Что такое информационные и коммуникационные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий. История информационных технологий

Свойство коммуникативной интерактивности считается третьей приметой интернет-СМИ, их органичным, специфическим свойством. Правда, говорить об интерактивности исключительно применительно к этому каналу было бы не вполне корректно. В «старых» бумажных СМИ пока еще никто не отменял письма и пресс- анкеты как формы общения со своим читателем. Более «молодые» электронные СМИ успешно используют другие формы интерактивности, т.е. двустороннего взаимодействия с читателем: например, на радио и телевидении сегодня популярны звонки в эфир, телефонные и студийные рейтинговые опросы, разнообразные игровые способы общения с аудиторией. Однако в массовом масштабе потребитель информационного продукта традиционных СМИ является пассивным участником коммуникационного процесса, одностороннего по своей природе. Интернет, напротив, уникален как канал для налаживания связей со своими конечными пользователями. Он выводит на новый уровень и коммуникативные функции СМИ, предоставляя возможность для быстрого реагирования не только отдельным лицам, но и достаточно большим группам людей.

Попробуем разобраться в этом феномене. Известный американский исследователь интернет-журналистики Нора Пол предлагает рассматривать интерактивные возможности интернет-СМИ в следующих проекциях 14:

@ направленности коммуникации;

@ используемых форматов общения;

@ их синхронности/асинхронности;

@ характера модерации;

@ целевых задач.

Как отмечалось, интерактивность с точки зрения направленности действий участников коммуникационного процесса может иметь четыре основные конфигурации.

  • 1. От одного к одному (пользователь обращается по электронной почте к журналисту/редактору).
  • 2. От одного ко многим (журналист/редактор/модератор рассылает электронное письмо, используя лист рассылки).
  • 3. От многих к одному (пользователи имеют возможность задать вопрос конкретной персоне: «задай вопрос президенту/ депутату/писателю и т.п.», интервью).
  • 4. От многих ко многим (участие в форуме).

Подчеркнем, что принципиальное отличие интерактивности в интернет-СМИ от интерактивных взаимодействий с аудиторией, используемых традиционными медиаканалами, состоит в том, что здесь двустороннее общение разворачивается в одной и той же физической среде, т.е не «газета - почта» или «радио - телефон», а «Интернет - Интернет». При этом общение может принимать синхронный, онлайновый характер.

На практике редакции СМИ, присутствующие в Интернете, пользуются разными устоявшимися формами сетевого общения - электронными письмами, чатами, форумами, SMS (Short Message Service) - служба коротких сообщений, передаваемых по мобильной связи). Это несомненно расширяет диапазон их коммуникативных возможностей: от диалоговой коммуникации, выражающейся в общении редакции с отдельными представителями аудитории, до форумов, когда обсуждение событий, вынесенных на повестку дня, проходит в многостороннем режиме - между редакцией и читателями, или чатов, когда коммуникационный процесс завязывается между отдельными пользователями.

В этой связи у журналистов появились новые профессиональные обязанности - модераторов, организаторов этой разнонаправленной коммуникации, что помогает им быть активной стороной в организации дискуссий, «держать в русле» предложенные темы для обсуждения, влиять на повестку дня данного СМИ.

Возможность вступить в контакт с аудиторией позволяет интернет-журналистам в полном объеме почувствовать ее социальные потребности, а значит, и максимально удовлетворить информационные запросы. Вопрос о том, будет ли редакция использовать интерактивный ресурс Интернета, является существенным при определении информационных стратегий работы с аудиториями.

Интерактивное общение может протекать как вживую, синхронно, например, в чатах, так и в форме отложенного контакта участников коммуникационного обмена - в форумах и в электронной переписке. Заметим, что если послание в чате используется как часть основного контента, оно переходит в разряд несинхронного общения.

