Иисусе христе сыне божий помилуй мя. Текст и смысл молитвы. Текст Иисусовой молитвы

Одно из самых «компактных» и самых эффективных обращений к Господу - молитва Иисусова, длиной всего в предложение. В ней - обращение к Сыну Божьему по имени и просьба о помиловании, то есть о защите и помощи. Предложение, которое легко запомнить, но не очень легко повторять ежедневно… Занятость, эта наша вечная занятость, которая становится огромной пропастью между Богом и человеком! И, заметьте, не Бог виноват в этом.

Когда вы входите в место сердца., благодарить Бога и восхвалять Его милость, всегда следить за этой деятельностью, и она научит вас тому, чему вы не научитесь никоим образом. Когда ваш разум становится установленным в сердце, он не должен оставаться без дела, но он должен постоянно повторять молитву: «Господь Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня!» И никогда не прекращаешь.

Для этой практики, удерживая ум от сновидений, он делает его непобедимым против всех предложений дьявола и каждый день все больше и больше ведет к любви и стремлению к Богу. Чтобы практиковать исихастский метод молитвы требует всегда и без исключения руководства духовного наставника, нельзя использовать этот метод, если только человек не является подлинным смирением и здравомыслием, наполненным всей мудростью и миром. Использовать этот метод без руководства или смиренной мудрости - это придворная духовная катастрофа, ибо искушений, которые приходят с ней, много.

А меж тем в этой молитвенной фразе - все: наша уверенность, наше душевное спокойствие, наше счастливое будущее. Все блага, к которым стремится каждый, умещаются в коротенькую молитву. И исполняются, при условии, что молитва Иисусова прочитана правильно.

Текст и смысл молитвы

Святые отцы называют ее откровением, исповеданием веры и обетом. Несмотря на свою краткость, Иисусова молитва православная очень емкая по содержанию, и позволяет вкладывать в нее свой смысл каждому молящемуся.

Действительно, злоупотребления методом стали настолько велики в последние столетия, что его использование сильно сократилось. Епископ Феофан говорит, что телесные позы и методы дыхания были практически запрещены в свое время, так как вместо того, чтобы набирать Дух Божий, людям удалось только «разрушить их легкие».

Такие оскорбительные и абортивные применения метода, что-то подлинное и богатое вознаграждение, уже были известны в Византии четырнадцатого века, когда святой Григорий Палама защищал эту традицию. И доказательства существуют еще в четвертом веке, чтобы показать, что даже тогда люди использовали эту молитву глупо и безрезультатно, сводя ее к «вещью в себе» и будучи очарованным ее формой без интереса к ее цели. Действительно, идолопоклоннический интерес к духовной технике и к приятным преимуществам «духовности» и «мистики» - это постоянные искушения духовной жизни - и самое могущественное оружие дьявола.

Произнося: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!», каждый имеет в виду то помилование, которое ему необходимо на данный момент. Кто-то молится об удачном дне, кто-то - о здоровье, кто-то - о близких, кто-то - о мире, кто-то - о И каждый находит в ней ответ - не сегодня, так через неделю, через год, но он обязательно приходит, если в молитвенный труд человеком вложено много души.

Те, кто отказывается работать своими руками под предлогом того, что человек должен молиться без прерыва, на самом деле тоже не молятся. Через безделье., они запутывают душу в лабиринте мыслей., и сделать его неспособным к молитве. Пока вы обращаете внимание только на физическую позу молитвы, и ваш разум заботится только о внешней красоте скинии, знайте, что вы еще не нашли места молитвы, и ее благословенный путь все еще далек от вас.

Знайте, что в разгар всей духовной радости и утешения, еще более необходимо служить Богу с преданностью и страхом. Естественно, что ум отвергает то, что под рукой, и мечтает о чем-то еще., строить фантазии и воображения о достижениях, прежде чем он их достигнет. Такой человек находится в значительной опасности потерять то, что у него есть, и не попасть в самообман и лишиться здравого смысла.

Сердца очищение и божественных даров подательница - еще так характеризуют эту чудодейственную молитву.

