Кузов автомобиля в качестве антенны. Активная автомобильная антенна: назначение и типы принимающих устройств, особенности установки и эксплуатации Из чего состоит автомобильная антенна

Статья о том, как выбирать антенну для FM-радио в автомобиль. Разновидности антенн и их креплений. В конце статьи - видео о том, как установить и подключить антенну в машине.


Содержание статьи:

Система аудиовоспроизведения встроена во многие модели автомобилей, особенно это касается новых марок. Как правило, система состоит из плеера, воспроизводящего информацию с разных носителей, и радиоприемника. Последнему устройству не получится обойтись без антенны.

Автомобильная радиоантенна должна соответствовать некоторым требованиям, среди них нужно выделить ее способность качественного приема. Радиопередачи должны транслироваться в отличном качестве не только в городской черте, но и в удалении от точки распространения сигнала.


Чтобы понять, какая антенна нужна именно вам, надо иметь представление о видах подобных устройств. Назначение их может быть следующим:
  • обычная антенна для прослушивания радиопередач с автомагнитолы;
  • антенна для приема телевизионного сигнала;
  • универсальное устройство, дающее возможность прослушивать радиопередачи и просматривать каналы телевизионного вещания. А еще оно подойдет для взаимодействия с навигатором. Подобные устройства принимают сигнал несколько качественнее, чем описанные выше варианты.
Выбор антенны напрямую зависит от ваших потребностей. Нет никакой необходимости покупать дорогое универсальное устройство, если оно будет использоваться вами только для прослушивания передач местных станций - для этого можно использовать классический вариант, стоит он гораздо дешевле. Цена такого устройства не превысит 1000 рублей.

Не стоит спешить с выбором. Лучше подобрать ту антенну, которая больше всего подойдет для использования в вашем автомобиле.

Варианты установки автомобильной антенны


По вариантам установки антенны разделяют на следующие группы:
  • крепящиеся при помощи магнитов;
  • крепящиеся на присосках;
  • врезной вариант крепления;
  • устройства, прикрепленные резьбовым способом;
  • антенны, соединенные с корпусом автомобиля при помощи струбцины;
  • встроенный вариант.
Антенны могут быть установлены как внутри салона, так и вне его. Внешние антенны - это пассивные устройства. Сигналы они воспринимают достаточно хорошо, в плане монтажа никакой сложности они также не представляют.

У данных устройств есть один ощутимый минус - на них оказывает влияние состояние внешней среды. Для усиления подаваемого с них сигнала можно использовать усилитель. При его использовании можно принимать сигналы дальних радиостанций. Устанавливаются подобные устройства на наивысшей точке кузова. Только так можно добиться получения наиболее качественного сигнала. Конфигураций внешних антенн достаточно много, и далеко не каждая из них будет подходить именно для вашего автомобиля.

Внутрисалонные устройства продаются уже со встроенными в них усилительными системами. Устанавливать их можно в любой точке салона - здесь все будет зависеть только от пожеланий водителя. В инструкциях к подобным устройствам указывается, на каком расстоянии они должны находиться от кузова. Данные рекомендации желательно соблюдать.

Внутрисалонные антенны - это активные устройства. Наряду с большим количеством плюсов, у них есть и свои отрицательные моменты. К ним можно отнести слишком высокую мощность, что приводит к искажению сигнала. В этом случае антенну следует перевести в пассивное состояние. Данная функция предусмотрена практически во всех устройствах. Еще один минус активных внутрисалонных антенн - это сравнительно высокая цена.

Разновидности креплений внешних антенн для авто


Выбирая антенну для автомобиля, нужно учитывать особенности ее крепления. Ниже пойдет речь об устройствах внешнего типа.

Внешние антенны врезного типа

На многих автомобилях установлены телескопические врезные антенны. Они достаточно уверенно принимают сигнал, но у них есть и свои минусы:

  • Для врезки антенны в корпусе сверлится отверстие, и оно в скором времени может стать очагом распространения ржавчины.
  • При сильном ветре и высокой скорости движения антенна может сломаться.
  • Телескопическая антенна состоит из нескольких секций, которые постепенно разбалтываются и могут заржаветь, что приведет к нарушению контакта между ними. Радиосигнал из-за этого слабеет. Чтобы этого не произошло, контакты секций следует смазывать. Для этого используют графитовую смазку.
Внешние устройства могут работать как в автоматическом, так и в полуавтоматическом режиме. Последний вариант используется наиболее часто.

Для складывания подобных антенн применяется моторчик с редуктором. Отличия между устройствами этих типов невелики. Полуавтоматы будут раздвигаться и складываться только после нажатия определенной кнопки, расположенной на панели управления. Автоматические устройства убираются и развертываются самостоятельно сразу после включения звуковоспроизводящего устройства. Подобные антенны подключаются к специальному контакту на магнитолах.

