HTML5 простыми словами. Пять вещей, которые надо знать об HTML5

В последние несколько лет ведется активная разработка HTML5. Инновационный язык разметки гипертекста должен разом решить все проблемы и вопросы, связанные с проектированием и разработкой веб-сайтов.

Правда, до последнего момента так и не было заявлено о завершении работ и достижении успешного результата. Чтобы лучше понять, что такое HTML5, полезно обратиться к истории и проанализировать результаты предыдущих этапов поиска идеального кода. Несмотря на незаконченность работы, все больше появляется HTML5-сайтов.

HTML1 и HTML2

Первые версии были очень несовершенны, да к тому же не стандартизированы. Каждый дизайнер писал код, как ему казалось лучше. Поэтому сайты часто неадекватно отражались в разного типа браузерах. Поэтому от этих языков очень быстро отказались.

HTML3.0

Третья версия уже приобрела некий единообразный формат и позволяла делать сайты приличного качества. Однако были и серьезнейшие проблемы. Например, в HTML3 все форматирование и выравнивание делалось в рамках самого кода станицы.

На странице размещалась и графика и скрипты. Это сильно увеличивало вес веб-страниц и серьезно замедляло загрузку сайта. Постепенно представление о качественном сайте существенно расширилось. Потребовалась гораздо большая интерактивность и медийные возможности. Пользователи интернета стали гораздо более взыскательными к возможностям веб-проекта.

HTML4.1

Считается самым совершенным вариантом. Все внутреннее форматирование было вынесено в каскадные таблицы стилей, работающие по принципу стилей в MS Word. Кроме того, сами таблицы было принято выносить за пределы страниц и размещать в отдельных директориях. Введение в действие CSS привело к достижению соответствия внешнего вида страницы в браузере задумкам веб-мастера.

Отдельно стали располагаться графические и программные элементы. Все это привело к значительному снижению веса кода и ускорению работы сайтов. Людям такая ситуация понравилась и до сегодняшнего дня большая часть сайтов сделана именно на HTML4.1.

XHTML и DHTML

Довольно сомнительные попытки сделать сайты более стандартными и динамичными. Сложности кодирования и чрезмерная строгость языка не способствовали широкому распространению этих версий.

Истоки появления HTML5

Появились мобильные компьютеры, экраны стали сенсорными. При этом каждый производитель устанавливает на своих девайсах операционную систему собственной разработки. Пользователи привыкли пользоваться компьютерами не просто как электронной пишущей машинкой, а как многофункциональными медиа-развлекательными центрами. Общение по видеотелефонии через интернет стало массовым явлением.

Поэтому от нового кода требовались современные условия.

  1. Обеспечить кроссплатформенность, одинаковость отображения во всех типах браузеров.
  2. Сайт должен быть одинаково хорошо читаем в десктопах, смартфонах и планшетах любых производителей.
  3. Приспособленность к сенсорному управлению для мобильных компьютеров.
  4. Способность воспроизводить видео без помощи Flash–плейера. Многие планшеты вообще не поддерживают эту технологию.
  5. Возможность открывать документы разных форматов без дополнительных приложений, которые необходимо устанавливать на компьютер.
  6. Повысить быстродействие сайтов. Что особенно важно для мобильного интернета, который обеспечивает меньшую скорость.
  7. Сделать сайты динамичными и интерактивными. Современный пользователь желает общаться с интернет-ресурсом почти как с человеком.

Короче говоря – HTML5 должен удовлетворить самые изысканные вкусы пользователей и позволить разработчикам легко и просто делать великолепные веб-сайты.

Насколько успешно идут работы по созданию самого совершенного и стандартного языка гипертекста? Такие сайты действительно многое могут. Если у вас нет Flash-плейера, сайт сам это понимает и предлагает просматривать видео и слушать музыку с помощью своих возможностей.

HTML5–сайты на самом деле стали очень шустрыми. Что касается динамических возможностей и интерактивности, большинство пользователей интернета привыкли пользоваться всеми этими прекрасными вещами уже на подсознательном уровне.

Люди просто пользуются удобствами современных технологий, не вспоминая, что так было далеко не всегда. Вполне возможно, что затянувшаяся разработка HTML5 так никогда и не закончится.

Интернет и компьютеры так быстро совершенствуются, что достаточно тяжело предвидеть будущее. Возможно, появятся такие возможности компьютеров, о которых сегодня никто и не подозревает. Сегодня голосовой набор текста представляется почти чудом, а ведь специалисты прогнозируют, что буквально через пять лет никто не будет пользоваться клавиатурой и мышью. Возможно, компьютеры научатся читать мысли человека и понимать его желания.