Где и как обращаться к Иисусу

Бог слышит нас везде и всегда. Нет такого дня или времени суток, когда бы Он отказал своим чадам во внимании. Для того чтобы мы могли постоянно «быть на связи», Он и дал христианам удобные короткие молитвы. Иисусовой молитвой?Как и в остальных молитвенных обращениях, главный инструмент - душа.

Часто случалось так, что такие вещи, даже когда они были посланы Богом как испытание перед победой, превратились во вред для многих., которые затем нанесли вред другим одинаково неразумным., приводя к гордости и самонадеянности. Ибо отцы говорят, что те, кто живут правильно и безупречны в своем поведении с другими людьми., которые ищут Бога с послушанием, вопрошанием и мудростью., всегда будут защищены от вреда по милости Христа.

Это способ, которым преподает Святой Григорий Палама в своем коротком дискурсе о том, как непрестанная ментальная молитва является обязанностью всех христиан. Любой может это сделать, независимо от его профессии или положения в жизни. Это также показано в «Пути пилигрима».

Бог слышит искренность, Бог отзывается на любовь. Предаваясь молитве, нужно на время забыть о себе и любить Иисуса за жертвенность, за спасение рода человеческого, да и просто - без условностей - за то, что Он есть. И помнить, что Сын Божий, восходя на Голгофу, не требовал от людей особых обетов, даже не заставлял и не просил изменить неприглядные Просто шел умереть из любви за таких, какие мы есть.

Третий способ использования молитвы Иисуса - всегда иметь готовность к моментам искушения. Таким образом, как сказал святой Иоанн Климак, вы можете «выпороть своих врагов, то есть искушения, с именем Иисуса, потому что нет более сильного оружия на небесах или на земле». Этот метод лучше всего работает, когда вы практикуете молитву без перерыва, присоединяясь к «каждому дыханию трезвым призывом имени Иисуса».

Человек не может жить в этом мире, не испытывая соблазна. Когда соблазн приходит к человеку, есть только три возможных результата. Либо человек сразу же уступает искушению и грехам, или он пытается отразить соблазн силой своей воли и в конечном счете побежден после больших досадок и раздоров. Или он борется с искушением силой Христа в своем сердце, которая присутствует только в молитве. Это не означает, что он «молится об искушении». Или что Бог чудесным образом и волшебным образом спускается, чтобы избавить его.

Делание Иисусовой молитвыдопускается в любом месте и при любых обстоятельствах: дома, на работе, по дороге куда-либо. Творить молитву можно сидя, можно стоя, можно в процессе какого-нибудь физического занятия (приготовления обеда или поливания цветов). Главное, чтобы мысли были сосредоточены на обращении к Иисусу Христу, и посторонние фантазии не мешали молитве.

Это означает, что его душа настолько наполнена благодати и силой Бога, что искушение не может иметь никакого эффекта. Именно в этом смысле апостол Иоанн написал: «Никто, кто пребывает во Христе, не грешит». Тот, кто грешит, принадлежит дьяволу., Причина, по которой появился Сын Божий, заключалась в том, чтобы разрушить дела дьявола. Никто из Бога не совершает грехов; ибо природа Бога пребывает в нем, и он не может грешить, потому что он рожден от Бога. Этим можно увидеть, кто является детьми Бога и детьми дьявола.

Человек становится Божьим ребенком, рожденным от Бога в Церкви посредством крещения. Третье использование молитвы Иисуса, как и первые два, заключается в том, чтобы достичь этой цели: чтобы человек не грешил. Молитва является основой нашей христианской жизни, источником нашего опыта Иисуса как Воскресшего Господа. Но как немногие христиане знают, как молиться с любой глубиной! Для большинства из нас молитва означает немного больше, чем стоять в скамьях в течение часа или около того в воскресенье утром или, возможно, прочитывая, механически, молитвы, однажды узнанные в детстве.

Под защитой Божьей

В некоторых регионах Украины основным приветствием вот уже несколько столетий остается фраза «Слава Ису!». Произнося ее, человек свидетельствует о своем уважении и вере в Сына Божьего и желает Господней защиты тому, к кому обращено приветствие.

