Идеи ломброзо. Антропологическая теория ломброзо

Для многих людей портрет потенциального маньяка и жестокого убийцы весьма стереотипен. И сформирован он, как правило, не без влияния кинематографа. Криминальные ленты, триллеры, во многом, благодаря гениальной игре актеров, уже в детстве закладывают в наше подсознание этот самый внешний стереотип

"Джентльмены удачи" Доцент (Е.Леонов)

Правовое правило, в свою очередь, отталкивает действие от целого, в котором происходит действие, с тем чтобы защитить право целого на осуществление действий против субъекта без того, чтобы субъект мог реагировать на действия, понесенные. И в области нравственности, и в юридической сфере, кто подвергается сомнению, это не действие, а субъект, который выполняет это действие. Если другие субъекты, которые выполняют одно и то же действие, не осуждаются с моральной точки зрения и не преследуются законом таким же образом.

И юридическая норма, и нравственная норма не являются объективными нормами, но они являются расистскими нормами, которые дискриминируют субъектов, которые выполняют действия в соответствии со своим социальным классом, их функциями, их расой, их сексом и их религиозными или политическими предпочтениями. Именно потому, что моральные нормы и юридические нормы являются расистскими нормами, чтобы смягчить насилие их применения, которое дискриминирует граждан, необходимо расширить аудиторию субъектов, подпадающих под действие закона, и изменить приоритет применения юридической нормы и моральной нормы.

"Собачье сердце" Полиграф Полгирафович Шариков (В.Толоконников)

А может, возникновение этих стереотипов более научно объясняет известная многим т.н. теория Чезаре Ломброзо?

В девятнадцатом веке это психиатр поднял на уши все европейское общество. Он настаивал на том, что маньяками уже рождаются. Вот родился ребенок, а он уже будущий бандит, потому как у него присутствуют гены бандита.

Это правда, что текст устарел в определении преступления, но в равной степени верно, что огромная масса магистратов, с которыми у меня были отношения, применяют механизмы, определяющие преступность Ломброзо, как будто время и культура все еще остаются девятнадцатого века, связанного с иудаизмом, который носил позитивизм ученого.

Кто был Езекия Марко Ломброзо, известный как Чезаре Ломброзо? Он был сыном Аарона и Зефиры Леви и вырос в наблюдательной еврейской семье, питающейся идеологией божества-мастера, который был воспитан через Библию и еврейские обычаи с раннего возраста. Ваша жизнь будет отмечена поиском признаков нравственности мастера бога на телах бедных несчастных людей, которых он криминализовал за их появление.

По мнению Ломброзо даже очень качественное воспитание не исправит то, что заложила в ребенка природа. Он обязательно будет бандитом, коли в нем имеются эти самые гены. Психиатр считал таких людей недоразвитыми и предлагал их выявлять еще в детстве и сразу изолировать от общества нормальных людей. Как?!

Или всех не отдельный необитаемый остров, или даже лишать таких людей жизни. Абсурдно?! Ломброзо так не считал. Он уверял, что по внешности, а она у человека с генами злодея особая, особая легко можно вычислить бандита. Как же должен выглядеть бандит по мнению психиатра Ломброзо?! Узкий лоб, взгляд из-под насупленных бровей - все это выдает преступника.

Что такое моральная цензура в религиозной сфере, в которой он вырос, Ломброзо оправдывает его и узаконивает его морально цензурирующим поведение животных и растений. Это точка зрения, которую мы предполагаем и с которой мы смотрим на мир. Другие мыслители, в свое время, перед теми же данными выражали разные идеи и оценки.