Внешние магнитные антенны для авто

Для крепления антенн, работающих в FM-диапазоне, довольно часто используются магнитные варианты креплений. Они имеют достаточно простую конструкцию, их легко устанавливать и стоят они недорого.

Но у них есть свои недостатки. Прежде всего, это небольшая длина. А это обстоятельство может существенно отразиться на качестве принимаемого сигнала. Кроме этого, присутствует необходимость убирать антенну на ночь, так как она легко снимается, и ее вполне могут украсть.

Внешние устройства со штыревым креплением

Такие антенны, как правило, крепят на крышах или бамперах. Выполняются они из цельного металлического прута. Подобные устройства компактны, надежны. Обычно их крепят на заднем бампере или на крыше. Если выбрать крепление на бампере, то антенну можно удлинить, что положительно скажется на приеме FM-сигнала.

Если говорить о минусах данного варианта, то, прежде всего, это необходимость проводки кабеля через салон. Кабель должен быть экранированным, и его экран следует соединять с массой.


Это активные устройства, предназначенные для приема радиосигнала. Как правило, крепят их на переднем стекле. Такие антенны гораздо дороже внешних, так как в их комплектацию входят еще и усилители, для питания которых следует подключать электричество.

Все вышесказанное можно отнести к недостаткам подобного вида антенн. А теперь поговорим об их преимуществах:

  • FM-сигнал будет уверенно приниматься как в городской черте, так и за пределами города. Причем уровень сигнала регулируется автоматически.
  • Аэродинамические характеристики машины не будут нарушены при использовании устройства подобного типа.
  • Такие антенны не смогут сломать хулиганы, а украсть их можно, только открыв дверь.
Конечно, установка внутрисалонных антенн не потребует никаких усилий, но выбирая этот вариант, следует иметь в виду, что для ее питания придется подводить электричество. Наружным антеннам этого не требуется. К тому же они достаточно чувствительны, но, к сожалению, подвержены воздействию внешних факторов.

Подключаем антенну


Никакой сложности в подключении автомобильной антенны нет. Вариант подключения выбирают в зависимости от сложности конструкции и функциональности выбранного для установки устройства.

Чтобы подключить антенну, достаточно выполнить 2 простых шага:

  • подключить антенну непосредственно к звуковоспроизводящему устройству;
  • подвести к ней питание (используется не всегда).
Конечно, этот метод подходит только к стандартным устройствам. Но иногда начинать эксплуатировать антенну можно лишь после выполнения следующих операций по подключению питания:
  • найти место в отсеке с предохранителями и запитать устройство от одного из них;
  • использовать радиоприемник как источник питания.

Антенны нового типа


Не так давно стали выпускаться антенны, интегрируемые в диэлектрические стекла. Они состоят из очень тонких металлических нитей. Интегрирование их в стекла производится путем впаивания.

Существуют их печатные варианты - в этом случае металлическая сетка наносится на поверхность стекла. В линейных вариантах нити располагаются по периметру стекол. Оба этих варианта могут быть использованы как на боковых, так и на задних и передних стеклах.

Какой кабель выбрать для автомобильной антенны


Как правило, кабель входит в комплект антенны, но иногда он отсутствует. А может случиться и так, что в комплект входит кабель очень низкого качества, и тогда его придется менять на другой.

При выборе кабеля следует учитывать некоторые его характеристики. Так, он обязательно должен быть экранированного типа, площадь сечения у него должна быть достаточно большой - получение качественного сигнала станет возможным только в этом случае.


Не нужно укорачивать или удлинять кабель, если вас не будет устраивать его размер. Помните, что соединения негативно влияют на качество получаемого сигнала. Кабель вообще нельзя подвергать механическим воздействиям, ведь его повреждение тоже не будет способствовать качественному приему сигнала.

Заключение

Иногда антенна с заявленными характеристиками высокого качества и с богатым функционалам не в полной мере отвечает предъявляемым к ней требованиям. Это случается не только при некачественном ее исполнении, но и при нарушении норм эксплуатации.

Лучшей будет считаться та антенна, которая в различных условиях способна обеспечить уверенный прием сигнала. Сегментированным вариантам, предполагающим использование в определенной местности, лучше предпочесть универсальный, который будет обеспечивать уверенный прием как в городе, так и в удалении от точек распространения сигнала.

Видео о том, как установить и подключить антенну:

Автомобильные антенны уже давно считаются обыденным аксессуаром, но такая техника часто ломается, нередко ее просто воруют. Заводские модели стоят довольно дорого, а зачастую проблематично найти подходящую. Однако можно сделать автоантенны для магнитолы своими руками. Процесс несложный, но требует некоторых профессиональных навыков.