Применяя возможности интерактивного общения, редакция может преследовать несколько функциональных задач:

  • 1) информационного обмена с потребителем, что позволяет последнему запрашивать дополнительную информацию (например, воспользоваться функцией поиска) или прокомментировать событие, высказать свое суждение;
  • 2) навигации, т.е. помощи по ориентированию в контенте сайта;
  • 3) регистрации - для налаживания прямых контактов редакции с пользователями, пополнения листов рассылки;
  • 4) в редких случаях интерактивность преследует коммерческие задачи, например, если на сайте организованы торговые операции (например, оформление подписки своего «материнского» издания).

Мониторинг 2003 г. выявил следующие тенденции в использовании интерактивности российскими интернег-СМИ. Практически все попавшие в выборку сайты пользуются интерактивными сервисами. При этом самой популярной у создателей ресурсов является «старая», традиционная форма взаимодействия - приглашение вступить с редакцией в переписку по электронной почте (26% попавших в выборку сайтов). Однако тог факт, что не менее активно привлекаются возможности форумов и гостевых книг (25%), говорит о том, что постепенно от отложенного контакта редакции переходят к синхронному общению со своими аудиториями. Голосования, рейтинги, анкеты, чаты также довольно популярны (13%). Поисковые возможности использует четвертая часть попавших в выборку изданий, причем большинство из них предоставляют услуги по поиску внутри сайта (20%) и лишь некоторые сайты (5%) предлагают пользователям воспользоваться поисковыми возможностями других ресурсов. К сожалению, не все создатели контент-ресурсов уделяли должное внимание онлайн-ин гервью и конференциям (3%). Однако два последующих мониторинга выявили тенденцию углубления и расширения возможностей интерактивности, использованной российскими интернет-СМИ.

Новым явлением, возникшим в интернет-пространстве в 2005- 2007 гг. и активно используемым на практике производителями медийных сайтов, стал аутсорсинг интерактивного общения, т.е. перенос на другие интернет-площадки обсуждения материалов, проблем, да и просто разговоров пользователей с журналистами или между собой. Как правило, это происходит на блог-хостингах или в социальных сетях (Live Journal, Live Internet, My Space, Facebook и прочих массовых «коммунальных» сервисах). В последнее время к вышеназванным добавился и сервис микроблогов Twitter, в котором создаются короткие сообщения с доставкой не только через сайт, но и с помощью службы коротких сообщений, SMS, электронной почты и /(55-рассылки. Наблюдения исследователей за применением интерактивных сервисов we/ьизданий выявили, что это явление становится модным и в Рунете.

Если понимать интерактивность шире - не только как разные способы общения с аудиторией, но и как предоставление различных потребительских услуг, то надо непременно сказать и об адаптивной функции. В этом случае каждый отдельный потребитель может с помощью встроенного программного обеспечения адаптировать сайт под свои собственные вкусы, отключить некоторые настройки, запросить интересующий его контент. Например, заказать домашнюю страницу в окно своего браузера или рассылку ленты новостей по электронной почте, используя /?55-тсхнологии. Некоторые медийные сайты предлагают пользователю выбрать наиболее привлекательный или экономичный дизайн. Правда, пока такую адаптивную интерактивность применяют лишь немногие интернет-СМИ, да и используют ее лишь отдельные продвинутые потребители.

«Интерактивное взаимодействие как основа образовательной среды СП «Прометей»

Необходимость внедрения в практику организации учебной и воспитательной деятельности интерактивных форм взаимодействия обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к современному дополнительному образованию, которое рассматривается как определенная система взаимодействия людей, которая обеспечивает успешную социализацию обучающегося в процессе деятельности, организованной так, чтобы он, активно взаимодействуя с миром, самоопределялся, саморазвивался и самоактуализировался как личность. Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в детстве и этому могут способствовать активные формы и методы организации учебной и воспитательной деятельности.

Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие».

Термин «интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие» - как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития. Назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

Ведущими инструментами интерактивного взаимодействия являются: Полилог - «многоголосие», в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия; осуществляется право каждого участника педагогического процесса на свою индивидуальную точку зрения, на готовность и возможность высказать ее; возможность существования любой точки зрения.