Именно здесь вмешался философ, человек, который живет в мире, человек, который подчиняется, покорный человек или человек, который несет в себе свои импульсы в мире. В первой главе «правонарушителя» Чезаре Ломброзо обвиняет растения и животных в своих собственных моральных или аморальных намерениях и атрибутах, сознавая, что атрибуция ненадлежащая, нравственность его религии, растений и животных. Растения и животные - убийцы, преступники, воры, правонарушители. Он приходит к утверждению, что некоторые физические характеристики, характеризующие животное как правонарушителя, обнаруживаются и у мужчин, и поэтому они определяют себя правонарушителями.

(Лёнька Пантелеев)

Почему же тема внешности преступника так увлекала Лоброзо?! Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к юности будущего психиатра. Ломброзо закончил несколько престижных европейских университетов.

И в девятнадцать лет он начал публиковать свои первые статьи. Чуть позже Ломброзо перешел от написания научных статей к практике: стал работать военным хирургом, был участником кампании по борьбе с преступностью.

Библия осуждает забрасывать камнями вола, который вызвал смерть человека. Еврейская и христианская Библия делает это, следуя моральным предписаниям, это происходит не потому, что бык опасен или для общественной безопасности. Библия приказывает убить вола, чтобы наказать вола преступления «величественного величия» человека, созданного по образу божественного мастера.

Этот принцип очень ясен в сознании Чезаре Ломброзо, который, будучи евреем, получившим образование в иудаизме, действительно верит, что Библия написана его божественным учителем и считает, что он должен найти моральное поведение, наложенное его богом в животных обществах.

Тогда же он и заинтересовался, как выглядит преступник. Он изобрел прибор краниограф и с помощью его замерял формы черепа, части лица. При этом он выделил четыре типа преступника: жулики, душегубы, насильники и воры. И для каждого типа он сделал описание внешности.

«Чтобы приблизиться немного больше» к человеческому преступнику с критерием, который не соответствует критерию наших добрых предков средневековья, мы должны больше остановиться на домашних животных и среди диких, среди тех, кто живет в группах, формирующих те животные общества, которые предлагают первые элементы наших обществ, и они также показывают наши чудовища в зародыше.

На кого преступники сначала ссылались на Ломброзо? Затем Ломброзо говорил о других преступниках, таких как пчелы, муравьи, леопарды, львы и тигры. Когда Ломброзо пытается «понять» эти поведения, которые он определяет с моральной точки зрения, делинквент, удваивает его диффамацию против этих животных.

Далее Ломрозо работал главой психиатрической больницы, заведующим кафедры психиатрии известного университета. Именно Ломброзо изобрел известный сейчас во всем мире детектор лжи. Это он предложил по скачкам давления судить о том, насколько правдиво отвечает человек.

Ломброзе вызвал дикий ажиотаж вокруг своей теории о внешности преступника, о его генах. Было много критики, с ним не соглашались. Критики говорили, что психиатр слишком много уделяет внимания внешности человека и совсем не учитывает социальную составляющую. Правда, к старости он сделал кое какие поправки в свою теорию и сказал, что все-таки только сорок процентов преступников совсем неисправимы, а шестьдесят процентов поддаются перевоспитанию.

Позитивистская концепция примитивизма, которую Ломброзо делает, просто наблюдая в поведении животных поведение человека, только что созданного Богом. По этой причине то, что в Гонории становится «темной эпохой массовых убийств и ужасов до наступления христианства», взято Чезаре Ломброзо как научная модель социальной эволюции, которая привела к нынешней цивилизации.

В первых исследованиях животных обществ позитивисты, претендующие на роль «ученых», которые занимаются научными исследованиями, интерпретируют животные общества как «примитивные» и «исконные» персонажи человека, ищущие происхождение поведения, которое они считают аморальным или делинквент в поведении животных, которые определяют, инстинктивный. Термин, инстинкт, который в современных научных исследованиях не хочет распознавать интеллект и способность проектировать на животных, становится «автоматическим ответом» только потому, что реакция животных считается простой почти всегда похож на появление подобных явлений.