Ассортимент устройств в магазинах очень большой. По назначению эту технику делят по таким видам:

  1. Активные антенны для автомагнитолы, когда прием сигнала идет вместе со встроенным усилителем. Считаются очень мощными. Отлично подходят для улавливания сигнала на больших расстояниях.
  2. Пассивные модели. Работают без усилителей. Считаются более простыми, их намного проще сделать самостоятельно. Такие устройства как раз рекомендуют устанавливать, если автомагнитолы используются только в окрестностях города.

Классифицируют антенны и по способу установки. Различают внутренние и внешние антенны:

  1. Внутренние. Их монтируют в салонах автомобилей. Подходит этот способ установки для активных моделей.
  2. Внешние. Располагаются снаружи автомобильных корпусов. Такой монтаж больше подходит для пассивных приборов. При этом хоть как-то компенсируется небольшая мощность техники.

Чтобы сделать антенну для автомагнитолы своими руками, нужно учесть принципы работы уловителя сигналов, определить длину устройства, место его размещения, степень сложности всей конструкции.

Обычные антенны для автомобилей представляют собой четвертьволновые вибраторы, которые заземляют на корпусы машин. Такие устройства могут быть смонтированы только вертикально, а в длину достигают 2,5 м. Для антенн стандартных автомагнитол эти параметры считаются избыточными.

Именно поэтому для замены устаревших габаритных устройств используют самостоятельно сделанные наружные антенны для автомагнитол. Чтобы услышать устойчивые радиосигналы в популярном диапазоне, достаточно использовать штыревые приборы длиной от 10 до 20 см.

Помимо существенной экономии средств, есть еще ряд преимуществ в применении такой техники. Выделяют такие достоинства:

  1. Сделанную самостоятельно конструкцию можно подогнать под совершенно разные модели автомобилей.
  2. Не будет никаких проблем с высотой установки для приема радиосигналов.
  3. Устанавливать самодельное устройство гораздо проще, чем заводские аналоги.
  4. Можно улучшить качество приема сигналов при правильном производстве установки, в отличие от использования покупных антенн.

Стоит отметить, что приступать к самостоятельному конструированию можно, если есть навыки работы с электротехникой, в ином случае лучше воспользоваться услугами профессионалов или использовать магазинные аналоги.

Сделать собственными руками можно как неактивные, так и активные (с усилителем) устройства. Технология производства состоит из нескольких этапов:

  • подготовки необходимых инструментов;
  • непосредственной сборки;
  • крепления к машинному корпусу;
  • подключения.

Сборка разных по назначению типов антенн для магнитолы своими руками существенно отличается даже подборкой необходимых инструментов.

Пассивные антенны без усилителя считаются довольно простыми по своей конструкции. Чтобы создать такое устройство, потребуется:

  • проволока из меди (диаметр от 1,5−2 мм);
  • качественная гайка;
  • хороший напильник;
  • отвертка;
  • термический клей (можно заменить термоусадочной трубкой);
  • винт (диаметр М5);
  • контргайка.

Сборку проводят поэтапно. Для этого:

Для придания эстетичного вида установке на нее наклеивают пленку, обрабатывают грунтовкой, красят. Пассивное устройство готово.

Создание активного вида приборов

Особенность этой техники - наличие оборудования, которое усиливает прием сигналов. При создании внутренних активных установок используют рамочные конструкции. Для этого требуются такие инструменты:

  • проволоку из меди, обязательно с изоляцией (диаметр - 2 мм);
  • домашний усилитель (подойдет телевизионное устройство);
  • качественный паяльник;
  • разъем, который подходит для магнитолы;
  • хорошие кусачки;
  • клей.

В качестве базовой основы для прибора часто используют корпус усилителя, предназначенный для обычной домашней антенны. Припаивают к нему провод, который, в свою очередь, будет подключаться к магнитоле. Это необходимо для того, чтобы усилитель принимал и передавал сигналы.

К гнезду подключают штекер антенны, с другого конца провода монтируют разъем. Кабель питания для усилителя в автомагнитолах считается управляющим, окрашен он в синий цвет.

Приемник активного типа монтируют на крыше машины, чтобы хорошо принимались сигналы. Для этого в корпусе сверлят два отверстия - монтирующее и вспомогательное. Антенный провод прокладывают по периметру водительской двери, фиксируя клеем. После установки на крыше машины крепят в стойке (боковой) кабель, аккуратно подсоединяют его к автомагнитоле.

Особенности монтажа и подключения

Традиционно активные типы антенн для магнитол устанавливают на лобовых стеклах в верхних правых углах либо за зеркалами заднего вида. Пассивные установки для приема сигналов ставят на корпуса машин, обычно крепят на крышах.

Любую антенну монтируют только на чистую поверхность. Для установки используют клей или малярный скотч, болты, гайки, контргайки для заземления, подходящую по размеру диаметра антенного провода дрель. Место монтирования обязательно обезжиривают специальным очистителем.

Фиксируют приборы клеем или малярным скотчем. После монтажа от антенны к магнитоле прокладывают провода. Это делается либо по периметру автомобильных дверей или окон, либо непосредственно по салону через специальные отверстия.

