Информационные аспекты управления. Понятие информации и ее аспекты Передача информации рассматривается как аспект

Своевременность представления информации . В целях своевременного принятия управленческого решения данные о хозяйственной операции могут понадобиться до того момента, когда все аспекты этой операции станут известны. Тем самым снижается надежность информации. И наоборот, если представление информации задерживается до выяснения всех аспектов, информация может оказаться чрезвычайно надежной, но потеряет свою уместность. Поэтому необходим выбор оптимального баланса между надежностью информации и ее уместностью.  


Прагматический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации. Этот аспект отражает потребительские свойства информации . Если информация оказалась ценной, поведение ее потребителя меняется в нужном направлении. Проявляется прагматический аспект информации только при наличии единства информации (объекта), потребителя и поставленной цели.  

Объясните содержание синтаксического, семантического, прагматического аспектов информации.  

На этой схеме в левой части даны блоки информационных процессов, в правой - блоки процедур. Блок в виде прямоугольника изображает процесс или процедуру, в которых преобладают ручные или традиционные операции. Овальная форма блоков соответствует автоматическим операциям, производимым с помощью технических средств (ЭВМ и средств передачи данных). В верхней части схемы информационные процессы и процедуры осуществляют преобразование информации, имеющей ярко выраженное смысловое содержание. Синтаксический аспект информации находится здесь на втором плане. В этом случае говорят о преобразовании собственно информации .В нижней части схемы производится преобразование данных, -т.е. информации, представленной в машинном виде. И на этом уровне представления преобладает синтаксический аспект информации.  

См. также Банк данных, Данные, Выборочная информация , Избыточная информация , Обработка данных, Прагматический аспект информации , Релевантная информация , Сбор данных, Семантический аспект информации , Теория информации , Экономическая информация . Экономическая семиотика , Энтропия.  

Семантический аспект информации 319  

Информация. Информация - это сведения, сообщения, знания, флюиды, данные, которыми обмениваются люди, люди и технические устройства, технические устройства между собой обмен сигналами в животном и растительном мире, с космическим пространством передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Понятие информация состоит из двух аспектов содержательного и материального. Содержательный, или смысловой, аспект информации состоит в наличии определенных знаний, сведений, сообщений, данных или осведомленности о состоянии внешней и внутренней среды системы. Материальный аспект связан с тем, что передача и хранение информации требует материальных носителей, на которых она фиксируется и затем передается. Как введение понятия энергия позволило рассматривать все явления природы с единой точки зрения , так и введение понятия информация позволяет подойти с единой точки зрения к изучению процессов взаимодействия явлений в природе. Информация никогда не создается. Она только принимается и передается, но при этом может утрачиваться и исчезать.  

В случае неоправданной задержки в представлении информации она может потерять свою уместность. Руководству может быть необходимо сбалансировать относительные достоинства своевременности с представлением надежной информации. Для своевременного представления информации часто бывает необходимо отчитываться до выяснения всех аспектов операции или другого события, тем самым снижая надежность. И наоборот, если отчетность задержана до выяснения всех аспектов, информация может оказаться чрезвычайно надежной, но мало полезной для пользователей, которые должны были принимать решения раньше. В достижении баланса между уместностью и надежностью, превалирующим соображением является наилучшее удовлетворение потребностей пользователей для принятия экономического решения.  

Очевидно, что люди используют в организациях информацию очень часто. До сих пор мы изучали различные аспекты информации. По ходу дела мы заметили, что компьютеры собирают данные и делают возможным извлекать из них информацию. Как покажет последующее обсуждение, компьютеры очень полезны для поддержания некоторых типов используемой информации, но не для всех.  

В постиндустриальной демократии появляется возможность непосредственного контроля граждан за деятельностью государства, основанного скорее на свободном распространении информации в обществе, в том числе информации о злоупотреблениях государственных органов и государственных чиновников, чем на существовании сильных оппозиционных политических партий с жестким внутренним членством. Основной социальной ценностью становится не государство, не общество, не социальная группа , а отдельный индивидуум, который является гражданином государства, членом общества и многочисленных социальных групп . Соответственно основой внутреннего аспекта национальной безопасности становится защита индивидуума от чрезмерного давления со стороны государ-  

Право на исчерпывающую информацию о наиболее важных аспектах товара.  