Методы еврея Ломброзо - в частности, измерения человеческого черепа - взяли на вооружение нацисты, пытавшиеся подогонать под научную основу постулаты своей преступной теории расовой исключительности. И хотя сам Ломброзо и скончался задолго до этого, все же данный факт лег заметным пятном на его теорию.

Ломброзо Чезаре (Cesare Lombroso) (1835 - 1909) - знаменитый итальянский судебный психиатр и криминолог. Создал в науке уголовного права новое уголовно-антропологическое направление. Внес большой вклад в развитие юридической психологии.

У животных Ломброзо идентифицирует. Идея преступлений, совершенных животными, которые называются правонарушителями, даже если сегодня представляется парадоксальной, на самом деле является основой, с которой существующая юриспруденция стоит перед Человеческими Существами.

Согласно Чезаре Ломброзо, частная собственность определяется Богом, и поэтому даже животные воруют. Согласно Чезаре Ломброзо, частная собственность отдельных лиц, детей, женщин или мужчин определяется Богом, и поэтому любой, кто не подчиняется, является правонарушителем. Поскольку частная собственность и моральные правила определяются Богом, естественно, наука в Природе, у людей и животных, должна найти след физических доказательств предрасположенностей, которые подталкивают человека нарушать нравственность Бога. рассуждения, из которых начинается Цезаре Ломброзо.

Чезаре Ломброзо родился 6 ноября 1835 г. в Вероне, в богатой еврейской семье. Выходец из семьи состоятельных земельных собственников, Ломброзо в юности изучал семитские и китайский языки. Однако спокойной карьеры не получилось. Материальные лишения, заключение в крепость по подозрению в заговоре, участие в военных действиях 1859-1860 гг. пробудили в юноше интерес совсем к другой области - он увлекся психиатрией. В 19-летнем возрасте, учась на медицинском факультете университета в Павии, Ломброзо публикует свои первые статьи по психиатрии - по проблеме кретинизма, которые привлекли внимание специалистов. Самостоятельно освоил такие дисциплины как этнолингвистика, социальная гигиена. В 1862 г. он уже профессор психических болезней, затем директор клиники душевных заболеваний, профессор юридической психиатрии и криминальной антропологии. В 1896 г. Ломброзо получает кафедру психиатрии в Туринском университете. Решающую роль в интеллектуальном формировании Ломброзо сыграла философия позитивизма, утверждавшая приоритет научного знания, полученного экспериментальным путем.

Дискурс взаимности остается тем, что правонарушитель Ломброзо хочет игнорировать. Если человека достаточно, и это дает мне удар: кто преступник? Если мне нужна собака, а собака укусит меня, кто преступник? Ломброзо считает нормальным думать о людях, которые совершают действия для правосудия, как преступники, бандитов, потому что, по словам Ломброзо, они атакуют божественный порядок, предрасположенный его божественным мастером, начиная с этих идеологических предположений Ломброзо изгибает науку узаконить своего бога-бога как еврея, так и как христианина.

Ломброзо - родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве. Основные черты этого направления сводятся к следующему: в криминологию должен быть введен метод естествознания - опыт и наблюдение, а центром изучения должна стать личность преступника.

Первые антропометрические исследования предпринял в начале 1860-х, когда был военным врачом и принимал участие в кампании по борьбе с бандитизмом в южных областях Италии. Собранный Ломброзо обширный статистический материал послужил важным вкладом в развитие социальной гигиены, криминальной антропологии, а в ближайшей перспективе и социологии преступности. В результате обобщения полученных эмпирических данных Ломброзо сделал вывод о том, что отсталые социально-экономические условия жизни в Южной Италии обусловили воспроизводство там анатомически и психически аномального типа людей, антропологической разновидности, нашедшей свое выражение в преступной личности - «человеке преступном». Такая аномальность выявлялась путем антропометрической и психиатрической экспертизы, что открывало возможности для прогностических оценок динамики развития преступности. Эти концептуальные подходы Ломброзо ставили проблему ответственности общества, воспроизводившего преступность, оспаривая тем самым позиции официальной криминологии, возлагавшей ответственность исключительно на человека, преступившего закон.