Люди, плохо знакомые со сферой веб-дизайна, часто слышат слово “разметка” и задаются вопросом, что оно означает и как отличается от более широко известного термина “код”. В основном язык разметки предназначен для обработки, определения и представления информации о тексте; теги стилей и текстовые аннотации записываются в файлах стилей, чтобы упростить работу с текстом для компьютера. Исторически сложилось, что термин “разметка” произошел от английского marking-up , а сам процесс от manuscript marking-up – процесса разметки рукописи перед отдачей ее в печать. Здесь речь пойдет о наиболее часто используемом языке разметки – HTML. Несколько лет назад для этого языка было выпущено обновление под названием HTML5. В этом руководстве мы расскажем, что такое HTML5 и поведаем о различиях между HTML и HTML5.

Что такое HTML?

HTML можно назвать основным языком Всемирной паутины. Большинство веб-страниц, размещенных в Интернете, написаны в какой-либо из вариаций HTML. С помощью него разработчики определяют то, как мультимедиа, текст или гиперссылки будут отображаться среди другого контента в браузере. Начиная от элементов, которые устанавливают связи с вашим документом (гипертекстом), до элементов которые делают эти документы интерактивными (например формы) – все это является составными частями HTML.

Стандарт HTML был разработан W3C или Консорциумом Всемирной Паутины в 1997 году. В HTML для определения структуры текста используются теги; теги и элементы выделяются с использованием символов < и >. Вот лишь некоторые из примеров для ранее упомянутых тегов – это заголовки, таблицы, абзацы и т. д. В свою очередь, браузеры отвечают за визуализацию содержимого страницы с помощью этих тегов. HTML не был единственным стандартом веб-разработки. В первые дни развития Интернета все теги контента и стили присутствовали на одном гигантском, громоздком (и довольно сложном) языке. Со временем W3C пришла к решению о необходимости разделения контента и стиля страницы; Это привело к созданию таблиц стилей или CSS. В настоящее время теги, которые используются для определения стиля текста (например FONT), нежелательны и почти не используются, на их место пришли таблицы стилей и только теги определения содержимого (например H1) по-прежнему составляют ядро ​​HTML.

С течением времени в HTML было много обновлений, и в настоящее время его новейшей версией является HTML5. HTML5, конечно прежде всего является языком разметки, но он приобрел множество функций в отличии от HTML и устранил некоторые из строгостей, присутствовавших в XHTML. Хотя HTML5 обновляется практически каждый день, однако новых выпущенных пронумерованных выпусков нет. Основным различием между HTML и HTML5 может стать то, что ни аудио, ни видео не являются составной частью HTML, тогда как они оба могут рассматриваться как неотъемлемые части HTML5.

Чтобы полностью ответить на вопрос что такое HTML, нужно затронуть и этапы его развития. Так как с течением времени он неоднократно изменялся.

Единственной постоянной вещью в области информационных технологий является то, что периодические обновления и изменения неизбежны. Ни один язык не может избежать обновлений или новых выпусков. HTML не является исключением. HTML5 был выпущен с целью улучшения работы Всемирной паутины как для разработчиков, так и для обычных пользователей. Как уже упоминалось, самым большим преимуществом, которое имеет HTML5 над своим ненумерованным предшественником, является то, что у него есть поддержка аудио и видео высокого уровня, которая не была частью спецификации в предыдущих HTML. Другие различия между HTML и HTML5:

  • SVG, canvas и другая виртуальная векторная графика поддерживаются в HTML5, тогда как в HTML использование векторной графики стало возможным только при использовании его в сочетании с различными технологиями, такими как Flash, VML, Silver-light и т.д.
  • HTML5 использует базы данных SQL и кеш приложений для временного хранения данных, тогда как в HTML для этого используется только кэш браузера.
  • Еще одно отличие между HTML и HTML5, о котором стоит упомянуть: первый не позволяет запуск JavaScript в коде (вместо этого он работает в потоке интерфейса браузера), тогда как последний обеспечивает полную поддержку JavaScript для запуска в фоновом режиме.
  • HTML5 не основан на SGML, и это позволяет ему иметь улучшенные правила синтаксического анализа, которые обеспечивают улучшенную совместимость.
  • В HTML5, в тексте могут использоваться встроенные MathML и SVG, тогда как это невозможно в HTML.
  • Некоторые из устаревших элементов были полностью удалены: isindex, noframes, acronym, applet, basefont, dir, font, frame, frameset, big, center, strike, tt.
  • HTML5 поддерживает новые виды элементов управления, к примеру, dates and times, email, number, range, tel, url, search и т.д.
  • В HTML появилось много новых элементов. Вот некоторые из самых важных: summary, time, aside, audio, command, data, datalist, details, embed, wbr, figcaption, figure, footer, header, article, hgroup, bdi, canvas, keygen, mark, meter, nav, output, progress, rp, rt, ruby, section, source, track, video.

