно усилитель выполнен на открытом дюралюминиевом шасси, повторяя дизайнерский подход к конструированию ламповых аудиоусилителей. Переменные резисторы, почти все разъёмы и переключатели укреплены на лицевой панели, имеющий удобный для использования изгиб под углом 45 градусов. Гнёзда предохранителя FA1 и выхода звукового трансформатора, а так же разъём питания размещены на задней стенке.

Футсвитч собран в отдельном прочном корпусе, соединяющимся с усилителем длинным кабелем.

Печатная плата довольно длинная, поэтому толщина фольгированного стеклотекстолита должна быть не менее 3 мм, чтобы исключить лишнюю деформацию. если найти такой материал не удаётся, то можно использовать и распространённый с толщиной 1,5 мм, но при этом необходимо предусмотреть отверстия для крепления стоек посередине платы.

Наладка

Несмотря на довольно большую сложность схемы, усилитель начинает работать сразу же после включения, если, конечно же, все использованные в нём детали исправны. Однако работу устройства следует проверять покаскадно. В начале усилитель включается без ламп и проверяется работа схемы задержки. Далее регулировкой подстроечного резистора R63 выставляют напряжение накала ламп предварительного усилителя, равное 12,6 вольт. Далее, уже с лампами слудует вновь подстроить это напряжение, которое "упадёт" под нагрузкой. После этого измеряются напряжение на конденсаторах анодного питания. Оно должно составлять 330-360 вольт. Следует учесть, что у работающего усилителя эти показатели будут ниже.

Дальше вставляем в соответствующие панельки лампы усилителя мощности VL4-VL6. К верхнему по схеме выводу переменного резистора R40 временно подпаивается экранированный провод, второй конец которого можно подключить к любому источнику аудиосигнала - плееру или мобильному телефону. При этом в динамиках должна быть слышна чистая, не искажённая музыка. Далее вставляют в панельки лампу VL1 и подключают гитару ко входу усилителя, который переключают на "чистый" канал. Убеждаются в хорошей его работе. Потом вставляют оставшиеся лампы и проверяют уже канал distortion.

Режимы ламп выбраны оптимальными, и они остаются такими при использовании резисторов со стандартным допуском ±5%, поэтому никаких подборов элементов производить не нужно.

Совместно с этим усилителем я использую кабинет ("колонка" для гитарных усилителей) с установленной в нём динамической головкой Vintage 30 фирмы Celestion. Обычные динамики, применяемые в автомобильных и бытовых акустических системах ставить не рекомендуется, так как именно гитарный динамик с его особой формой АЧХ (завал на средних частотах) формирует особенный звук электрогитары.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
VL1-VL4 Лампа 12AX7 4 ЕСС83, 6Н2П-ЕВ В блокнот
VL5, VL6 Лампа 6П3С 2 В блокнот
DA1 Линейный регулятор

LM7812

1 В блокнот
VT1 Составной транзистор

2SB1340

1 В блокнот
VT2-VT4 Биполярный транзистор

2SC945

3 КТ315, КТ3102, SS9014 В блокнот
VD1-VD4 Выпрямительный диод

UF4007

4 В блокнот
VD5-VD8 Диод Шоттки

SR306

4 В блокнот
VD9 Стабилитрон BZX55C6V8 1 В блокнот
VD11, VD12 Выпрямительный диод

1N4148

2 В блокнот
VD13 Светодиод L-132XHD 1 В блокнот
C1, C10, C11 22 мкФ 3 В блокнот
C2, C47C50 Конденсатор 0.47 мкФ 5 В блокнот
C3, C9, C12, C16, C18, C20, C24, C25, C27, C29, C38, C39, C41, C44 Конденсатор 0.022 мкФ 14 В блокнот
C4, C7, C22 Конденсатор 220 пФ 3 В блокнот
C5, C8, C31-C34, C52 Конденсатор 0.1 мкФ 7 В блокнот
C6 Конденсатор 0.047 мкФ 1 В блокнот
C13 Конденсатор 2200 пФ 1 В блокнот
C14, C17 Конденсатор 1000 пФ 2 В блокнот
C15, C21 Конденсатор 1 мкФ 2 В блокнот
C19, C26, C38, C57 Электролитический конденсатор 10 мкФ 4 В блокнот
C23 Конденсатор 470 пФ 1 В блокнот
C28, C40, C43 Конденсатор 3300 пФ 3 В блокнот
C30, C30 Конденсатор 100 пФ 2 В блокнот
C35, C51 Электролитический конденсатор 470 мкФ 2 В блокнот
C37, C39, C42, C54 Электролитический конденсатор 220 мкФ 4 В блокнот
C46 Электролитический конденсатор 10000 мкФ 1 В блокнот
C53, C56 Электролитический конденсатор 47 мкФ 2 В блокнот
C55 Конденсатор 0.33 мкФ 1 В блокнот
R1, R12, R16, R20, R41 Резистор

2.2 МОм

5 0.5 Вт В блокнот
R2 Резистор

68 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R3, R60 Резистор

100 кОм

2 В блокнот
R4, R24, R32 Резистор

1.8 кОм

3 0.5 Вт В блокнот
R5, R31 Резистор

220 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R6, R7, R13, R22, R26, R33, R45 Резистор

100 кОм

7 0.5 Вт В блокнот
R8, R9, R35 Переменный резистор 250 кОм 3 B В блокнот
R10 Переменный резистор 25 кОм 1 B В блокнот
R11, R19, R36, R40 Переменный резистор 1 МОм 4 A В блокнот
R14 Резистор

820 Ом

1 0.5 Вт В блокнот
R15, R21, R23< R30, R50, R51 Резистор

470 кОм

6 0.5 Вт В блокнот
R17, R42, R43 Резистор

10 кОм

3 1 Вт В блокнот
R18 Резистор

680 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R25, R47, R49 Резистор

1 МОм

3 0.5 Вт В блокнот
R27 Резистор

39 кОм

1 В блокнот
R28 Резистор

330 кОм

1 В блокнот
R34 Резистор

47 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R37 Переменный резистор 50 кОм 1 A В блокнот
R38 Переменный резистор 50 кОм 1 B В блокнот
R39, R48 Резистор

22 кОм

2 0.5 Вт В блокнот
R44 Резистор

82 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R46 Резистор

470 Ом

1 0.5 Вт В блокнот
R52, R53 Резистор

4.7 кОм

2 0.5 Вт В блокнот
R54 Резистор


Просмотров