Наша молитвенная жизнь - и, следовательно, наша жизнь как христиане - по большей части остается на этом поверхностном уровне. Но этот подход к молитвенной жизни не имеет ничего общего с христианством Святого Павла, который призывает христиан первого века Фессалонику «беспрестанно молиться». И в своем письме в Рим Апостол инструктирует там христианскую общину «быть постоянным в молитве». Он не только требует непрестанной молитвы христиан в его попечении, но и сам практикует. «Мы постоянно благодарим Бога за вас», - пишет он в своем письме к фессалонианской общине; и он утешает Тимофея, своего «настоящего ребенка в вере» словами: «Всегда помню тебя в моих молитвах».

Защитное же действие, которое дает молитва Иисусова, практически безгранично. Ведь произнося имя Сына Божьего, человек утверждает, что Иисус и есть Господом, а призывая Его на помощь, мы признаем, что Бог - центр Вселенной, получаем от Него поддержку, тот лучик света, в котором нуждается каждая душа.

Священники советуют, перед тем какчитать Иисусову молитву, раскаяться и приступать к чтению с чистым, свободным сердцем, готовым уместить в себя Божественную силу, которой оно будет наполняться по мере воссоединения с Господом.

Молитва - это не просто часть жизни, которую мы можем удобно отложить, если что-то, что мы считаем более важным, появляется; молитва - это вся жизнь. Молитва так же важна для нашей жизни, как и дыхание. Это вызывает некоторые важные вопросы. Как можно ожидать, что мы будем молиться все время? Мы, в конце концов, очень занятые люди. Как мы можем уделить больше времени молитве в наших и без того переполненных жизнях? Эти вопросы и многие другие, подобные им, которые можно было спросить, создали ложную дихотомию в нашей жизни как христиане.

Молитва не означает думать о Боге, в отличие от размышлений о других вещах или проводить время с Богом, в отличие от того, чтобы проводить время с нашей семьей и друзьями. Скорее, молиться означает думать и жить всю нашу жизнь в Присутствии Бога. Как заметил Павел Евдокимов: Вся наша жизнь, каждый акт и жест, даже улыбка должны стать гимном или поклонением, приношениями, молитвой. Мы должны стать воплощением молитвы-молитвы.

И еще: Иисусова молитва способна очистить от грехов, стоит только после «помилуй мя» признать себя грешным и добавить: «осуждающего, завистливого, гордого» и т. д.

Сколько раз произносить Иисусову молитву?

В принципе, церковные каноны допускают ограничение повторения Иисусовой молитвы каким-то определенным числом. Но каким именно? Как правильно молиться Иисусовой молитвой и сколько раз? Это каждый определяет для себя самостоятельно: во время произнесения молитвенного слова необходимо прислушаться к себе. Когда в душе разливается спокойствие, радость, растворяется все мелкое и неприглядное, значит, подействовало обращение к Сыну Божьему.

Это то, что святой Павел означает, когда он пишет коринфянам, что «что бы вы ни делали, делайте это ради славы Божией». Для того, чтобы глубже проникнуть в молитвенную жизнь и прийти в себя с призывом Святого Павла молиться непрестанно, Православная традиция предлагает молитву Иисуса, которую иногда называют молитвой сердца. Молитва Иисуса предлагается как средство концентрации, как фокус для нашей внутренней жизни. Хотя есть и более длинные и более короткие версии, наиболее часто используемой формой молитвы Иисуса является: «Господь Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешник».

Одним для достижения такого состояния достаточно десяти раз творения молитвы, а другим - и сотни мало.

Чтобы не отвлекаться на подсчеты и в то же время не сбиться с числа, во время произнесения Иисусовой молитвы можно использовать четки.

Что такое умное делание молитвы?

В христианстве под умным деланием понимают максимальную и духовных сил, направленных на созерцание Бога в собственном сердце.

Эта молитва в своей простоте и ясности укоренена в Писании и в новой жизни, даруемой Святым Духом. Это прежде всего молитва Духа из-за того, что молитва обращена к Иисусу как к Господу, Христу и Сын Божий, и, как говорит нам Павел, никто не может сказать: «Иисус есть Господь», кроме Святого Духа.