Диалог - восприятие участниками педагогического взаимодействия друг друга как равных партнеров; умение слушать и слышать друг друга; утверждение чужого «Я» независимо от взглядов, характера; помощь педагога воспитаннику в формировании своего образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи; право каждого участника педагогического взаимодействия быть самим собой, выразить себя; сотрудничество педагога и обучающегося; потребность и способность к рефлексии своей деятельности, взаимодействия.

Мыследеятельность – организация мыслительной деятельности участников педагогического процесса; не усвоение учащимися готовых истин, а самостоятельное решение проблем через осуществление системы мыслительных операций; проблемное обучение; самостоятельное выполнение учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.); сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (в частности, индивидуальной, парной, групповой).

Смыслотворчество - процесс осознанного создания (творения) субъектами педагогического взаимодействия нового содержания значения предметов и явлений окружающей действительности; выражение индивидуального отношения к явлениям действительности; рефлексия с позиций своей индивидуальности; понимание каждым участником педагогического процесса, смысла изучаемого, рассматриваемого явления, события, ситуации, предмета.

Межсубъектные отношения - участники педагогического взаимодействия (педагог и обучающийся) являются субъектами педагогического процесса, т.е. его полноправными участниками, самостоятельными, творческими, активными, ответственными; субъектность обучающегося во многом определяется субъектной позицией педагога; каждый участник педагогического процесса создает условия для своего развития.

Свобода выбора – сознательное регулирование и активизация участниками педагогического процесса своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют их оптимальному развитию, саморазвитию; возможность проявления субъектами педагогического взаимодействия своей воли; способность человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения; потребность в преодолении препятствий, трудностей; возможность участников педагогического процесса действовать самостоятельно и взаимодействовать; осознанная ответственность за осуществляемый выбор.

Ситуация успеха - позитивность, оптимистичность оценивания – отсутствие в педагогическом взаимодействии отрицательных и полярных оценок; готовность педагога при характеристике деятельности учащихся, педагогического взаимодействия подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость результата, достижения личности; стремление отметить позитивное изменение состояния (развития) учащегося; право учащегося на самооценку, оценку деятельности педагога, педагогического взаимодействия; способность педагога возвысить (но никак не унизить) достоинство учащегося; опора в оценке деятельности на положительное; преобладание положительных эмоций у педагога в процедуре оценивания; недопустимость сравнения достижений одного учащегося с достижениями другого.

Рефлексия - самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия; потребность и готовность учащихся и педагога зафиксировать изменения своего состояния и определить причины этого изменения; процедура фиксации субъектом педагогического взаимодействия своего развития и саморазвития в педагогическом процессе.

Все названные признаки интерактивного взаимодействия дополняют друг друга, интегрируются в единый комплекс атрибутов, составляющих содержательную и технологическую основу образовательного процесса.

Классификация интерактивных методов обучения

В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:

Методы создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации;

Методы обмена деятельностями;

Методы мыследеятельности;

Методы смыслотворчества;

Методы рефлексивной деятельности;

Интегративные методы (интерактивные игры).

Более подробно характеристику каждой группе методов дадут педагоги дополнительного образования в своих выступлениях, которые прозвучат позже.

Педагоги нашего учреждения учебно-воспитательный процесс стараются выстраивать максимально с применением интерактивных методов взаимодействия, для каждого этапа занятия используют разные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Практически на любом занятии педагоги дополнительного образования развивают навыки межличностного общения.

Интерактивные формы и методы взаимодействия показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия между учащимися в группе, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Применение интерактивных средств взаимодействия оказывает значительное влияние на организацию деятельности воспитанников, позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого ребенка. Занятия с использованием интерактивных методов взаимодействия интересны не только для обучающихся, но и для педагогов. Это, в первую очередь, эмоциональный настрой на работу и, конечно же, установление контакта между воспитанником и педагогом.

Для эффективного построения и проведения занятий по дополнительным общеобразовательным программам в рамках интерактивного взаимодействия необходимо правильно осознавать критерии результативности.

    Цель занятия задается с установкой передачи функции от педагога к обучающемуся.