Наблюдение. Речь идет об объективном сборе и анализе информации по проблеме и ситуации. К примеру, если рассматривается зависимость между потребностью в изделиях и уровнем запасов, руководитель должен оценивать, как варьирует уровень запасов в зависимости от спроса. (Сегодня в крупных организациях этот и почти все другие аспекты научного анализа обычно проводится специалистами штабных подразделений).  

Цели курса углубленное изучение различных аспектов рекламной деятельности как составной части маркетинговых коммуникаций комплексный анализ всех компонент рекламного бизнеса, осуществляемый на базе знаний в области коммерции, маркетинга и информационных технологий привитие навыков организации рекламных кампаний , проведения отдельных рекламных мероприятий с помощью различных средств распространения информации.  

Так как выгода является отрицательными общественными издержками , мы можем получить информацию о кривой предельных общественных издержек, отвечая на вопрос, как отражается на этих трех аспектах рост концентрации двуокиси серы. При очень низкой концентрации предполагаются незначительные последствия в области здравоохранения, сохранности материалов, эстетики. При средних уровнях содержания двуокиси серы изучение заболеваний дыхательных путей, коррозии материалов и эстетического восприятия показало, что предельные общественные издержки положительны и относительно постоянны. Таким образом, кривая предельных общественных издержек сначала растет, а затем становится горизонтальной.  

Те же факторы, которые влияли на развитие калькулирования в нашей стране, в большей или меньшей степени характерны для других социалистических стран. Для примера отметим, что видный ученый ГДР, профессор Высшей экономической школы в Берлине Э. Куп-фернагель писал в 1965 г. Калькуляция отдельных производственных работ характеризует уровень организации, технологии и руководства значительно лучше, чем это может быть выявлено в показателе себестоимости конечного продукта . Эта информация является основой для подготовки соответствующих решений по регулированию производства на предприятии. Исходя из того, что в пределах предприятия калькуляция работ на отдельных стадиях производственного процесса и ее контроль имеют гораздо большее значение, чем калькуляция конечного продукта , я прихожу к следующим выводам для внешних аспектов предприятия, в особенности для аспектов ценообразования и народнохозяйственных взаимосвязей, достаточно раз в год составлять калькуляцию конечных продуктов по нормативам или другим величинам стоимости.. ..Подобная нормативная калькуляция конечных продуктов удовлетворит всем требованиям ценообразования. И далее. Сейчас уже недостаточно того, чтобы руководители предприятия знали, во что обходятся производимые ими изделия, они должны знать также, почему эти изделия стоят столько-то . Для этого необходим внутренний аспект информации о затратах, - продолжает Э. Куп-фернагель. Нужен учет затрат по оперативным единицам, причем обязательно следует обеспечить сопоставление фактических затрат с нормативными или плановыми затратами . Эти посылки уже давно применяют на практике.  

Авторы Порядка дополнили Временные правила в той их части (казалось бы небольшой детали), что в аудиторском заключении выражается мнение независимого аудитора о достоверности (во всех существенных аспектах) информации в проверенной бухгалтерской отчетности . Более заметным стало введение того. правила, что сама деловая оценка баланса и результатов деятельности экономического субъекта вытекает из так называемой концепции действующего предприятия , по которой позже был принят самостоятельный ПСАД Применимость допущения непрерывности деятельности .  

Его основная цель - создание и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории. Обычно это довольно низкозатратная стратегия, так как она не требует радикальных изменений инфраструктуры, формирования других реальных факторов притягательности, а концентрирует усилия преимущественно на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде уже существующих, ранее созданных преимуществ территории.  

Восьмая глава посвящена использованию самоорганизующихся карт для анализа инвестиций в недвижимость и оценки стоимости земельных владений. Для этого Эро Карлсон использует данные о географическом расположении , взятые из Национального земельного кадастра Финляндии. Он объединяет СОК с Географической информационной системой , уделяя при этом особое внимание масштабированию компонент для выделения отдельных аспектов информации. Для изменения отдельных компонент либо акцентирования внимания на оцениваемых свойствах автор прибегает к

Растровый редактор. Вычислительная сеть. Топология сети. Текущий дисковод. Команда. Информационная система. Видеопамять. Базовая аппаратная конфигурация. Программный интерфейс. Протокол. Служебное программное обеспечение. Графический редактор. Защита данных. Драйвер. Таблица размещения файлов. Векторный редактор. Мышь. Реляционная базы данных. Монитор. Транслятор. Управляющее устройство. Программно-аппаратный интерфейс.