Основные преимущества HTML5 для разработчиков

HTML5 предоставляет для разработчиков больше гибкости при разработке дизайна сайтов, и в этой сфере есть значительные улучшения, о которых стоит упомянуть:

  1. Постоянная обработка ошибок:

Большинство браузеров поддерживают парсинг структурно или синтаксически неправильного HTML кода, но до недавнего времени для этого не было стандартного процесса. Это означает, что разработчикам новых браузеров необходимо производить тесты неверных HTML документов для создания более улучшенного процесса обработки ошибок. Постоянная обработка ошибок в HTML5 сыграла в этом процессе огромное значение.

Улучшенные алгоритмы парсинга, которые используются в HTML5 имеют неоценимые преимущества. Исследования показывают, что около 90% сайтов могут содержать некорректно написанный код, поэтому очень важно обрабатывать эти ошибки. Кроме того, присущая HTML5 обработка ошибок сохраняет разработчикам много денег и массу времени.

  1. Улучшенная семантика для элементов:

Для упрощения и улучшения понимания кода были внесены улучшения в семантические роли различных существующих элементов. Section, article, nav и header – это новые элементы, которые заменили большинство из ныне устаревших div элементов. Это сделало процесс обработки ошибок менее сложным.

  1. Расширенная поддержка функций веб-приложений:

Одной из главных целей HTML5 было создание возможности функционирования браузеров в качестве платформы для приложений. Веб-сайты в прошлом были намного менее сложными, но со временем громоздкость возрастала. HTML5 предоставляет разработчикам расширенный контроль над производительностью своих сайтов. Раньше разработчикам приходилось использовать обходные пути, поскольку многие серверные технологии и браузерные расширения отсутствовали. Теперь, при использовании HTML5 нет смысла использовать какие-либо JS или Flash расширения (как это было в HTML4), поскольку в HTML5 присутствуют элементы, которые обеспечивают все эти функции.

  1. Создание мобильных сайтов стало проще:

Даже сегодня, создание мобильной версии сайта, это головная боль для разработчика. Увеличение популярности смартфонов в последние десятилетия создало необходимость в улучшении стандартов HTML. Сегодня пользователи хотят иметь доступ к веб-ресурсам в любое время и с помощью любого устройства, что накладывает определенные обязательства на разработчиков. HTML5 сделал в этом плане значительные улучшения, благодаря тому, что код HTML5 теперь лучше поддерживается маломощными электронными устройствами, такими как смартфоны и планшеты.

  1. Элемент canvas:

Одной из самых обсуждаемых особенностей HTML5 является элемент . Внедрение этого уникального тега произвело огромное влияние на Adobe Flash. Несмотря на то, что многие сайты до сих пор используют Flash, все больше людей склоняются к использованию HTML5, именно поэтому есть основание полагать, что Flash в ближайшем будущем полностью устареет.

Используя элемент canvas разработчики могут рисовать с помощью скриптов (например JavaScript) графические изображения с применением различных цветов. Стоит упомянуть, что canvas это обычный графический контейнер и для показа изображения необходимо выполнение скрипта. Вот пример использования JavaScript в сочетании с canvas:

var c = document.getElementById(“TestCanvas”); var context = c.getContext(“2d”); context.fillStyle = “#FF0000”; context.fillRect(0,0,140,75);

  1. Элемент m enu :

Недавно добавленные элементы

и являются составными частями интерактивных элементов, однако, они не очень популярны в сообществе разработчиков. Несмотря на это, эти два элемента могут быть использованы для обеспечения более лучшей интерактивности на странице.

Тег

используется для простоты предоставления команд меню на мобильных приложениях и приложениях рабочего стола. Здесь показано возможное применение тега :

Hello!

  1. Настраиваемые атрибуты данных :

Добавление пользовательских атрибутов было возможно и до появления HTML5, но оно было связано с определенным риском, к примеру, в HTML4 пользовательские атрибуты могли приводить к остановке рендера страницы или что еще хуже, могли стать причиной неправильной работы документа. Атрибут data-* в HTML5 поставил точку в решении этой часто встречающейся проблемы. Этот атрибут имеет несколько предназначений, но основной целью его введения было хранение дополнительной информации о разных элементах. Теперь, благодаря этому атрибуту могут быть включены пользовательские данные, что дает разработчикам больше возможностей сделать привлекательные и эффективные страницы, без лишних запросов на сервер или вызовов Ajax.