    Педагог регулярно обучает детей выполнять рефлексию на всех этапах (оценивать свою готовность, обнаруживать затруднения, их причины и т.п.).

    Применяются разнообразные формы, методы и приемы, повышающие степень активности обучающихся в образовательном процессе.

    Педагог обладает и успешно применяет технологию диалога и помогает обучающимся её освоить.

    Педагог, в соответствии с целью занятия, эффективно сочетает репродуктивные и продуктивные формы, учит детей действовать по правилам и творчески.

    Педагог максимально объективно оценивает реальные успехи каждого обучающегося, поощряя и поддерживая самые минимальные достижения.

    Педагог осознано планирует коммуникативные задачи занятия.

    Педагог обучает детей корректным формам выражения иного мнения, собственной позиции, принимая и поощряя их.

    Занятие проходит в атмосфере сотрудничества, психологического комфорта, созданного стилем и отношением педагога.

    Занятие проходит через совместную деятельность, на основе глубокого личностного воздействия «педагог – обучающийся».

В работе с педагогическим коллективом также применяем интерактивные методы взаимодействия. Главная задача методиста в работе по данному направлению деятельности - объединить педагогов-единомышленников, возбудить интерес и стремление к определенному виду деятельности, в том числе и к самосовершенствованию – как личности.

Творчески ориентированная совместная деятельность педагогов ― достаточно эффективный способ интерактивного взаимодействия педагогического коллектива. Применяя в своей работе данный механизм формирования психологического климата педагогического коллектива, мы включаем разные виды коллективной деятельности, которые используются во время педагогических советов, методических объединений, семинаров-практикумов.

В своей деятельности мы используем интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющими их вовлечь в образовательный и воспитательный процесс.

Один из самых эффективных способов в работе нашего учреждения – это организация КВН, в котором используем множество разных методик интерактивного взаимодействия. Его мы организовываем совместно с родителями воспитанников, превращая традиционное родительское собрание в совместную творческую деятельность педагогов и родителей. Здесь мы объединяем решение двух задач – это организация работы с родителями и творческая деятельность педагогов. Во-время предварительной подготовки, педагогический коллектив делится на три команды по жребию и, каждая команда дополняется тем же количеством родителей. В ходе подготовки выступления на КВН, команды заняты творческим поиском, включены в активную деятельность, они сближаются и сплачиваются. Непосредственно конкурсы и задания проводятся в интерактивной форме. Проведение КВНа требует значительных затрат времени, поэтому мы его проводим один раз в год.

Результат деятельности по данному направлению - многолетняя слаженная работа коллектива, творческое созидание и благоприятный психологический климат.

Также для привлечения родителей к совместному активному творчеству с детьми педагоги проводят мастер-классы, позволяющие обогатить практический опыт родителей, а также самим родителям продемонстрировать свои достижения.

Для создания ситуации приятного совместного досуга мы проводим совместные праздники с мамами, с папами, бабушками и дедушками.

В результате формируются положительные взаимоотношения родителей с детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Проведение тематических акций, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным областям знаний.

В сети интернет педагогами учреждения была создана страница СП «Прометей», а также страницы многих детских объединений по отдельности, где педагоги выкладывают фото и видео с участием наших воспитанников, предлагаем мастер-классы на разные темы, конкурсы. Преимущество этого вида деятельности – родители могут следить за жизнью детей в детском объединении, могут получать информацию в форме педагогических советов.

Показателями результативности такой работы с родителями стали: увеличение количества заинтересованных родителей в жизни детей, кроме школьной, увеличилось количество родителей, которые хотели бы принимать участие в деятельности нашего учреждения.

Таким образом, очевидно, что интерактивное взаимодействие способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, способствуя увеличению качества образовательного процесса.

На стенах в кабинетах географии раньше висели карты с изображениями частей нашей планеты в разных масштабах. Теперь этого недостаточно. Карты сегодня нужны интерактивные. И не только карты...

Интерактивный - это какой?