«Понятие экономической информатики» - Совокупные затраты. Метод экономической информатики. Доля расходов на ИТ. Основные экономические модели. Предмет изучения экономической информатики. Экономическая информатика и информационные технологии. Разочарование от внедрения ИТ. Доля. Информационные процессы. Доля в образовании экономистов. Место деятельности ИТ.

«Наука информатика» - Основные понятия и определения информатики. Интерфейсы вычислительных систем. Кибернетика. Предмет и задачи информатики. Дисциплина «Информатика». Свойства информации. Динамический характер информации. Достоверность информации. Техническая наука. Истоки и предпосылки информатики. Автоматизация. Задачи информатики. Рейтинговая система. Доступность информации. Интерфейс. Источник информации. Сведения об окружающем мире.

«Экономическая информатика» - Система. Свойства данных, информации и знаний. Информатика. Синтаксическая мера информации. Структура аналитической информации. Схема функционирования ИС. Экономическая информация как стратегический ресурс. Основные компоненты ИС. Структура экономической информатики. Появление ЭВМ. Метод экономической информатики. Данные, информация и знания, измерение и применение. Меры информации. Экономическая информатика и информационные системы.

«Рабочая программа по экономической информатике» - Комплект профильного курса. Информация и информационные процессы. Портфолио. Диагностическое исследование. Творческий проект. Сочинение. Анкетное исследование. Формирование рационального потребительского бюджета семьи. Алгоритмизация и программирование. Основы алгоритмизации. Система управления. Учебно-методический комплект. Текущая диагностика. Победитель конкурса. Категориальный аппарат. Форма проведения аттестации.

«Занимательная информатика» - Блок-схемы пословиц. Кукушка. Скупой платит дважды. Семь раз отмерь. Винчестер. Реши ребусы. Окошко. Куй железо пока горячо. Реши кроссворд. Час занимательной информатики. Элементы ПК. Дело. Название информационного процесса. Виды информации. Недосол. Попробуй прочитай. Указанное место. Все на поиск терминов. Умный в гору не пойдет. Пословицы с компьютерной начинкой. Опознай пословицу. После дождичка.

Одна из восьми составляющих информационного потока, на которые его разделяет психика индивида для ориентации в коммуникативном пространстве. Необходимость восьмичленного деления информации вытекает из фундаментальной коммуникативной константы - числа Миллера 7 ± 2. Именно столько единиц информации способна удерживать оперативная память человка одновременно.

Инфоаспекты принимаются и обрабатываются соционическими функциями. Поэтому эти термины иногда употребляются как синонимы. Упорядоченный набор соционических функций образует соционический тип личности (см. статью Социотип). Спектр информационных аспектов прдставляет собой универсальну сетку понятий, при помощи которой поддаются анализу любые интеллектуальные, психологические и социальные явления.

Система соционических функций является логическим завершением учения К. Г. Юнга о четырех не сводимых друг к другу способах отражения окружающего мира человеком - ощущения (сенсорика), мышление (логика), чувствование (этика) и интуиция. Каждая из четырех психологических функций Юнга может проявляться своей экстравертной (активной) и интровертной (пассивной) сторонами. Таким образом, число функций удваивается и мы получаем восемь базовых понятий. В традиции школы социоанализа они носят следующие обозначения и названия:

  1. L - структурная логика (схема, система, структура)
  2. P - деловая логика (технология, работа, прибыль)
  3. R - этика отношений (симпатии, тяготения, привязанности)
  4. E - этика эмоций (эмоции, чувства, настроения)
  5. T - интуиция времени (предвидения, предчувствия, прогнозы)
  6. I - интуиция возможностей (прозрения, догадки, открытия)
  7. S - сенсорика ощущений (комфорт, здоровье, эстетика)
  8. F - силовая сенсорика (давление, нажим, одчинение)

Инфоаспекты полно и непротиворечиво описываются семью дихотомиями - двоичными различительными признаками (см. статью Дихотомия). Все признаки равноправны. Для того чтобы убедиться, о каком аспекте идет речь, нужно зафиксировать, по меньшей мере, три признака из семи. Дихотомичесие разбиения дают следующие противопоставления групп аспектов и соответствующих им функций.