В конструкции обыкновенной автомобильной антенны есть три провода:

Чаще всего второй провод объединен с третьим, подключая питание, активируют контактную функцию, антенна начинает принимать сигнал.

Важно правильно выбрать место установки антенны. Автомобильный кузов может быть как своеобразным индикатором повышения качества приема сигнала, так и помехой. Лучшее место для крепления - центр крыши.

Вблизи с уловителем не должны находиться посторонние предметы из металла. Комбинированные антенны для приема различных сигналов связи лучше приобрести в готовом виде.

Установку необходимо максимально защитить от воздействия внешней среды, чтобы не произошло окисление контактов, не проржавели детали всей конструкции.

Сделанная собственноручно антенна - эффективный способ экономии средств, повышение качества приема сигналов, возможность технической доработки магнитолы в собственной машине.

Первый радиоприемник для автомобиля появился в 1930 году, и до сегодняшнего дня радио в машине остается актуальным. Малые размеры автомобиля не позволяют устанавливать большие антенны, поэтому автомобилисты широко применяют активные антенны. Об этих устройствах, их назначении и типах читайте в статье.

Назначение активной антенны

Для работы любого радиоприемника необходима антенна — устройство, которое принимает электромагнитные волны и преобразует их энергию в электрический сигнал. Далее этот сигнал можно подвергать усилению и преобразованию, что и выполняет радиоприемник. Уверенный прием возможен только в том случае, если антенна настроена на определенную частоту или частотный диапазон — эта настройка осуществляется подбором длины антенны. В самом простом случае антенна может представлять собой штырь длиной в половину или в четверть волны. Например, для радиовещательного диапазона FM длина волны равна примерно 3 метрам, соответственно, длина антенны должна составлять от 0,75 до 1,5 метров.

Казалось бы, что 75 см — это немного, однако даже для автомобиля это значительная величина, такой длины антенну трудно разместить на машине, и она даже может портить внешний вид автомобиля. Поэтому чаще используют меньшие по длине антенны, но они менее чувствительны, хуже преобразуют энергию электромагнитной волны и подают на вход радиоприемника меньшее напряжение. То есть, короткая антенна ухудшает прием и качество воспроизведения радиопрограммы, а то и вовсе делает прием некоторых радиостанций (особенно удаленных) невозможным.

Это обстоятельство привело к необходимости коротких, но достаточно эффективных антенн, которые обеспечивали бы успешный радиоприем в автомобиле. Для решения этой проблемы были созданы активные антенны — короткие антенны с высокой чувствительностью.

Активная антенна — это электронное устройство, которое объединяет в себе обычную антенну (штыревую или дипольную) и усилитель радиочастоты. Такая антенна может принимать слабый сигнал и обеспечивать такую же работу радиоприемника, как и обычная антенна увеличенной длины. Также активные антенны могут выполнять некоторые другие функции, о которых рассказан ниже. Но в первую очередь следует посмотреть, какие сегодня существуют типы активных антенн.

Типы активных антенн

На рынке можно найти антенны, отличающиеся конструкцией, местом установки, типом монтажа и функционалом.

По конструкции антенны делятся на два основных типа:

  • Штыревые — в качестве антенны используется металлический штырь той или иной длины. В современных антеннах штырь имеет пластиковую защитную оболочку. Обычно такого типа выполняются внешние антенны;
  • Дипольные — прием ведется на симметричный диполь, разнесенные штыри одинаковой длины. Схема характерна для внутрисалонных антенн.

По месту установки антенны различают:

  • Внешние — монтируются на крыше, в переднем или заднем крыле, и т.д.;
  • Внутрисалонные — монтируются внутри салона, на лобовом или заднем стекле.

Оба типа антенн имеют свои преимущества и недостатки, связанные с наличием металлического кузова. Как известно, металл не пропускает радиоволны, поэтому кузов машины служит экраном, внутри салона напряженность электромагнитного поля в разы ниже, чем снаружи. Поэтому внутрисалонные антенны монтируются на лобовом окне. Однако кузов служит дополнительной защитой от помех (особенно, приходящих от автомобилей, расположенных в соседних потоках и сзади), в то время, как внешняя антенна принимает все помехи.

По типу монтажа антенны бывают:

  • Внутрисалонные — на двустороннем скотче;
  • Врезные — это внешние антенны, жестко устанавливаемые в кузове или в специальном контейнере (выдвижные антенны);
  • На магнитном основании — обычно внешние антенны для быстрой установки на крыше.

Основная функция активной антенны — усиление сигнала, однако в современных антеннах могут быть и различные дополнительные функции:

  • Переключение между диапазонами;
  • Изменение чувствительности — режим «Город» с меньшей чувствительностью и режим «Трасса» с повышенной чувствительностью;
  • Защита от помех.