Перевод слова с английского языка звучит как "взаимодействие". То есть интерактивность - это свойство системы, точнее ее способность к взаимодействию. Если какой-либо объект способен отвечать на действия другого объекта в режиме реального времени, здесь и сейчас, он интерактивен.

Где используется интерактивность

В самых различных сферах жизнедеятельности человека применяются такие технологии, их становится все больше с развитием общества. Сейчас интерактивность наиболее востребована в информатике, программировании, телекоммуникациях, социологии, образовании, дизайне. Рассмотрим несколько примеров взаимодействия.

Информационные системы

Любая система, способная ответить на действия извне определенным решением через максимально короткое время, будет более предпочтительной в глазах пользователя. Так, наличие возможности отправить смс или совершить звонок в прямой эфир на телевидение - это еще не интерактивность. Но если ваше и любое поступающее сообщение тут же будет обработано, и выдан результат, например, смена значений в опросе на экране телевизора, то эта система работает онлайн.

Программирование

В программировании интерактивность наиболее ярко проявляется в создании анимации. Здесь движение может начинаться по клику пользователя. Такой эффект часто используется в презентациях и образовательных методиках. Более сложный уровень интерактивности - когда в процессе движения пользователь может менять параметры и характеристики анимированного объекта.

Общение

Интерактивное общение - это возможность осуществить диалог в режиме реального времени, находясь на значительном расстоянии друг от друга. Сейчас множество программ и приложений помогают людям быстро и конструктивно общаться (Skype, ICQ и многие другие). Это большой прорыв в социальном развитии человечества. Ведь такой способ общения позволяет не только проводить в режиме онлайн бизнес-переговоры между представителями разных континентов, он дает возможность социальной адаптации разных слоев населения (подростков, инвалидов и др.).

Интерактивное ТВ - что это?

Привыкнув получать большинство услуг и функций онлайн, потребители катастрофически стали терять интерес к ТВ, даже в цифровом формате. Люди не хотят быть пассивными пользователями, подстраиваться под расписание трансляций, смотреть рекламу и прочее. Теперь для продвинутых потребителей есть интерактивное телевидение. Это платная услуга, которая дает абоненту ряд преимуществ:

  • выбирать любой фильм или передачу для просмотра;
  • смотреть трансляции всех ТВ-каналов в удобное для себя время;
  • развлекаться посредством индивидуальных и сетевых игр;
  • разговаривать с другим телефонным абонентом посредством телеэкрана;
  • получать желаемые новости по предварительной подписке;
  • иметь возможность выйти в интернет прямо "с телевизора".

Сегодня популярно интерактивное телевидение "Ростелеком". Что этот универсальный оператор может предложить потребителю? Необходима специальная подключив и настроив которую, вы получите доступ ко всем возможностям интерактивного ТВ. "Ростелеком" предоставляет данную услугу на всей территории России. Например, онлайн-телевидение от "Билайн" не хуже, но будет ли от него толк в далекой деревушке?

Итак, основные преимущества пакета ТВ-услуг "Интерактивный" - это:

  1. Тематическое разделение каналов: детские, спортивные, новостные и т. д., количество ограничено тарифом абонента.
  2. Возможность разбить каналы по возрастным группам, защитить детей от нежелательной информации.
  3. Возможность выбора (из обширного списка) любого фильма для просмотра (услуга оплачивается отдельно).
  4. Собственно интерактивный просмотр, т. е. абонент может приостановить, перемотать, записать любую трансляцию здесь и сейчас.
  5. Доступ к социальным сетям.
  6. Дополнительные услуги, такие как онлайн-карты, прогноз погоды, курсы валют и прочее.

Насколько это удобно и актуально, безусловно, каждый решает для себя сам.

Обучение

Процесс обучения - это не только поэтапное усвоение новых знаний (фактов, теорий, правил и т. п.), но и воспитание различных качеств личности, способностей, норм поведения. В образовании существует множество моделей и методик обучения, которые направлены на достижение всех вышеперечисленных целей. - направленная на создание таких условий, при которых все учащиеся активно взаимодействуют друг с другом. Ее использование требует высокого профессионализма от преподавателя, потому что это инновационная методика проведения занятий. Взаимодействие всех участников процесса происходит в режиме диалога, обсуждения, совместного анализа, усвоение знаний - в процессе ролевой игры, прохождения, преодоления смоделированной жизненной ситуации.