Библейские корни молитвы Иисуса

Писание дает Иисусу Молитву как его конкретную форму, так и ее богословское содержание. Он укоренен в Писании четырьмя способами. В своей краткости и простоте это выполнение Иисуса «повелевает» молиться «мы», чтобы не куча пустых фраз, как язычники; ибо они думают, что они будут услышаны за их многочисленные слова. В Ветхом Завете преднамеренно и внимательно ссылаться на имя Бога должно было поместить себя в Его Присутствие. Иисус, чье имя на иврите означает, что Бог спасает, является живым Словом, обращенным к человечеству. Иисус - это окончательное Имя Бога. Имя, которое выше всех других имен, и написано, что «все существа должны согнуть колено во Имя Иисуса». В этом Имя дьяволы изгоняются, молитвы отвечаются, а хромые исцеляются. необузданная духовная сила. Слова Молитвы Иисуса сами основаны на библейских текстах: крик слепого, сидящего рядом с дорогой около Иерихона: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня», десять прокаженных, которые «призвал его, Иисус, Учитель, пожалей нас»; и крик о милости мытаря: «Боже, будь милостив ко мне, грешник». Это молитва, в которой принимается первый шаг духовного пути: признание нашей собственной греховности, нашего существенного отчуждения от Бога и окружающих нас людей. Молитва Иисуса - это молитва, в которой мы признаем нашу отчаянную потребность в Спасителе. Ибо «если мы говорим, что у нас нет греха в нас, мы обманываем самих себя и отказываемся признать истину».

  • Молитва Иисуса коренится во Имя Господа.
  • В Писании сила и слава Бога присутствуют во Имя Его.
Поскольку молитва - это живая реальность, глубоко личная встреча с живым Богом, она не должна ограничиваться какой-либо определенной классификацией или жестким анализом.


Для любой молитвы, даже произнесенной не книжными, а своими словами, очень важно умное делание. О молитве Иисусовойсвященники всегда напоминают, обучая прихожан умному молению: она дает возможность сосредоточиться на пределе сил. При длительном ее произношении молящийся поднимается на одну духовную ступень, и в его уме и сердце открывается больше понимания Бога.

Плоды молитвы Иисуса

Он начинается как устная молитва или молитва губ, простая декламация, которую Теофан определяет как молитвы «словесное выражение и форму». Хотя это очень важно, этот уровень молитвы по-прежнему является внешним для нас и, следовательно, только первым шагом, поскольку «сущность или душа молитвы находится в человеческом разуме и сердце». Когда мы глубоко входим в молитву, мы достигаем уровня, на котором мы начинаем молиться без отвлечения. Феофан замечает, что в этот момент «ум сосредоточен на словах Молитвы», говорящих так, как будто они наши собственные. На этом этапе молитва уже не то, что мы делаем, а кто мы. Такая молитва, которая является даром Духа, заключается в возвращении к Отцу, как и блудный сын. Молитва сердца - молитва усыновления, когда Бог послал Дух Сына Своего в наши сердца, Дух, который плачет «Авва, Отец!». Третий и последний уровень - это молитва сердца. . Это возвращение к Отцу через Христа в Святом Духе является целью всей христианской духовности.

Умная молитва Иисусова открывает огромные возможности в духовном мире, направляя человека по той стезе, которая принесет ему только благо. Но каждому, кто желает приступить немедленно к произнесению этой молитвы, следует знать: моление - это подвиг, который нужно совершать с чистым сердцем и добрыми помыслами. А то, если на устах молитва, а в душе ненависть - толку от нее не будет, будет очередное разочарование, которых и так хватает в жизни.

Действие молитвы

Как сказал митрополит Антоний, молитва Иисусова делает бытие прочным, поскольку сосредоточение на имени Христа способно собрать все силы духовные, душевные и телесные, позволяя человеку быть более смелым и уверенным в действиях и скорее добиваться поставленных целей.


Когда человек находится без поддержки свыше, его природа очень раздроблена, он не может собраться и, наконец, реализовать все свои планы, мечется, ищет, не может найти, не умеет верить и поэтому страдает. Иисусова молитва восстанавливает целостность слабой человеческой природы.

  1. Оздоравливает тело и помогает укрепить психическое равновесие.
  2. Благодаря ей человек может возобновить контроль над мыслями и эмоциями, упорядочить чувственную сферу жизни.
  3. Молитва овладевает всем человеческим существом и начинает положительно влиять на все области жизни: божественный свет проникает и на духовный, и на материальный уровни. Человек начинает ощущать явную помощь и поддержку во всем.