Также активные антенны можно разделить на несколько групп по их назначению и рабочим диапазонам:

  • Антенны для какого-либо одного или двух диапазонов — обычно FM или AM/FM;
  • Телевизионные антенны;
  • Универсальные антенны — для всех диапазонов от AM до TV.

Все активные антенны независимо от типа имеют схожую конструкцию и единый принцип работы.

Конструкция и принцип работы активных антенн

Конструктивно любая активная антенна состоит из пяти основных частей:

  • Антенна (штырь или диполь);
  • Усилитель (в пластиковом корпусе);
  • Антенный кабель (подводящий кабель);
  • Провод или отдельный кабель подачи питания (опционально);
  • Провод подключения заземления.

Внутрисалонные антенны обычно имеют дипольную конструкцию. Диполи выполнены в виде так называемых полотен — гибких проводников в пластиковой оболочке, которые можно закрепить на стекле. Полотна выходят непосредственно из корпуса, в котором находится усилитель, вся эта конструкция крепится на лобовое стекло с помощью двухстороннего скотча.

Работает активная антенна довольно просто: сигнал, выделяемый на полотнах, поступает на усилитель, после чего по кабелю подается на антенный вход радиоприемника/магнитолы. Для работы усилителя необходимо питание и заземление. Питание может подаваться отдельным двужильным проводом, также оно может быть выполнено и по стандартной схеме — подключением провода заземления к кузову (к какому-либо болту, который находится радом с антенной) и второго провода к «+» аккумулятора.

Компактные антенны с быстрой установкой (на магнитном основании) обычно не имеют отдельного заземление, а питание выполняется от прикуривателя. Такие антенны имеют малые габариты и просты в установке, однако дают меньшее усиление и в целом хуже даже по сравнению с внутрисалонными антеннами.

Особенности установки и эксплуатации активной антенны

Монтаж внешней антенны, особенно врезной, следует доверять специалистам, внутрисалонную антенну можно установить самостоятельно. Установка антенны в общем случае сводится к следующему:

  1. Подобрать оптимальное расположение антенны на лобовом или заднем стекле;
  2. Приклеить корпус антенны и антенные полотна, используя идущий в комплекте двусторонний скотч (на полотна уже нанесен клеевой состав, закрытый защитной пленкой);
  3. Обезжирить стекло в месте приклеивания корпуса антенны и полотен;
  4. Присоединить провод заземления к кузову автомобиля (к какому-либо болту или непосредственно к очищенному от краски участку кузова);
  5. Присоединить подводящий кабель к антенному входу магнитолы/телевизора;
  6. Присоединить кабель питания в любом удобном месте к «+» источнику питания (лучший вариант — к клемме магнитолы).

Особое внимание следует уделять месту установки антенны, здесь нужно придерживаться несколько рекомендаций:

  • Антенные полотна должны располагаться на расстоянии не ближе 5 см от кромок окна (так снижается экранирующее действие кузова автомобиля);
  • Провод заземления должен быть как можно короче;
  • Провод питания должен быть подключен как можно ближе к радиоприемнику/магнитоле.

Располагать полотна необходимо параллельно кромке окна, причем здесь возможны два варианта:

  • По верхнему краю окна — полотна вытянуты в длину;
  • В углу окна — полотна расположены под прямым (или около того — зависит от геометрии стекла) углом.

При правильном подключении после включения зажигания на корпусе антенны загорится светодиод. Активная антенна не изменяет работу магнитолы и в самом простом случае не требует выполнения каких-либо дополнительных действий. Если же антенна имеет дополнительный функционал, то может потребоваться переключение режимов «Город»/«Трасса» или выбор диапазонов — как это сделать, обычно указано в инструкции.

Активная антенна при правильной установке и эксплуатации улучшает радиоприем и делает поездки более приятными. Это простое, недорогое и интересное решение, которое может позволить себе каждый автовладелец.

На сегодняшний день автомобильные антенны имеют различное назначение. В боевое время они ловят связь, а в мирное — навигационную информацию и каналы вещания. Ввиду простоты конструкции автомобильную антенну можно изготовить самостоятельно. Об этом далее в статье.

Называют специальное устройство, которое принимает электромагнитные радиосигналы и преобразовывает их в электрический сигнал. Чтобы изготовить антенну для авто своими руками, необходимо определиться с типом модуляции, диапазоном волн и назначением устройства. Это три ключевые составляющие, которые закладываются в конструкцию.

Виды автомобильных антенн по назначению


Виды автомобильных антенн по способу установки


Виды автомобильных антенн по месту крепления и типу усиления

По типу усиления различают следующие виды автомобильных антенн:


По месту крепления:


Принцип работы связной антенны автомобиля

Размер автомобильной антенны напрямую зависит от диапазона. Именно поэтому связные антенны на 27 МГц имеют такие большие габариты. Наиболее мощные вариации способны достигать два метра в длину, однако, согласно правилам науки, они должны быть еще выше. Чтобы регулировать отличия между четвертью длины волны и реальным размером существует удлиняющая в основании катушка.