1. Активные функции (E , P , F , I) против Пассивных (R , L , S , T)

Активные функциональные состояния легко обнаруживаются по внешне-экспрессивному поведению человека. Пассивные же не связаны с заметными извне эмоционально-двигательными реакциями. В пассивном состоянии экспрессия уступает место импрессии - внутренней впечатлительности, рефлексии.

Порождаемые активными функциями состояния подходят для публичных выступлений и вообще широкой общественной деятельности. Они в высокой степени обладают свойством индуцирования - проникновения в соседние психологически нейтральные области и их ассимиляции (уподоблению себе).

Пассивные функциональные состояния, наоборот, ведут к обособлению и разобщению, господству индивидуального над коллективным. Зато только в этих состояниях человек познает себя и занимается самосовершенствованием.

2. Дискретные, или дробные функции (E , P , L , R), с одной стороны, и Континуальные, или целостные (F , T , I , S), с другой

Дробные функции четко разбивают воспринимаемую информацию на части, а целостные работают синкретическим способом, при котором границы между частями размыты, текучи, вследствие чего само понятие часть теряет смысл.

Существует еще одно отличие дискретных функций от континуальных: первые можно рассматривать как сознательные, а вторые - как бессознательные. Обоснование такому разграничению заключается в том, что осознание чего-либо предполагает отделение наблюдателя от наблюдаемого явления, а бессознательность - это полное слияние наблюдателя с явлением, в результате чего он становится его интегральной частью, не осознающей своей специфичности.

3. Динамические, или неравновесные функции (E , P , S , T), с одной стороны, и Статические, или равновесные (R , L , F , I), с другой

Динамические функции представляют собой как бы продольный срез информационного потока, показывающий, как изменяется состояние тех или иных точек пространства с течением времени. Они отображают отношение состояния к самому себе.

Статические же функции передают картину поперечного среза информационного потока, демонстрирующую отношения между собой одновременно существующих точек (отношение «я - другие»).

Динамическое функционирование психики происходит тогда, когда процесс возбуждения преобладает над торможением. Особенно неравновесными являются функции Е и Р. Менее выражена динамика у S и Т, так как в этих состояниях индивид на время возвращает утраченное равновесие, но оно тут же снова разрушается.

Статические состояния наступают тогда, когда торможение начинает преобладать над возбуждением. Наиболее статичны функции L и R . I и F характеризуются тем, что индивид в этих состояниях периодически стремится выйти из равновесия, но надолго это не удается - внутренее спокойствие быстро восстанавливается.

4. Вовлеченные функции (E , R , F , S), с одной стороны, и Отвлеченные (P , L , I , T), с другой

Эти категории функций отличаются коммуникативной дистанцией, на которой они реализуются. Вовлеченные функции действуют на близких дистанциях, они перерабатывают конкретную - кинестетическую, телесно ощутимую информацию и соответствуют первой сигнальной системе по И. П. Павлову. Сюда относится наглядно-действенное мышление и эмоционально-оценочное.

Отвлеченные функции действуют на далеких дистанциях и работают с информацией абстрактного, обобщенного характера. Они соответствуют той части психического аппарата человека, которую И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Мышление словесно-понятийное соответствует логике, а наглядно-образное - интуиции.

5. Эксплицитные, или явные функции (P , L , F , S), с одной стороны, и Имплицитные, или скрытые (E , R , I , T), с другой

Явные функции названы так потому, что механизм их действия легко доступен для осмысления посторонним наблюдателем. Эксплицитное функционирование соответствует организации левого полушария головного мозга человека. Эти состояния относительно преобладают у так называемого «мыслительного» типа психики по И. П. Павлову.

Эксплицитные левополушарные функциональные состояния и порождаемая ими информация легко кодируется знаковыми ситемами и передается по каналам связи. Максимально полно эти состояния реализуются, например, в рамках группы с установкой на управленческий вид деятельности (FL , LF , PS , SP).

Механизм действия имплицитных функций, наоборот, скрыт и малопонятен. Он с большим трудом поддается кодированию и копированию. Об имплицитных функциях идет речь, когда говорят о таинственных озарениях, неожиданных эмоциональных подъемах, вещих снах и т. п. Согласно И. П. Павлову преобладание имплицитных функций порождает художественный тип личности, у которого доминирует правое полушарие.