  1. (Возможное) прощание с Cookies:

Поддержка локального хранилища стала важным дополнением к HTML5. До появления HTML5, если разработчики хотели хранить что-либо на стороне пользователя, им приходилось использовать файлы cookie. Однако файлы cookie могут содержать лишь небольшой объем данных (не говоря уже о том, что все их ненавидят), это прибавило добавлению объекта localStorage в HTML5 еще больше преимуществ. Объект localStorage является частью глобального пространства имен и при использовании скриптов может быть доступен из любого места.

Шпаргалка HTML5

Если вы еще не знаете что такое HTML5 и с чем его едят, шпаргалка может быть отличным подспорьем при его изучении. Используйте приведенную ниже таблицу стилей HTML, для более продуктивного начала работы с HTML. Эта шпаргалка показывает наиболее часто используемые теги HTML.

Преимущества HTML5 для обычного пользователя

HTML5 привел к сдвигу устоявшейся модели программирования как для разработчиков, так и для обычных пользователей. Приведем примеры нескольких преимуществ для обычных пользователей:

  1. Мобильные браузеры теперь работают более стабильно, чем стандартные приложения. До появления HTML5 ситуация была иная.
  2. Сегодня ставка на адаптивные сайты (дружелюбные к мобильным устройствам) очень высока, так как почти 30 процентов пользователей мобильных устройств не хотят загружать специальные приложения. Это стало еще одним преимуществом HTML5, к примеру, если пользователь хочет использовать услуги компании, но не хочет загружать специальное приложение, он может просто зайти на сайт компании, чтобы сделать это.
  3. Искоренение необходимости использования Adobe Flash позволяет разработчикам обеспечить более эстетичный пользовательский интерфейс. Использование JavaScript и MPEG4 в сочетании с HTML5 сделало жизнь пользователей намного лучше.
  4. Возможность поддержки собственных аудио и видео элементов означает, что пользователям не придется загружать дополнительные плагины для просмотра мультимедиа на вашем сайте. Поддержка мультимедиа, предоставляемая HTML5, является одной из самых значимых причин, по которой он используется намного чаще чем HTML.

Заключение

Вряд ли новая версия любого языка может быть хуже предшественника и HTML5 не является исключением. С каждым годом разработчики узнают новые способы использования HTML5. Кроме того, ожидается, что в ближайшее время изменение затронет и социальные сети.

Несмотря на то, что волна изменений уже настигла многих разработчиков по всему миру, ожидается, что в ближайшие годы HTML5 еще более расширит свое влияние. Очень важно адаптироваться и узнать что такое HTML5 сейчас, чтобы максимально использовать возможности современных браузеров.
Если вы хотите оптимизировать ваш HTML код, вы можете посетить .

Откуда взялся HTML5?
Я не буду вдаваться глубоко в историю HTML и HTML5 - это тема для отдельного большого рассказа, но суть вопроса вот в чем.
Сама история HTML имеет весьма давние корни, начиная с языка GML (Generalized Markup Language), родившегося в недрах IBM в конце 60х годов, продолжая стандартизированным в первой половине 80х языком SGML (Standard Generalized Markup Language) и переходя непосредственно к работам в начале 90х, которые и вылились в первые наброски HyperText и HTML и первую официальную стандартную версию HTML 2.0 в 1995 г.

Примерно тогда же началась активная работа над следующей версией HTML, ярко выразившая себя целой плеядой новых документов и предложений, добавляющих в стандарт все новые и новые возможности:

В конце-концов уже в течение года эта активность дала дорогу HTML 3.2, довольно быстро перешедшему в состояние официальной рекомендации W3C.
Появлялись новые идеи, стандарт продолжал усложняться и в 1997 г. был выработан и утвержден HTML 4.0, спустя 2 года обновившийся до ревизии HTML 4.01.
Это последняя полностью утвержденная версия HTML, которой мы продолжаем активно пользоваться и на базе которой построены практически все страницы современного интернета. Это был 1999 год и это было более 11 лет назад.

Волнующий многих вопрос: а что же дальше? А дальше нужно вернуться на несколько лет назад - в 1996 г., когда появился первый черновик нового языка разметки - знакомый сегодня всем разработчикам язык XML (eXtensible Markup Language), довольно быстро (по сегодняшним меркам) стандартизированный и нашедший огромное применение во множестве сфер благодаря своей универсальности и формализму, крайне удобному при машинной обработки данных.
Не оказался неподвластным влиянию XML и наш любимый HTML, что, как вы уже догадались, вылилось в XML-версию HTML, известную как XHTML. В новом статусе язык обретает новые возможности, получает модульность и… развитие самого языка разметки практически прекращается.
Не менее интересен и браузерный фон происходящих событий - наступает царство IE5.5 и далее IE6, рынок практически остается без серьезной конкуренции, традиционно являющейся ключевым элементом устойчивого развития.
Фокус W3C тем временем смещается в новые области, особенно завязанные на развитие и использование XML - от языков разметки специализированных данных до языков обработки XML.