На автомобили связную антенну устанавливают строго вертикально, что обусловлено типом поляризации. Стоит отметить, что все связные антенны способны наклоняться посредством рычага в определенных дорожных условиях, к примеру, чтобы одолеть пролет низкого моста либо не сломаться в лесу. Как правило, связные антенны используют владельцы крупногабаритных фур. Допускается монтаж на джипы и другие автомобили, однако вид получится не очень привлекательный.

Цифровая автомобильная антенна, принцип работы

Цифровые автомобильные антенны для приема ТВ, как правило, выглядят как полицейские мигалки, однако выполнены в другом цветовом решении. Ничего сложного в их устройстве нет, просто они должны принимать частоту около сотен МГц. К примеру, первый в Москве мультиплекс располагается на частоте 559 МГц.

Цифровые автомобильные антенны на магните, как правило, размещаются на крыше, а провод проходит непосредственно над дверью без различных доработок. Сигнал отличается наличием горизонтальной поляризации, основная задача устройства — принимать его с каждого азимута.

Антенна радиовещания

Антенны радиовещания представляют собой как «мигалки», так и штыри небольшой высоты, наподобие тех, которые принимают сигналы раций, однако немного короче.

Технические характеристики частот радио, телевидения, навигации, радиосвязи

  1. Радиосвязь — СВ (около 27 МГц).
  2. Навигация — GPS (около 400 МГц).
  3. Телевидение — DVB–T (до 900 МГц).
  4. Радио — FM или AM (около 70 — 108 МГц).

Также обратите внимание на разъем. Как правило, он совпадает с большинством приборов, для которых предназначен, но не будет лишним это проверить. Существует мнение, что внешняя антенна ловит лучше, однако это относится только к приему в городе. На загородных трассах стекла обычного легкового автомобиля не способны создать серьезных препятствий. Однако внутрисалонные автомобильные антенны проще установить. Стоит отметить, что они стоят ниже наружных, что влияет на качество.

На рынке можно найти различные гибридные модели. К тому же, есть возможность переключать прием с городского на шоссейный. Их отличие в особенностях подавления помех и чувствительности, за счет чего дальность приема за городом существенно увеличивается. Существуют и своеобразные тандемы — пара похожих с виду штырей, первый из которых — телевещание, а второй — радио или связь. Несомненно, чтобы использовать все преимущества набора, в наличии нужно иметь соответствующее приемное оборудование.

Инструменты, материалы и приспособления в помощь мастеру


Автомобильная антенна своими руками, пошаговая инструкция

Стоит сказать, что корпус автомобиля постоянно находится в движении. Именно поэтому обыкновенные наземные бытовые антенны будут иметь в данном случае мертвые зоны приема. При маневрировании возникнут довольно продолжительные промежутки времени, когда прием будет отсутствовать. Это относится к горизонтальной поляризации. При вертикальной не имеет значения, откуда придет сигнал.

При самостоятельном изготовлении автомобильной антенны, используется рамочная конструкция, которую необходимо проложить под уплотнителем заднего стекла автомобиля. Она немного заужена к верху и имеет немного другие размеры, нежели требуются на частоте 27 МГц. Именно поэтому в центре расположен конденсатор, которым производят настройку автомобильной антенны на нужном канале в резонанс.

Существует две приемные частоты, к примеру:

  1. 28,2 и 68 МГц
  2. 27 и 65 МГц.

Верхний резонанс приходится для нижнего диапазона радиовещания. Схема автомобильной антенны:

  1. Следует проложить провод МГТФ 0,5 трапецией вдоль периметра заднего стекла — боковины 22,5 + 22,5 и 45 см, нижняя грань 66,5 + 66,5 см, верхняя грань 56,5 + 56,5 см.
  2. Плюсы стоят там, где будут добавлены провода для соответствующего конденсатора и снятый сигнал кабелем РК — 50.
  3. К центру, посередине, стекла вертикально идут два провода, где ровно в центре крепится подстроечный конденсатор. Длина каждого 45 сантиметров. Их нужно свить зигзагом и уложить под изоляционную трубку.
  4. Кабель нужно паять с боковины, где в середине обрезан провод. Разрыва с противоположной стороны быть не должно.

Как поставить и подключить антенну

Подключение автомобильной антенны происходит посредством разъема, используемого связным оборудованием. Длину кабеля возьмите небольшую.

Достоинства антенны сделанной своими руками

Такие модели, как правило, устанавливаются на крышу автомобиля и имеют большую высоту, чем сам легковой автомобиль. В лесу это несомненный плюс. Более того, нет необходимости мотать согласующее устройство. В данном случае достигается легкость конструирования, простота монтажа и доступность любому пользователю.