О том же свидетельствуют многочисленные исследования функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, из которых нам известно, что эмоции и воображение локализуются в правом полушарии. Все четыре имплицитных функции реализуются в рамках гуманитарной установки на вид деятельности (ET , TE , IR , RI).

6. Целеполагающие функции (E , L , I , S) противостоят Экзекутивным, или исполнительным (P , R , F , T)

Целеполагание - это первый этап любого осознанного процесса, разворачивающегося во времени. Функция Е создает энергетическую разность потенциалов, проявляющуюся в желании совершить то или иное действие. Посредством функции L строится план или схема предстоящего действия, четко определяющая, что и в какой последовательности нужно делать.

Функция I осуществляет целеполагание через перенацеливание, т. е. указание новых, ранее неизвестных, но принципиально достижимых целей. И, наконец, функция S осуществляет не идеальное, а реальное, ближайшее целеполагание, которое сводится к удовлетворению физиологических потребностей индивида в еде, питье, сне, бытовых удобствах и т. п.

За целеполаганием следует этап исполнения задуманного, для которого необходимы функции, которые называются экзекутивными. Функция Р - это процесс движения, а также работа, выполняемая движущимся объектом. Функция R - это внутреннее напряжение, «намагниченность» объекта, препятствующая или, наоборот, способствующая его движению, своего рода внутренняя «душевная» работа.

Функция F - это сила, приводящая объект в движение, или изменяющая его траекторию. Сама же траектория движения - это функция Т, которая является своеобразным следом, оставленным или тем, который будет оставлен, объектом в результате силового воздействия на него.

7. Двигательные функции (E , L , F , T) противостоят Инерционным (P , R , I , S)

В качестве источника движения обычно выступают накопившиеся эмоции Е, жаждущие разрядки, сила F , воздействующая либо на весь объект или же на часть его поверхности (тогда речь идет о давлении), а также закон или правило L , предписывающее выполнять то или иное действие. Кроме этого объект приходит в движение помимо своей воли и желания в силу неумолимых законов естественного старения - растраты энергии от рождения до смерти. Имеется в виду функциональное состояние T - изменение под действием времени.

Инерционными функциями являются те, которые совершают движение лишь по причине запасенного в себе ранее импульса (mv). Инерционное движение могло бы совершаться неограниченно долго, если бы не существовало сопротивление среды. Сам импульс движения описывается функциональным состоянием Р, возникающая при этом внутренняя напряженность между отдельными частями объекта - это состояние R , открывающиеся при перемещении равноценные выборы направлений - состояние I , а испытываемые во время движения ощущения деформации - состояния S .

Информационные аспекты управления. Управление не может эффективно проводиться без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации. Информация является основой управленческого процесса, и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления. Информация – это адекватное отображение реального мира, предназначенное для его сохранения, передачи и последующего использования. При исследовании информационных проблем в организационных системах управления, следует учитывать ряд следующих моментов. Информация – это один из ресурсов организации. Подобно другим видам ресурсов её можно получать, перерабатывать, хранить, покупать, продавать, эффективно использовать. Информация, используемая людьми, имеет особую форму выражения в виде обмена суждениями, идеями, знаниями о природе и обществе и носит социальный характер. Использование информации в организационном управлении основывается на социальном опыте, т. е. на раннее накопленных сведениях, представленных в виде научных знаний, статистических данных и т. д., так и в виде практических навыков. Следует учитывать многоцелевой характер информации и многоаспектность процессов ее подготовки и использования в организациях. Она может касаться будущего развития системы или обслуживать текущие оперативные процессы ее функционирования.

По характеру хранения информация может быть фиксированной (допускающей многократное использование) и нефиксированной, применяемой в момент получения.

По степени готовности к использованию для принятия решений информация информации может быть исходной, промежуточной, конечной, комплексной или частичной, используемой лишь в совокупности с другой информацией. Информационная деятельность менеджера требует от него четкой организации процесса сбора, анализа и обработки информации, причем он должен уметь определять важность или второстепенность поступающей информации. Опытный менеджер также должен уметь упорядочивать коммуникации и обмен информацией в рамках фирмы. Управляющая система получает от управляемой системы информацию о состоянии заданных ею технико-экономических параметров и процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности. На основе полученной информации управляющая система (менеджмент) вырабатывает команды управления и передает их в управляемую систему для исполнения.