Главная цель при использовании такого метода обучения, как интерактивный, - это развитие в ребенке целостной, гармоничной личности. Только при таком варианте взаимодействия педагог выполняет свою прямую работу - ведет учащегося к знаниям. То есть сопровождает, помогает, направляет ребенка к самостоятельному восприятию, анализу, усвоению новой информации.

Основные цели интерактивного обучения:

  • пробудить индивидуальные умственные возможности, способности учащегося;
  • активизировать внутреннее обсуждение у ребенка;
  • помочь принять и понять информацию, пришедшую в процессе обмена;
  • вывести учащегося на активную позицию;
  • приблизить процесс взаимодействия (обмена информацией) к индивидуальному;
  • настроить между учениками.

Необходимо также помнить об интерактивных технологиях в обучении, которые стали возможны с развитием телекоммуникаций и интернета. Во-первых, это использование компьютерных программ для активизации процесса обучения: от создания презентаций для улучшения наглядных качеств излагаемого материала до моделирования ситуаций в виртуальной реальности для полного погружения в тему занятия. Во-вторых, возможность частичного или полного дистанционного обучения: от передачи конспектов и дидактического материала в электронном виде до занятий с виртуальным (или реальным) преподавателем и онлайн-проверки знаний.

Виртуальная реальность чаще всего используется в профессиональном образовании. Помогает освоить различные навыки на довольно высоком уровне (обучение вождению и т. п.). Также существует множество специализированных программ и ресурсов, помогающих в профессиональной деятельности. Это программы для архитекторов, физиков, химиков, дизайнеров, программистов и так далее. Самым перспективным в настоящее время является направление развития интерактивных технологий обучения с применением игровых методик, элементов, процессов. распространены среди людей разного возраста и социального статуса.

"Интерактивный" - это понятие в большинстве своем относящееся к виртуальной реальности. Главное - не забывать, что по-настоящему интерактивен мир реальный...

Светлана Серебренникова (Фортова)
Семинар - практикум «Интерактивные формы и методы взаимодействия с детьми»

Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим.

Цель семинара - это обобщение и распространение опыта работы по использованию интерактивных методов обучения .

Слово «интерактив » пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный , асt – действовать) . Интерактивный - означает , находящийся в режиме взаимодействия , беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это , прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие . (слайд)

Термин «интерактивное взаимодействие » в настоящее время все чаще используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов . При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон – обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль выполнения принятых решений и т. п.

Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Рост интереса обусловлен глобальными изменениями в социуме и сознании людей, поиском новых подходов к организации обучения человека как субъекта собственной жизни и форм взаимодействия

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты. Результативность применения интерактивных форм и методов во многом определяется способностью педагога создать атмосферу доверия, поддержки, сотрудничества, раскрыть потенциал каждого участника группы. Характеризуются личностные качества, профессиональные умения и навыки педагога (наставника, мастера, тьютора, организующего интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.

Интерактивным , по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий .

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной

деятельности.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. (слайд)

Интерактивные методы направлены на формирование у дошкольников новых качеств и умений :

Активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

Развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;

формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.

В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов . Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность ) . В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены в три группы :

словесные, наглядные, практические .

Включение интерактивных методов активизирует познавательную активность детей, усиливает их интерес и мотивацию , развивает способность к самостоятельному получению знаний; обеспечивает обратную связь между воспитанниками и педагогами. Новую, современную классификацию методов предлагают Скаткин и Лернер К ним относятся : эвристический, репродуктивный, информационно-рецептивный , метод проблемного изложения материала, исследовательский.