В некоторых случаях приобретение автомобильной антенны и ее установка выходит дороже, сложнее и обеспечивает меньшее качество приема. В приведенной ниже конструкции нет ничего сложного и испробовать ее в деле может каждый автолюбитель.

06.06.2016

Поездки без магнитофона в машине превращаются в настоящую скукотищу. Много интереснее настроить любимую радиостанцию и окунуться в мир прослушивания любимой музыки. И действительно, так комфортнее перемещаться даже по скучной загородной дороге. Но одной из главных проблем для автолюбителей является выбор антенны. Многие автолюбители часто не знают, какие характеристики являются наиболее важным, а также чему уделять внимание при выборе. Рассмотрим эти вопросы более подробно.




Назначение и характеристики

Задача антенны - преобразовать электромагнитные волны, поступающие от различных источников, в специальный сигнал, имеющий форму электрического тока. Возможен и обратный процесс, когда электрический сигнал преобразуется в ЭМ волны. Такая опция говорит о том, что одна и та же антенна может выполнять несколько функций - улавливать сигнал и передавать его. Если же антенна сама по себе не способна ловить сигнал, то ни один усилитель не способен ей помочь.


Первое, чему стоит уделить внимание - размер антенны. Из курса физики известно, что ЭМ имеют две главные характеристики - длину и вектор поляризации (параметры каются магнитной и электрической составляющей). В случае, когда речь идет электрической части, то волны делятся на два вида - горизонтальные и вертикальные. Действующие сегодня радиостанции работает по принципу вертикальной поляризации. В свою очередь, станции, которые ведут телевещание, наоборот, работают по принципу горизонтальной поляризации. При выборе антенны стоит учитывать ее параметры, которые должны быть соизмеримы с длинной волны. Что касается поляризации волн, то здесь важен не только размер, но и правильный выбор позиции изделия.


Зависимость размера антенны и длины принимаемых (отправляемых) волн - целая наука. Если пояснить этот момент простыми словами, то требование обусловлено необходимостью вхождения в резонанс с ЭМ колебаниями. Только в этом случае антенна будет работать с максимальной эффективностью, и преобразовывать ЭМ волну в напряжение необходимой величины. В последующем электрический ток может быть усилен и преобразован в магнитоле (приемном устройстве).


Понятие настройки важно для антенны, ведь в этом случае последняя сможет выборочно подходит к приему тех или иных сигналов. С другой стороны, окончательный процесс селекции лежит на приемнике. Если верить техническим обоснованиям и проведенным экспериментам, то наибольшую эффективность показывают антенны, которые имеют обычный вид штыря. При этом длина устройства должна быть равна четверти длины волны средней части диапазона.



  • 1. Наружные антенны. В этом случае сигнал, который принимается антенной, направляется к приемному устройству без потери качества. Но для достижения таких результатов антенна должна быть согласована с фидером (кабелем), а соединяющей кабель - с магнитолой. Эти условия несложно выполнить, если антенна имеет ¼ длины, сопротивление кабеля составляет 75 Ом (для телевизионного кабеля), а вход приемник правильно просчитан и грамотно выполнен.

Качество распределения волн в воздухе имеет тесную связь с длиной волны. Так средние и длинные волны огибают поверхность, то есть распределяются глобально. Что касается коротких волн, то здесь распространение происходит за счет множественного отражения. Существуют также и ультракороткие волны, которые являются наиболее слабыми и работают только в пределах прямой видимости. При этом у каждой из типов волны имеется свое назначение.


К примеру, длинные и средние волны в автомобильных антеннах необходимы только для приема радиосигнала. Здесь в производстве каких-то специальных антенн нет необходимости, ведь такие сигналы обладают достаточной мощностью. Если антенна и поймала сигнал, то он будет качественным (принцип такого приема часто называют «на гвоздь»).


Аналогичным является принцип при работе в диапазоне коротких волн. Разница только в том, что здесь становится доступной уже и связь. Кроме любительского варианта связи, на КВ выделяется «кусочек» и для владельцев транспортных средств. Действующие частоты здесь - 26,97-27,85 мГц. Такие диапазоны носят название CB (си-би).


Большая часть современных антенн настроены на прием ультракоротких волн. При этом диапазон приема ограничен частотами 66-108 мГц. Здесь стоит выделить две категории частот - «советскую», которая была принята еще в СССР (66-74 мГц) и «зарубежную», работающую в диапазоне 88-108 мГц (ФМ волны). Название FM расшифровывается как «frequency modulation» или частотная модуляция. Получается, что при обозначении типа антенны у нас ориентируются на длину волны, а за рубежом - на тип ее передачи. При этом тонкости работы остаются неизменными.