Информация, которая функционирует на предприятии в процессе управления, может быть классифицирована следующим образом: по форме отображения (визуальная, аудиовизуальная и смешанная); по форме представления (цифровая, буквенная, кодированная); по роли в процессе управления (аналитическая, прогнозная, отчетная, научная, нормативная); по качеству (достоверная, вероятностно достоверная, недостоверная,- ложная); по возможности использования (необходимая, достаточная, избыточная); по степени обновляемости (постоянная, переменная); по степени деятельности предприятия (экономическая, управленческая, социальная, технологическая); по источнику возникновения (внутриорганизационная, внешняя); по степени преобразования (первичная, производная, обобщенная); по виду носителя (печатный текст, микрофильм, кинофильм, видеофильм, машинный носитель); по времени поступления (периодическая, постоянная, эпизодическая, случайная). Можно выделить и еще один вид информации, который существует в памяти каждого человека, включающий знание наук, накопленный опыт, схожие управленческие ситуации, которые уже были использованы в управлении, а также данные, опубликованные в печати о работе других предприятий, факторы, влияющие на производственную и финансово-хозяйственную деятельность и управление и др.

Информационные системы могут быть простыми. В этом случае происходит доставка информации от места ее возникновения до места потребления. Более распространены сложные системы информации, соответствующие сложности производства и организационной структуре управления, которые охватывают и линейное управление, и функциональные службы предприятия.

Коммуникация в процессе управления. Важнейшими составляющими эффек¬тивности деятельности менеджера и предпринимателя являются организаторские и коммуникативные качества. Коммуникативные качества - умение общаться, нравиться и убеждать. Любое общение, в том числе и деловое - это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Само понятие «коммуникация обозначает смыс¬ловой аспект социального взаимодействия. Коммуникативность - способность к общению. Классификация коммуникационных сообщений: По соотношению вышеназванных функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фактические (установление и поддержание контакта). По типу отношений между участниками различают: межличностные, публичные, массовые коммуникации. По средствам различают: речевую (письменную и устную); паралингвистическую (жест, мимику, мелодию) и вещественно-знаковую коммуникацию (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.). Если классифицировать управленческие коммуникации, то следует различать: межуровневые коммуникации; коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх; коммуникации между различными подразделениями или отделами; коммуникации между руководителем и рабочей группой, а также неформальные коммуникации.

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. В процессе обмена информацией или коммуникативном про¬цессе можно выделить четыре базовых элемента:
1. отправитель, т.е. лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
2. сообщение, т. е. собственно информация, которая закодирована с помощью символов;
3. канал, т.е. средство передачи информации;
4. получатель, т.е. лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задачей является составление сообщения, выбор и использование определенного канала для его передачи таким образом, чтобы его стороны поняли и разделили исходную идею. Этапы, которые проходят отправитель и получатель, следующие:
1. зарождение идеи;
2. кодирование информации и выбор канала;
3. передача информации;
4. декодирование - перевод символов отправителя в мысли получателя.

Следующим шагом в развитии соционики стало выделение аспектов информационного метаболизма. В каждой из четырех функций, описанных Юнгом (логика, этика, сенсорика, интуиция), выделили две составляющие: экстравертную и интровертную. В результате получилось 8 аспектов, на которые можно разложить любую информацию, которая может быть вообще воспринята человеком. Однако понятия экстраверсии и интроверсии применительно к аспектам имеют несколько иной смысл:

  • экстравертные аспекты направлены на восприятие самого объекта или процесса («черные» аспекты, обозначаются заштрихованными фигурами, см. таблицу ниже)
  • интровертные аспекты ориентируются на восприятие и оценку соотношений и взаимосвязей между объектами или процессами, гармоничность их сочетания между собой («белые» аспекты, обозначаются незаштрихованными контурами фигур).

Для каждого из соционических аспектов можно выделить несколько уровней проявления: материальный (проявления в мире неодушевленных предметов) и социальный (проявления в человеческом обществе).

Смысловое наполнение аспектов кратко представлено в следующей таблице, щелкнув по ссылке на названии аспекта, можно прочитать его более подробное описание:

Материальный уровень

Социальный уровень

Системное видение объекта, выделение в нем частей и взаимосвязей между ними. Различные классификации и правила.