С возвратом конкуренции в середине 2000х и накоплением довольно большого опыта в работе с XML в W3C появляется новый проект - XHTML 2.0, на практике явивший собой несовместимую со старыми версию языка для разметки веб-страниц - хотя и со множеством новых идей, но преимущественно в силу обозначенного недостатка, не принятый активно в сообществе.
В конечном счете в 2009 работа над XHTML 2.0 была заморожена, а в конце 2010 перестала работать и соответствующая рабочая группа.
Параллельно со всем этим процессом шла активная работа по разработке новой версии HTML, совместимой с HTML 4.01. Начиная с новой версии веб-форм WebForms 2.0, разрабатываемой Яном Хиксоном (Ian Hickson) и внесенной в 2005 г. на рассмотрение в W3C, годом позже формально принятой в качестве черновика, - и переходя к новым возможностям для создания веб-приложений Web Applications 1.0. Вместе оба документа вылились в черновик стандарта HTML5, в начале 2008 г. внесенный на рассмотрение в W3C.
(Надо отметить, что работа над стандартом изначально велась в рамках рабочей группы WHATWG и впоследствии проходила и сегодня проходит в параллельном режиме в W3C и WHATWG. Группы имеют несколько разные подходы к работе, но обе версии стандарта синхронизируются между собой и у них также общий редактор - Ян Хиксон.)

На сегодня HTML5 находится в стадии Last Call Working Draft и в целом уже устоялся и находит активную поддержку как среди производителей браузеров, так и в сообществе разработчиков.
Спецификация HTML5 значительна по объему - она в три раза больше описания HTML 4.01. Но пусть вас не смущает размер: значительная часть спецификации адресована разработчикам браузеров и нацелена на обеспечение совместимости реализаций HTML5, выполненных различными производителями.

Новая спецификация HTML несет в себе множество интересных изменений, сильно отличающихся по своему масштабу: от тонкостей смысла уже существующих элементов до принципиально новых возможностей.

Ну хорошо, сегодня у нас есть HTML5, что с того? Зачем он взялся и зачем он нужен?
Что происходило, пока HTML спал?
Если кратко, то весь фоновый (хотя какой он фоновый? он как раз самый что ни на есть активный!) мной уже описан в одном из предыдущих постов с вот этой картинкой:

Фактически, пока спал HTML и спали или подремывали сопутствующие технологии (главным образом, CSS и javascript), интернет продолжал активно развиваться, требовал новых возможностей и находил способы их воплощения.

Подумайте, в рамках стандартного четвертого HTML и тогда еще не окончательно принятого CSS 2.1 и предыдущего стандарта javascript - ECMAScript 3, вооруженные мощностью плагинов (прежде всего, Flash и позднее Silverlight), веб-разработчики совершили целую революцию в интернете:

  • Насыщенные интернет-приложения (RIA) и вообще веб-приложения, работающие целиком в браузере
  • Асинхронное взаимодействие (AJAX - хотя технология XMLHTTPRequest, лежащая в его основе появилась еще в IE 5.5, но только с 2004 этот подход начал активное шествие по вебу)
  • Web 2.0, социальные сети
  • Онлайновое видео и аудио в браузере, живой стриминг
  • Общение через веб-камеру и микрофон прямо в браузере
  • Расцвет мобильного веба и специфических возможностей вроде геолокации
  • Драматическое ускорение javascript (за последние несколько лет это увеличение на порядок)

И многое чего еще - и не забываем, что компьютерная техника также сильно обновилась, включая появление возможности аппаратного ускорения за счет ресурсов видео-карты и приход многоядерных процессов даже в небольших нетбуках.
Веб изменился. А HTML все спал и спал:) Тут самое время сказать: дождались!


Если вы читаете этот пост, вы наверняка уже много слышали про HTML5. А то и вовсе вам уже приелось слышать из всех углов истории про HTML5 и увлекательные рассказы разработчиков браузеров про всеобщую любовь к HTML5?
И ведь сегодня действительно очень многие воодушевлены приходом HTML5. И это не просто слова, радостный маркетинг или восторженная истерия на пустом месте (без них, конечно, тоже не обходится). За HTML5 и правда стоит ряд принципиальных нововведений, подчеркивающих и направляющих дальнейшее развитие веб-стандартов.