  • 2. Внутренние антенны. Если антенна внутренняя, то она может быть двух видов - съемная и стационарная. В последнем случае изделие вклеивается в стекло. Главное удобство внутренних устройств - в надежности. Их сложно сломать или украсть. Другое дело, что качество сигнала таких изделий оставляет желать лучшего. Проблема в том, что «усики» антенны находятся горизонтально притом, что поступающий к антенне сигнал имеет вертикальную направленность. Кроме этого, в условиях города сигнал регулярно меняется, что усложняет «жизнь» для антенны. Но стоит выехать за город, чтобы столкнуться с рядом проблем.

Для продвижения и популяризации товара производители снабжают антенные специальными усилителями, которые повышают качество сигнала. С другой стороны, если антенна не способна принять сигнал, то и усилитель будет бесполезен. Антенные усилители хороши в том случае, когда между антенной и приемником имеет место длинный провод (часто именно он становится причиной ухудшения качества сигнала).


Считается, что если длина провода до 5 метров, то при движении за городом (когда нет нормального сигнала) усилитель малоэффективен. Все, что он может - усилить шумы, а в пределах города - добавить помех. Вот почему многие разработчики антенн ставят специальные переключатели «город-трасса». На самом же деле принцип действия такой системы прост - при переключении на «город» усилитель отключается.


Практика показывают, что лучшим усилителем является качественная антенна, а лучший выбор из антенн - установка наружного изделия (при учете поляризации и длины волны). Если рассматривать ФМ диапазон, то наибольшего качества звука можно добиться от штыря, имеющего длину в 75 сантиметров.


Главный недостаток наружных антенн в том, что их легко сломать. Вот почему при выборе такого изделия стоит ориентироваться на высоту гаража и конструктивные особенности своего авто. Также стоит заранее продумать, тонкости проведения кабеля к приемному устройству, место для монтажа и прочие моменты. Оптимальный вариант кабеля - применение экранированного и цельного изделия, в котором нет паек или мест соединений на всем расстоянии, начиная от приемного устройства и до самой антенны.



  • 3. Антистатические антенны. Отдельно стоит выделить еще один тип устройств - «чудодейственные» антенны, которые по заявлению производителей способны снять статическое электричество с корпуса машины. Подобное нововведение в автомобильной промышленности было подсмотрено в авиационной сфере. Так, на самолетах есть специальные «кисточки» на краях крыльев, в задачу которых входит устранение статического заряда. Здесь принцип тот же. Но в автомобилях это не работает, ведь для исключения появления статического заряда автомобиль должен перемещаться со скоростью самолета. Кроме этого, антистатические антенны фиксируются на двойной скотч, что вместе с лакокрасочным покрытием делает процесс снятия статики невозможным.



Параметры антенны


  • Волновое сопротивление. Стандартные антенны, которые работают в CB-диапазоне, имеют сопротивление волны, равное 50 Омам. В ряде случаев они коммутируются с приемным устройством через коаксиальный кабель, который имеет сопротивление 50 Ом (как правило, это PL-259). Личное волновое соединение большей части антенн имеет объем, равный 50 Омам. Вот почему между фидером и антенной включается согласующий прибор. Главная сложность в том, что измерить волновое сопротивление с помощью специального прибора невозможно.



  • Число каналов или полоса пропускания. Этот параметр характеризует диапазон частот, в котором антенна способна работать без настройки. Сложность в том, что параметр КСВ на пределе полосы пропускания часто не прописывается в параметрах, поэтому сравнить полосы пропускания разных моделей антенн не представляется возможным. Но есть выход. Благодаря тому, что шаг сетки между каналами составляет 10 кГ, то по числу каналов удается определить пропускную способность антенны. Формула выглядит следующим образом: Полоса (кГц) = Число каналов * 10 кГц.



  • Коэффициент усиления. По этому показателю видно, во сколько раз меняется сигнал на выходе антенны в сравнении с аналогичным показателем эталонного устройства. В процессе измерения в учет берется сигнал от одной радиостанции. Измерение коэффициента усиления антенны приводится в относительных единицах. Проблема в том, что производители не всегда прописывают этот параметр на своих устройствах. Специалисты рекомендуют при покупке антенны ориентироваться на коэффициент усиления, но делать это с большой осторожностью. И здесь стоит учитывать размеры антенны. Так длинные изделия отличаются большим усилением. Специальные антенны, у которых предусмотрена удлинительная катушка, отличаются большим усилением, чем у антенн одного размера.


  • Проводимая мощность. По этому параметру можно судить о максимальной мощности, которую может иметь передатчик в случае применения этой антенны. В случае превышения максимально допустимой мощности может произойти пробой или тепловой разрушение. Для антенн промышленного типа допустимо предельная мощность, равная 10 Вт.


  • Ветроустойчивость. Этот критерий важен, хотя многие автолюбители при выборе антенны его игнорируют. По показателю ветроустойчивости можно судить, при какой скорости ветра антенна может быть разрушена. На этот показатель особенно важно обращать внимание в регионах, где имеют место ураганные ветры. Кроме этого, ветру подвержены антенны, которые устанавливаются на магнитном основании.


Просмотров