Когда кто-то думает, что, например, среди сотен собак или лошадей или слонов, не все, но один или два только кажутся сварливыми, неукротимыми, извращенными и что антипатия возникает между этими людьми, и не все эти одного и того же вида, и что среди сотен кошек или зайцев очень мало пренебрегают и убивают своих детей и т.д. во всех других случаях, нельзя отрицать, что эта извращенность является цельной личной тенденцией к тем правонарушителям и неизвестные другим «того же вида, которые из-за своего индивидуального темперамента также избегают убийства своих товарищей».

Чезаре Ломброзо одним из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, которые определял с помощью «краниографа» - прибора для измерения размеров частей лица и головы. Результаты он опубликовал в книге «Антропометрия 400 правонарушителей» (1872).

Ему принадлежит теория так называемого «прирожденного преступника», согласно которой преступниками не становятся, а рождаются. Ломброзо объявил преступление естественным явлением, подобным рождению или смерти. Сопоставляя антропометрические данные преступников с тщательными сравнительными исследованиями их патологической анатомии, физиологии и психологии, Ломброзо выдвинул тезис о преступнике как особом антропологическом типе, развитый им затем в цельную теорию («Преступный человек», 1876). Он пришел к выводу, что преступник - это дегенерат, отставший в своем развитии от развития человечества. Он не может затормаживать свое преступное поведение, поэтому наилучшая стратегия общества в отношении такого «прирожденного преступника» - избавиться от него, лишая свободы или жизни.

Каковы причины, приводящие человека к безумию, и поэтому передать его психическое состояние в виде преступления? Поскольку Ломброзо утверждает, что человек создан Богом, тогда есть физические плевы, способные идентифицировать предопределение Если бы он не был подчинен богу-хозяину, он бы спросил себя: каковы причины, приводящие к безумию и совершению преступлений? Во втором случае Ломброзо будет искать ответы, в первом случае Ломброзо дает ответы, взяв их из моральных условий, определенных его господином-богом, и что он интерпретирует физические признаки больного.

Согласно Ломброзо, «преступный тип» отличается рядом врожденных особенностей атавистического характера, свидетельствующих об отставании в развитии и преступных наклонностях. Ученый разработал систему физических признаков («стигматов») и психических черт этого типа, которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Основными признаками такой личности ученый считал сплющенный нос, низкий лоб, большие челюсти, взгляд исподлобья и т.д., характерные, по его мнению, для "примитивного человека и животных". Наличие этих признаков позволяет идентифицировать потенциального преступника еще до совершения им преступления. Ввиду этого Ломброзо высказывался за привлечение в число судей врачей, антропологов и социологов и требовал, чтобы вопрос о виновности был заменен вопросом о социальной вредности.

Это суеверная форма симпатической магии, которую Ломброзо торгует для науки и ставит тысячи людей под пытку. Дикие животные горячие зоны и холодные районы самых мирных животных. Если бы человек не уничтожил европейского льва, он бы обнаружил, что львы в Греции больше африканских, и то же самое относится к мамонтам.

Животные боятся грозы, если они не живут на улице, если их принуждают в клетку с людьми. Животные защищают себя от дождя и опасностей. Животные испытывают изменение атмосферы перед людьми. Но аналогия Ломброзо вспоминает его библейское воспитание человека, напуганного изгнанием из земного рая. Еврей и христианин представляют человека, изгоняемого из земного рая в тисках мучений бурь, молнии, огня, голода. и жажда Теперь, говорит Ломброзо, цивилизованный человек, и он больше не боится. Но ты оставил быка в конюшне.

Сейчас подобные измерения проводятся в большинстве стран мира, и не только для армии и спецслужб: знание антропометрии необходимо, например, для изучения рынков рабочей силы и конструирования сугубо гражданских объектов и вещей.