Давайте уже к сути?
Почему HTML5 - это мега-мега-круто?
(Это тонкий момент, на котором я не буду останавливаться подробно в этой статье, но будьте уверены - расширения браузеров в виде плагинов еще рано списывать со счетов и во многих сценариях их возможности на несколько лет впереди того, что сегодня может предложить семейство HTML5.)
HTML5, на мой взгляд, дает три основных преимущества на концептуальном уровне, которые важно понимать прежде, чем мы перейдем к деталям:
1. Нативная поддержка. Браузеры, поддерживающие HTML5 (а на сегодня это современные версии всех популярных браузеров), делают это нативно, из коробки, то есть без необходимости устанавливать дополнительные плагины. Функционал из коробки - это всегда хорошо, если он работает не хуже того, что в принципе можно доставить сверху. За надежность и интеграцию встроеного функционала отвечает производитель браузера, он же следит за обеспечением безопасности и приватности. Для встроенного функционала проще обеспечить доступ к системным ресурсам - будь то данные или вычислительные мощности.
2. Полноправные элементы. В отличие от плагинов, работающих как черный ящик, вставленный на страницу и в лучшем случае взаимодействующий с ней через специальные интерфейсы на javascript, встроенный в браузер функционал полноправно интегрируется во всю экосистему технологий и поддерживаемых стандартов. Например, это означает, что видео-элементы HTML5 можно стилизовать через CSS, к ним можно напрямую обращаться через DOM и javascript. Это единая хорошо связанная экосистема.
3. Открытые технологии. Открытость - штука двоякая и есть палка о двух концах. Открытые стандарты, доступные любому для изучения, использования и реализации, - с одной стороны, и необходимость в стандартизации и стремлении к совместимости разных реализаций - с другой. И вместе с этим относительно легкий доступ к коду (благо в каждом уважающем себя браузере сегодня есть встроенные средства разработки, ну или популярный плагин:)). Открытость, да! Да, с побочными эффектами.

Так что там нового?
Как я уже писал выше, спецификация HTML5 несет в себе множество изменений разного уровня и разной важности. Принципиально, ключевые изменения можно разделить на 5 блоков:

  • Семантика. В HTML5 появился ряд новых семантических тегов, позволяющих более осмысленно организовывать внутреннюю структуру веб-страниц. Это включает как блочные теги вроде header, footer, article, так и теги для разметки текста, например, mark, ruby, details. Ряд существующих тегов HTML4 признан устаревшим, отдельные теги поменяли свое значение, определенные изменения претерпели атрибуты.
  • Мультимедиа. HTML5 добавляет нативную поддержку мультимедийного контента (аудио и видео) прямо в HMTL-разметке - с соответствующим API для управления воспроизведением (и некоторыми заморочками с кодеками).
  • Графика. Работать с графикой на стороне клиента стало заметно проще. В HTML5 добавлен элемент canvas и специальный API на javascript для работы с ним. Canvas представляет собой динамическую «поверхность», поверх которой можно программного рисовать. Также в HTML5 официально включен тег svg, позволяющий внедрять векторную графику, описываемую соответствующим веб-стандартом (SVG, Scalable Vector Graphics).
  • Веб-формы. Новые элементы веб-формы: как типы, так и атрибуты, позволяющие расширить возможности традиционных форм встроенными средствами без использования дополнительных библиотек - от подсказок в поле ввода (placeholder) и проверки вводимых значений до специальных элементов для ввода дат и цвета.
  • javascript APIs. Как обозначенные выше API для работы с графикой и мульмедиа, так новые возможности по перемещению объектов (Drag & Drop) и работе с историей переходов (History API), а также ряд мелочей, вроде возможности сделать контент редактируемым прямо в текущем месте с помощью Content Editable атрибутов.

HTML5 - это спецификация. HTML5 - это и зонтичный термин, объядиняющий в себе целое семейство спецификаций, или даже, как правильнее будет сказать, новое поколение веб-стандартов.
Вы это наверняка слышали и, наверняка, еще много раз услышите - “HTML5” - это и про верстку, и про новые стили CSS, и про множество новых API, и даже про новую версию javascript - ECMAScript5.


Так случилось - и да, это маркетинг. Чертовски хорошо раскрученный маркетинг. И в этом маркетинге вам, как специалистам или потенциальным специалистам в веб-разработке, я могу сказать только следующее.
Не имеет большого практическо значения, как вы все это называете, смотрите ли на мир веб-стандартов глазами абсолютного пуриста, считающего, что HTML5 - это только то, что описано в спецификации HTML5, а остальное - это просто другие стандарты. Или же вы тоже включаетесь в эту игру и рассматриваете все это новое поколение как единое, но сложное веяние, радикально меняющее ландшафт веба и веб-разработки.

И в этом контексте, абсолютно все равно, будете ли вы называть левую и правую части соответственно HTML5 и все остальное, или смотреть на них как стандарт HTML5 и большой маркетинговый “HTML5”, или вполне справедливо полагать первое просто HTML5, а второе каким-нибудь “HTML5 Extended” или “HTML5+” или “HTML5*” или как вам больше нравится.