Формальные иерархии в организациях, формализованные правила взаимодействия между людьми (правила этикета, должностные инструкции и т.п.), юридические законы.

Предположения о внутреннем устройстве объекта, скрытом от глаз наблюдателя. Научные и околонаучные идеи, законы природы.

Видение способностей, качеств и черт характера человека, прогнозирование, что можно от него ожидать в тех или иных ситуациях.

Скрытое взаимодействие объектов (притяжение, отталкивание)

Симпатии и антипатии, субъективные предпочтения одного отдельно взятого человека.

Чувство такта, неформальные взаимоотношения в коллективе.

Свойства объекта: прочность, массивность, видение слабых мест объекта, на которые можно воздействовать в целях его изменения или разрушения.

Способность человека противостоять давлению на него и оказывать давление на других.

Восприятие сферы влияния человека, его «статусности», визуальных признаков его положения в иерархии.

Изменения внутреннего состояния объекта.

Видение мира как переходящих друг в друга потоков энергии.

Влияние на эмоциональное состояние, умение успокоить, развеселить.

Эмпатия, способность к сочувствию.

Восприятие вкусов, запахов, цвета, оценка гармоничного сочетания объектов между собой.

Комфорт и ощущение собственного тела, собственного самочувствие и самочувствие окружающих.

Перемещение объектов в пространстве, алгоритмы, технологические процессы.

Планирование деятельности для достижения той или иной цели, определение необходимых для этого ресурсов, организация бизнес-процессов.

Согласованность различных процессов между собой

Ощущение мировой гармонии, взаимосвязи всего существующего.

Распределение времени, упорядочивание и согласование дел между собой, понимание момента, когда нужно начинать или прекращать действовать.

Кроме отмеченного выше признака «интроверсия/экстраверсия» («цвета» аспектов), можно выделить еще ряд признаков, по которым группируются аспекты:

  • воспринимающие (ЧИ, БИ, ЧС, БС) и оценивающие (БЛ, ЧЛ, БЭ, ЧЭ), так же называются иррациональными и рациональными соответственно;
  • статические (БЛ, ЧИ, БЭ, ЧС) и динамические (ЧЭ, БС, ЧЛ, БИ). Статические аспекты описывают состояния (или упорядоченные во времени наборы состояний) объектов, динамические же наоборот, описывают процессы, изменения в объектах с учетом их протяженности во времени.
  • объективные (БЛ, ЧЛ, ЧС, БС) и субъективные (ЧЭ, БЭ, БИ, ЧИ). Одна и та же информация по объективным аспектам всеми наблюдателями будет восприниматься примерно одинаково (или по крайней мере, существует возможность договориться о том, как ее понимать, ввести какие-то формальные правила интерпретации). По субъективным аспектам такой возможности нет, восприятие информации по ним может сильно различаться в зависимости от наблюдателя.
  • вербальные (БЛ, ЧЛ, ЧИ, БИ) и невербальные (ЧЭ, БЭ, БС, ЧС). Для вербальных аспектов любая (кроме самой простейшей) информация должна быть выражена словами, по невербальным значительную часть информации можно передавать другими способами: мимикой, жестами, прикосновениями к собеседнику.

Свойства аспектов можно представить в виде следующей таблицы:

Рациональные

Иррациональные

Объективные

Черная Логика

Белая Сенсорика

Динамика

Белая Логика

Черная Сенсорика

Субъективные

Белая Этика

Черная Интуиция

Черная Этика

Белая Интуиция

Динамика

Желтым цветом обозначены невербальные аспекты, синим – вербальные.

Важно отметить, что на практике обработка информации всегда осуществляется блоком – парой аспектов, один из которых является иррациональным (воспринимающим), а другой – рациональным, то есть формирующим суждение, оценку воспринятой информации по тому или иному набору признаков. Так же в один из аспектов в блоке всегда является экстравертным, а другой – интровертным, что процессам восприятия и оценки информации идти между собой параллельно (но при этом один из них преобладает над другим, проявляется активнее, в результате чего и существует дихотомия рациональность/иррациональность).

Введение понятия информационный аспект позволило создать соционическую модель А, позволившую более детально описать особенности информационного метаболизма каждого типа и объяснить существование закономерностей общения представителей различных типов – интертипные отношения.



Просмотров