Что же касается «взгляда исподлобья», то Чезаре Ломброзо ошибся, считая его присущим в основном преступникам и дегенератам. На самом деле это - одна из наиболее древних и простых мимических реакций, одинаково доступная многим людям в соответствующей обстановке.

Постарайтесь наблюдать за быками стада крупного рогатого скота на лугах, привыкших жить на открытом воздухе, если они боятся молнии. Точно так же, как вы делаете с людьми, которые указывают, как на родившихся преступников. Яростные эксцессы определяются рабством, к которому человек заставил животных. Это рабство Ломброзо его не видит. Он видит только возбуждение стад при пришествии урагана, но не видит причин, по которым стада взволнованы и выражает свои страхи перед ними. Страхи, которые были навязаны ему, в то время как его психика была изнасилована религиозным учением.

Главнейшим недостатком этой теории Ломброзо являлось то, что она игнорировала социальные факторы преступности.

Быстрое и широкое распространение теории Ломброзо и особенно крайние выводы, которые нередко из нее делали, вызвали острую и доказательную критику. Ломброзо пришлось смягчить свою позицию. В более поздних трудах он относит к врожденному антропологическому типу лишь 40% преступников, которых он называет «дикарями, живущими в цивилизованном обществе». Ломброзо признает важную роль ненаследственных - психопатологических и социологических причин преступности. Это дало основание называть теорию Ломброзо биосоциологической.

Есть лошади, привыкшие к установке офицером в форме, который восходит, если у рыцаря нет, по крайней мере, военной шляпы, и он не переносит его в седле. Когда китайцы изобрели порох для создания фейерверков и увидели красивое парящее в небе, монахи капуцинов поняли, что с порохом они могут убивать людей и увеличивать свою силу. Это вопрос умственной предрасположенности, навязываемой религией человеку. И после того, как вы прошли через многие народы, убив, уничтожив и побеждая, каждое новое, что принесло скотобойни, с подозрением смотрит.

Разве христиане не получили одеяла вируса оспы американским индейцам, чтобы их уничтожить? В руках христианина или еврея даже одеяло является «оружием массового уничтожения». Он заметил, что собаки привязаны к человеку, к своему человеку, и этот Ломброзо называет его фанатизмом: даже собаки не имели еврейской или христианской религии.

В конце XIX в. на международных конгрессах по уголовной антропологии теория антропологической преступности была признана в целом ошибочной. Оппоненты Ломброзо основывались на том, что преступление - это условное юридическое понятие, меняющее свое содержание в зависимости от условий, места и времени.

Несмотря на это, идеи Ломброзо положили начало различным биосоциальным теориям в криминологии, которые отчасти нашли применение в криминологической практике. Они оказали влияние на создание морфологической теории темперамента Э. Кречмера.

Ломброзо принадлежит также работа «Гениальность и помешательство» (1895). В ней ученый выдвинул тезис, что гениальность соответствует ненормальной деятельности мозга, граничащей с эпилептоидным психозом. Автор писал, что сходство гениальных людей с помешанными в физиологическом отношении просто поражает. Они одинаково реагируют на атмосферные явления, а расовая принадлежность и наследственность одинаково сказываются на их рождении. Множество гениев страдало умопомешательством: Ампер, Конт, Шуман, Тассо, Кардано, Свифт, Ньютон, Руссо, Шопенгауэр, целый ряд артистов и художников. С другой стороны, между сумасшедшими можно привести немало примеров гениев, поэтов, юмористов и др. В приложении к своей книге Ломброзо привел образцы литературных произведений помешанных, графомановпреступников, а также описал аномалии черепа у великих людей.