Последнее обновление: 08.04.2016

HTML (HyperText Markup Language) представляет язык разметки гипертекста, используемый преимущественно для создания документов в сети интернет. HTML начал свой путь в начале 90-х годов как примитивный язык для создания веб-страниц, и в настоящий момент уже трудно представить себе интернет без HTML. Подавляющее большинство сайтов так или иначе используют HTML.

В 2014 году официально была завершена работа над новым стандартом - HTML5, который фактически произвел революцию, привнеся в HTML много нового.

Что именно привнес HTML5?

    HTML5 определяет новый алгоритм парсинга для создания структуры DOM

    добавление новых элементов и тегов, как например, элементы video , audio и ряд других

    переопределение правил и семантики уже существовавших элементов HTML

Фактически с добавлением новых функций HTML5 стал не просто новой версией языка разметки для создания веб-страниц, но и фактически платформой для создания приложений, а область его использования вышла далеко за пределы веб-среды интернет: HTML5 применяется также для создания мобильных приложений под Android, iOS, Windows Mobile и даже для создания десктопных приложений для обычных компьютеров (в частности, в ОС Windows 8/8.1/10).

В итоге, как правило, HTML 5 применяется преимущественно в двух значениях:

    HTML 5 как обновленный язык разметки гипертекста, некоторое развитие предыдущей версии HTML 4

    HTML 5 как мощная платформа для создания веб-приложений, которая включает не только непосредственно язык разметки гипертекста, обновленный HTML, но и язык программирования JavaScript и каскадные таблицы стилей CSS 3.

Кто отвечает за развитие HTML5? Этим занимается World Wide Web Consortium (сокращенно W3C - Консорциум Всемирной Паутины) - независимая международная организация, которая определяет стандарт HTML5 в виде спецификаций. Текущую полную спецификацию на английском языке можно посмотреть по адресу https://www.w3.org/TR/html5/ . И надо отметить, что организация продолжает работать над HTML5, выпуская обновления к спецификации.

Поддержка браузерами

Надо отметить, что между спецификацией HTML5 и использованием этой технологии в веб-браузерах всегда был разрыв. Большинство браузеров стало внедрять стандарты HTML5 еще до их официальной публикации. И к текущему моменту большинство последних версий браузеров поддерживают большинство функциональностей HTML5 (Google Chrome, Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Microsoft Edge). В то же время многие старые браузеры, как например, Internet Explorer 8 и более младшие версии, не поддерживают стандарты, а IE 9, 10 поддерживает лишь частично.

При этом даже те браузеры, которые в целом поддерживают стандарты, могут не поддерживать какие-то отдельные функции. И это тоже надо учитывать в работе. Но в целом с поддержкой данной технологии довольно хорошая ситуация.

Для проверки поддержки HTML5 конкретным браузером можно использовать специальный сервис http://html5test.com .

Необходимые инструменты

Что потребуется для работы с HTML5? В первую очередь, текстовый редактор, чтобы набирать текст веб-страниц на html. На данный момент наиболее популярным и продвинутым текстовым редактором является Notepad++ , который можно найти по адресу http://notepad-plus-plus.org/ . К его преимуществам можно отнести бесплатность, подсветка тегов html. В дальнейшем я буду ориентироваться именно на этот текстовый редактор.

Также стоит упомянуть кроссплатформенный текстовый редактор Visual Studio Code . Данный редактор обладает несколько большими возможностями, чем Notepad++, и кроме того, может работать не только в ОС Windows, но и в MacOS и в операционных системах на основе Linux.

И также потребуется веб-браузер для запуска и проверки написанных веб-страничек. В качестве веб-браузера можно взять последнюю версию любого из распространенных браузеров - Google Chrome, Mozilla Firefox, Microsoft Edge, Opera.

В этой статье из раздела "для новичков" мы в простых словах поговорим о пятой версии языка HTML, которая в настоящее время находится в процессе разработки. Однако, несмотря на то, что HTML5 еще далек от совершенства, его работоспособность уже признана повсеместно.

Как известно, HTML (HyperText Markup Language ) - это язык разметки веб-страниц. Его главная задача - интерпретация передаваемой по сети информации в виде читабельного контента. Посредством HTML мы видим интернет именно таким, какой он есть на сегодняшний день, т.е. красивым, цветастым и многогранным. Ну а появление новой версии HTML - это бесспорно великое событие, которое еще долгое время будет будоражить умы интернет сообщества.

Давайте же, для начала, остановимся на отличиях пятой версии от четвертой - разумеется, сделаем мы это кратко, дабы уложиться в формат ликбезного материала.