Предлагаю рассмотреть основные отличия форм и методов интерактивного обучения от традиционных : (слайд)

принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;

достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;

самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;

создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;

непрерывно действующие прямые и обратные связи между обучающимися и обучающей системой;

изменение роли воспитателя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;

субъектно-субъектные отношения между воспитателем и ребенком как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.

К интерактивным методам можно отнести :

- метод проектов ;

Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах воспитанников;

Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы , направленный на создание новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;

Ролевые игры – метод , используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков» , каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Баскет-метод позволяет оценить способность ребёнка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации . Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.

Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций воспитанники имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки;

Получение знаний с использованием компьютерных технологий;

Анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить детей анализировать информацию , выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий .

В первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Предлагаю Вам обратить внимание на памятки, которые находятся у вас на столах, где предложены активные методы обучения с использованием ИКТ.

Интерактивные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей обобщение ранее пройденного материала, эффектное предъявление большого по объему материала; развитие способностей к самообучению повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра) ; отработка изучаемого материала (тренинги) ; применение знаний, умений и навыков (баскет – метод ) ; использование опыта детей при предъявлении нового материала; обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра) ; эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов ) ; развитие навыков работы в группе (метод проектов ) ; выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод ) ; развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций , баскет-метод ; развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия) .

Интерактивные методы обучения – это методы , включающие детей в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют : стимулировать мыслительную деятельность ребёнка; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у детей творческое мышление, развивать речь, формировать опыт взаимодействия в коллективе .

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Широко используемые в последнее время в теории практике образования термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс», «интерактивное взаимодействие» имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Во всех этих терминах употребления определения «интерактивный» подчеркивает их альтернативность традиционным методам, педагогике, процессу и т.д.

Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Интеракционизм – направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж.Г.Мида.

Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Интерактивный процесс – это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников.

Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельностями, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия.

Смысл интерактивности складывается из дефиниции понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность). В этой связи термин « интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников о взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие» - как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития . (С. Кашлев).

Таким образом, интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий развития.

Интерактивное взаимодействие представляет собой процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними; наличие общей цели, предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего интересам всех и способствующего реализации потребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и координация действий; разделение единого процесса сотрудничества, общей деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений. Интерактивное взаимодействие – это интенсивная коммуникативная деятельность участников педагогического процесса, разнообразие и смена видов и форм, способ деятельности.

Назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса. Среди ведущих признаков и инструментов интерактивного взаимодействия, выявленных благодаря анализу практики интерактивного взаимодействия, выделяются полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др. Дадим им более подробную характеристику.

Полилог - «многоголосие», в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия; право каждого участника педагогического процесса на свою индивидуальную точку зрения, на готовность и возможность высказать ее, на свой смысл (осознание, понимание) по обсуждаемой проблеме; возможность существования любой точки зрения, любого смысла; отказ от абсолютных истин.

Диалог - восприятие участниками педагогического взаимодействия друг друга как равных партнеров; умение слушать и слышать друг друга; утверждение чужого «Я» независимо от взглядов, характера; помощь педагога воспитаннику в формировании своего образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи; право каждого участника педагогического взаимодействия быть самим собой, выразить себя, реализовать свой потенциал по своей модели, своему плану; сотрудничество педагога и учащегося; восприятие партнера по педагогическому взаимодействию субъектом деятельности; потребность и способность к рефлексии своей деятельности, взаимодействия.

Мыследеятельность – организация мыслительной деятельности участников педагогического процесса; не усвоение учащимися готовых истин, а самостоятельное решение проблем через осуществление системы мыслительных операций; проблемное обучении; самостоятельное выполнение учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.); сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (в частности, индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического процесса.

Смыслотворчество - процесс осознанного создания (творения) субъектами педагогического взаимодействия нового содержания значения предметов и явлений окружающей действительности; выражение индивидуального отношения к явлениям действительности; рефлексия с позиций своей индивидуальности; понимание каждым участником педагогического процесса, смысла изучаемого, рассматриваемого явления, события, ситуации, предмета; обмен индивидуальными смыслами между участниками педагогического взаимодействия; обогащение индивидуального смысла за счет обмена, соотношения с другими смыслами; содержание педагогического процесса становится продуктом, результатом смыслотворчества его участников.