Наиболее ценную часть научного наследия Ломброзо составляют исследования по социологии политической преступности - Политическая преступность и революция (Il delitto politico e le rivoluzioni, 1890), Анархисты. Криминально-психологический и социологический очерк (Gli anarchici. Studio di psicologia e sociologia criminale, 1895). Феномен политической преступности, распространенной в Италии на рубеже XIX и XX вв. в форме анархистского терроризма, Ломброзо исследовал под углом зрения индивидуального сознания политического преступника - личности, жертвенно преданной утопическому идеалу социальной справедливости. Природу этого социального поведения, движимого идеями политического вандализма, Ломброзо убедительно объяснял кризисом парламентской демократии в Италии, коррупцией политиков, обесцениванием идеалов социальной справедливости.

Другими знаменитыми работами Ломброзо стали книги о любви у психически больных («Любовь у помешанных»), о преступности среди женщин («Женщина-преступница и проститутка»).

Чезаре Ломброзо впервые в мире стал применять достижения физиологии для выявления обмана. В 1980-х годах он начал измерять пульс и давление крови у подозреваемых во время их допроса следователями. Он утверждал, что может без труда определить, когда подозреваемые лгут. Результаты его исследований свидетельствовали, что контроль физиологических реакций человека может вести не только к выявлению скрываемой им информации, но и, что не менее важно, способствовать установлению невиновности подозреваемого.

В 1895 г. Ломброзо впервые опубликовал результаты использования примитивных лабораторных приборов при допросе преступников. В одном из описанных им случаев криминалист, обследуя подозреваемого в убийстве человека с помощью «плетизмографа», зафиксировал незначительные изменения в его пульсе, когда тот делал в уме математические вычисления, и не обнаружил у него «никаких внезапных изменений», когда подозреваемому предъявлялись изображения израненных детей, в том числе - фотография убитой девочки. Ломброзо сделал вывод, что подозреваемый непричастен к убийству, и результаты расследования убедительно доказали правоту криминалиста. Описанный случай был, по-видимому, первым зафиксированным в литературе примером применения «детектора лжи», который завершился оправдательным результатом. Это означало, что контроль физиологических реакций человека может вести не только к выявлению скрываемой им информации, но - что не менее важно - способствовать установлению невиновности подозреваемого.

Криминологические идеи Ломброзо завоевали широкую известность в России. Они представлены многочисленными как прижизненными, так и посмертными русскими изданиями его научных сочинений. В 1897 Ломброзо, участвовавшему в съезде русских врачей, был оказан восторженный прием в России. В мемуарах, посвященных российскому эпизоду своей биографии, Ломброзо отразил типичное для современных ему итальянских левых резко негативное видение общественного уклада России, который сурово осуждался им за полицейский произвол («подавление мысли, совести и характера личности») и авторитарные методы реализации власти.

В советской период был широко распространен термин «ломброзианство» для обозначения антропологической школы уголовного права - одного из направлений в буржуазной теории права (согласно критериям классового подхода). Особой критике подвергалось учение Ломброзо о прирожденном преступнике. По мнению советских юристов оно противоречило принципу законности в борьбе с преступностью, имело антинародную и реакционную направленность, поскольку осуждало революционные действия эксплуатируемых масс. При таком заведомо предвзятом, идеологизированном подходе без внимания оставались заслуги Ломброзо в исследовании первопричин экстремистских, протестных форм социальной борьбы, находивших свое выражение в политическом терроризме, а в более общем плане - в политической преступности.

Несмотря на справедливую критику и ошибочность некоторых положений своей теории, Чезаре Ломброзо - выдающийся ученый, ставший одним из пионеров внедрения объективных методов в правовую науку. Его труды сыграли важную роль в развитии криминологии и юридической психологии.

Основные работы в области юридической психологии (на русском языке):

Анархисты. Криминально-психологический и социологический очерк, 1895;

Женщина-преступница и проститутка, 1902;

Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке, 1906;

Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике, 1892;

Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения, 1876;

Психология доказательств в судебном процессе, 1905.



Просмотров