Первым делом следует отметить тот факт, что HTML4 был полностью закончен в конце 90-х годов, а работа над HTML5 началась относительно недавно - где-то в 2005-м. Разработчики новой версии HTML основное внимание сконцентрировали на вопросе совместимости новинки со всеми популярными на сегодняшний день типами браузеров - как следствие, никаких сверх революционных перемен в плане демонстрации веб-страниц не произошло, но, зато, потенциальные способности отображения контента были расширенны.

К примеру, в HTML5 можно наблюдать определенное количество новых элементов - появились section, nav, header, article и footer . Напомним, что ранее существовал только один элемент - div . Стандартный img , теперь дополнен тэгами audio и video . Один из самых важных атрибутов id дополнен tabindex и repeat . Помимо этого полностью упраздняются давно вышедшие из моды элементы типа font, center и т.п.

Поскольку главный упор сделан именно на бесконфликтность новой версии языка с движками старых браузеров, то предусмотрена возможность полного игнорирования такими просмотрщиками правил отображения заданных в HTML5, что ни в коем случае не сказывается на качестве визуализации загруженного контента.

Теперь давайте немного остановимся на структуре и разметке языка HTML5.

Как известно, старая версия полностью опиралась на элемент div . Иными словами, все, что было связанно с сайдбарами, навигационными панелями, менюшками, разделами и т.п. подчинялось именно этому элементу. В HTML5 появились альтернативные варианты, что, вне всякого сомнения, сделало структуру веб-страницы более наглядной и функциональной.

  • header (не путаем с head) - можно задавать не только заголовок страницы, но и подзаголовки;
  • nav - элемент предназначен исключительно для ссылок навигации, что в высшей степени удобно при создании внутристраничной навигации по сайту, а так же и для межстраничных переходов.
  • section - данный элемент интерпретируется как секция общего пользования. Допустим, его можно использовать тогда, когда требуется в заранее определенном блоке текста задать специальный заголовок или параграф.
  • article - посредством этого элемента можно задать независимые зоны текстового наполнения страницы. К примеру, выделение важных публикаций из архива, трансляция текущих новостей, последние сообщения на форуме и т.д. и т.п. Помимо этого, элемент article можно использовать и в обычном режиме - т.е. определять им весь контент страницы.
  • footer - самый нижний элемент страницы или же "завершающий блок секции". Представляется в виде колонтитула. Там могут размещаться информационные сообщения касательно вышеопубликованного контета (например, копирайты) и т.п. вещи.
Теперь несколько слов про новшества, которые касаются элементов блокового уровня. Таких новшеств замечено несколько:
  • aside - этот контейнер можно использовать для материалов, которые считаются вспомогательными. К примеру, цитаты, сноски отделенные от основного повествования, колонки с пояснительным текстом и т.п.
  • dialog - контейнер, позволяющий красиво оформить диалог.
  • figure - контейнер, позволяющий описать любое графическое изображение с текстовой подписью.
А как насчет нескольких слов касательно мультимедийных элементов?

В принципе, уже давно ожидалось, что такие элементы рано или поздно появятся - и вот, на сегодняшний день, мы уже имеем video и audio . Основная задача этого новшества - более тесная интеграция мультимедийного контента с основной частью веб-страницы.

Другой момент - посредством этих элементов отпадает потребность в использовании сторонних продуктов (плагинов) для просмотра и прослушивания мультимедийного контента.

Касательно интерактива, HTML5 тоже не остался в долгу - тут тоже появились новые элементы. Вот некоторые из них:

  • details - посредством этого элемента можно паковать необязательную информацию.
  • datagrid - используется для демонстрации данных таблицы. От стандартных таблиц отличается тем, что посетитель страницы может самостоятельно управлять отображением информации, т.е. убирать таблицу, перемещать колонки и т.п.
  • menu, command - элементы, которые непосредственно относятся к визуальному представлению всех менюшек имеющихся на сайте.
Еще одно новшество - это элементы отвечающие за уровень текста. К примеру, в новой версии можно задавать такие параметры, как, скажем, прогресс какого-либо процесса (progress ), динамическое отображение времени (time ), дат и т.п.

Ну и в заключение парочка слов про новшества связанные с API!

Первым делом бросается в глаза расширение существующих DOM интерфейсов и добавление новых API - данные можно хранить в браузере, реализована технология Drag-and-drop, стало доступным рисование в онлайне и т.д.

Думается, что на этом мы поставим точку, т.к. наша цель была просто познакомить начинающего веб-мастера с новой технологией и не в коем случае не загружать его технической, сложно перевариваемой информацией. Если вас действительно интересует структура нового языка HTML5 и вы готовы приступить к его изучению, то без труда нагуглите огромное количество полезных материалов!

что такое seo - введение в seo seo термины - обзор терминов и понятий, непосредственно касающихся c seo полезные термины - обзор терминов и понятиев, связаных с seo



Просмотров