Межсубъектные отношения - участники педагогического взаимодействия (педагог и учащийся) являются субъектами педагогического процесса, т.е. его полноправными участниками, самостоятельными, творческими, активными, ответственными; субъектность учащегося во многом определяется субъектной позицией педагога; каждый участник педагогического процесса создает условия для своего развития.

Свобода выбора – сознательное регулирование и активизация участниками педагогического процесса своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют их оптимальному развитию, саморазвитию; возможность проявления субъектами педагогического взаимодействия своей воли; способность человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения; потребность в преодолении препятствий, трудностей; возможность участников педагогического процесса действовать самостоятельно и взаимодействовать; осознанная ответственность за осуществляемый выбор.

Ситуация успеха - целенаправленное создание комплекса внешних условий, содействующих удовлетворению, радости, проявлению спектра положительных эмоций участниками педагогического процесса; позитивность и оптимистичность оценивания; разнообразие педагогических средств, способствующих успеху в деятельности учащихся и педагога; успех как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию; организация деятельности учащихся на принципах полилога, мыследеятельности, смыслотворчества.

Позитивность, оптимистичность оценивания – отсутствиев педагогическом взаимодействии отрицательных и полярных оценок; готовность педагога при характеристике деятельности учащихся, педагогического взаимодействия подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость результата, достижения личности; стремление отметить позитивное изменение состояния (развития) учащегося; право учащегося на самооценку, оценку деятельности педагога, педагогического взаимодействия; способность педагога возвысить (но никак не унизить) достоинство учащегося; опора в оценке деятельности на положительное; создание ситуации успеха в деятельности через оценку; преобладание положительных эмоций у педагога в процедуре оценивания; недопустимость сравнения достижений одного учащегося с достижениями другого.

Рефлексия - самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия; потребность и готовность учащихся и педагога зафиксировать изменения своего состояния и определить причины этого изменения; процедура фиксации субъектом педагогического взаимодействия своего развития и саморазвития в педагогическим процессе.

Все названные признаки интерактивного взаимодействия детерминируют друг друга, интегрируются в единый комплекс атрибутов, составляющих содержательную и технологическую основу процесса развития субъектности педагога в профессиональном образовании, любого компонента этого процесса.

Интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому взаимодействию, определяющему сущность авторитарно-императивного, личностно отчужденного педагогического процесса. Приоритетами интерактивного педагогического взаимодействия являются такие характеристики, как процессуальность, деятельность, общение, диалог, возможность самовыражения, смыслотворчество, рефлексия и др. Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:

    методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

    методы обмена деятельностями;

    методы мыследеятельностями4

    методы смыслотворчества;

    методы рефлексивной деятельности;

    интегративные методы (интерактивные игры).

Дадим характеристику каждой группе методов.

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует назвать такие методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы…», «Поменяемся местами», «Заверши фразу», «Кто откуда» и др.

Методы обмена деятельностями предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреляцию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастерская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1х2х4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др.

Методы мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение различных мыслительных операций, осуществление осознанного выбора. К методам этой группы можно отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина вопросов», «Чье это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседника», «Самооценка» и др. Важнейшим процессуальным атрибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников.

Методы смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами, разработку участниками педагогического взаимодействия нового содержания педагогического процесса. Среди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др.

Методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивный ринг», «Ключевое слово», «Поменяемся местами», «Острова», «Заверши фразу» и др.

Интегративные методы (интерактивные игры)

являются интегрированным методом, объединяющим все ведущие функции вышеназванных активных педагогических методов. В педагогическом процессе могут быть использованы такие интерактивные игры, как «Давай, делай!» «Гостиница», «Икебана», «Школа», «Взаимодействие», «Полёт на воздушном шаре», «Социальная роль («Пожарник»)», «Аквариум» и др.

ОПИСАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ



Просмотров