Молитва - мост от земли на небо, способ общения человека со своим Создателем. В православии одной из самых известных является Иисусова молитва. Текст ее широко известен, он очень краткий, но глубокий по богословскому содержанию.

Кто составил текст Иисусовой молитвы, точно установить уже невозможно, ее приписывают Макарию Египетскому, он написал много христианских сентенций. По сути, это не обычное прошение или хвала, а именно краткое исповедание христианской веры:

  • Иисус Христос называется Сыном Божиим;
  • Христос исповедуется Богом;
  • верующий просит оставления грехов (помилования).

В краткой форме (всего 8 слов) здесь содержится вся евангельской вести. Также издавна считается, что именно эта молитва способна поднять любого верующего на духовную высоту.


Для чего необходима

Есть мнение, что текст Иисусовой молитвы можно практиковать лишь монахам. Но это ошибка - миряне также нуждаются в упражнениях для души. Если ее оставить без воспитания, она будет подпитываться лишь собственными страстями. Молитвенная практика даст ей множество преимуществ.

  • Оживляет и укрепляет дух.
  • Доступное средство для того, чтобы со временем сделать свое сердце жилищем для Святого Духа.
  • Молитвенное делание позволяет обрести благодать, всем существом своим принять Бога и Евангелие, чтобы начать служить Ему уже на земле.

Польза неисчислима, а время дополнительно изыскивать не нужно - можно произносить текст повсюду, за любым занятием.

Текст Иисусовой молитвы

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную).

Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́.

Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́.

Предостережения

Очень многие опытные духовные отцы оставили верующим наставления о том, как следует читать Иисусову молитву. Основное, чего следует опасаться - это гордыня и поиск особых душевных состояний. Чем они опасны? Гордость может быть незаметной для человека и постепенно окружить его множеством других грехов. Как сказано в Писании - Господь отворачивается от гордецов.

Восхождение

Путь тех, кто познал сладость молитвы, очень долог и непрост. Бог не сразу вручает высшую награду, Он взращивает дары постепенно.

Как правильно молиться

Молиться Иисусовой молитвой можно в любое время дня или вечером. Ей допустимо заменить правило - повторять 10-15 мин. (столько обычно на него уходит).

Однако, начинать лучше с малого - достаточно десятка повторений. Неподготовленный ум будет все время отвлекаться. Естество человека настолько поражено грехом, что нужно много времени, что собрать воедино душу и разум.

Со временем эти слова должны пропитать все человеческое сознание настолько, что во время любого дела они будут звучать в его сердце. Некоторым монахам удавалось достичь заоблачных высот в «умном делании», они видели Ангелов за служением. Но таких людей на земле очень мало.

Духовные преграды

Не надо стараться «вычитать» Иисусову молитву на русском как можно больше. Дело не в количестве, Господу не нужны никакие «рекорды». Важно сохранять собранность, смирение духа и не искать неких духовных радостей. Со временем будет становиться понятно, как продвигаться дальше - Дух Святой сам поведет подвижника.

  • Искушения могут начаться на втором этапе, поэтому на нем уже необходим опытный духовник, который не даст сбиться с пути. Если на ум приходят посторонние образы, не надо пытаться их прогонять, просто продолжать произносить молитву.
  • Бывает, что некоторым тяжело даются какие-то определенные слова. Тогда надо отнестись к ним более внимательно, пытаться вникнуть в самую глубину богословского смысла.

Иногда случается, что Господь подает подвижнику утешение, а затем отнимает. В таком случае не надо отчаиваться. Это делается для пользы человека и значит, что ему необходимо больше времени отвести борьбе с грехами.

Необходимые условия

Осознавать, для чего читается молитва; вникать в смысл.

  1. Проявлять постоянство.
  2. Уединиться (хотя бы мысленно).
  3. Находиться в спокойном состоянии.
  4. Призвать на помощь Духа Святого, участвовать в жизни Церкви.
  5. Не стараться молиться долго - прекращать надо при возникновении духовной усталости.


Просмотров