Паттерны для новичков: MVC vs MVP vs MVVM. Принцип MVC в web - программировании

В номере

    защитный элемент - Водяной знак: традиции и инновации

    место встречи - Это деньги завтрашнего дня

    точка зрения - Премьеры и тенденции

    ноу-хау - Двуликая защита

    ноу-хау - Весь секрет в линзах

    документ - Канадский паспорт: искусство технологий

    разработки - Защитные волокна: новые возможности

    марки - Изразцы, никель и стихи Бродского

    знаки истории - Открытки: путь от «почтовой телеграммы» до агитационного плаката

    экскурсия - Армянские драмы: деньги иллюстрируют историю

Просто проверить, сложно повторить

В последние годы Гознак активно разрабатывает и продвигает на рынок наиболее эффективные защитные технологии. Среди них выделяются два направления: по созданию элементов, видимых на просвет, и признаков, полученных за счет сочетания офсетной и металлограф

Сегодня в банкнотной отрасли как никогда востребованы эффективные технологические и защитные решения. Гознак в последние годы уделяет особое внимание разработке и продвижению на рынок таких решений, концепцию которых можно сформулировать так: разработка простых для идентификации, но сложных в воспроизведении защитных признаков, получаемых на стандартном оборудовании. Этот подход к разработке эффективных защитных технологий проиллюстрируем на примере развития двух направлений: получения оптически-переменных признаков, видимых на просвет, и признаков, полученных за счет сочетания офсетной и металлографской печати.

Просветленные технологии

Водяной знак, наблюдаемый в бумаге в проходящем свете, остается наиболее популярным защитным признаком у населения. При этом он технологичен, а опыт производства бумаги с водяными знаками исчисляется более чем семью столетиями. Именно поэтому за последние годы благодаря появлению новых технологий изготовления формных изделий этот защитный признак получил новое развитие. Многотоновые водяные знаки практически во всех модернизированных банкнотах уступили свое место водяным знакам, полученным за счет комбинирования многотоновых и филигранных знаков. А в настоящее время активно внедряется технология получения водяных знаков за счет сложных многоуровневых филиграней. Журнал «Водяной знак» неоднократно рассказывал об этих водяных знаках. Эта технология дает возможность получить не только контрастные светлые участки знака, но и изображения с высокой, нетипичной для водяных знаков линиатурой.

Защитные нити, как и контролируемые на просвет водяные знаки, имеют, в отличие от последних, не столь давнюю историю – чуть больше полутора веков. Однако они прочно обосновались на верхнем уровне защитных технологий. Это связано как с хорошей технологичностью изготовления бумаги с защитными нитями, так и с их широчайшими возможностями выступать в качестве носителя различных защитных признаков и эффектов. При кажущихся неоспоримых преимуществах по сравнению с водяными знаками значительно более высокая стоимость самих защитных нитей снижает эффективность их использования, особенно на низких номиналах, где, как правило, применяются наиболее простые и, соответственно, более дешевые варианты нитей. Именно поэтому одним из направлений развития защитных нитей на Гознаке стало получение в бумаге прозрачного окна большой площади за счет введения при отливе бумаги широкой прозрачной полимерной ленты с последующим использованием стандартных печатных технологий для получения защитных эффектов в области окна. Поскольку полимерная пленка, из которой изготавливается лента, относится к массово выпускаемой продукции и не содержит эксклюзивных защитных признаков, ее стоимость существенно ниже стоимости нитей, имеющих цветопеременные, оптически-переменные и другие высокотехнологичные признаки. При этом аналогичные высокозащищенные оптически-переменные признаки можно получить с использованием традиционных печатных технологий, что делает это техническое решение более эффективным.

Именно такой подход был реализован в памятной банкноте «Сочи 2014». В прозрачном окне, полученном за счет введения широкой полимерной ленты в бумагу во время отлива, выполнен металлографским способом оптически-переменный защитный элемент «Зебра». При рассматривании на просвет и плавном повороте банкноты можно увидеть, как изображение снежинки в окне меняется с негативного на позитивное.

А что, если не вводить полимерную ленту для получения оптически-переменного признака, контролируемого на просвет? Или, по-другому, как получить в бумаге оптически-переменный элемент, контролируемый на просвет, с использованием традиционных банкнотных технологий? Именно такая задача была поставлена перед сотрудниками Дирекции по защитным технологиям и специалистами НИИ Гознака в 2014 году. Цель очевидна: избавиться от «дополнительного» элемента – широкой полимерной ленты и сложной технологии ее введения в бумагу, т. е. сделать защитное решение еще более эффективным.

Задача оказалась очень сложной, поскольку, с одной стороны, на конечный результат влияло большое количество факторов, а, с другой стороны, основные факторы оказались не только тесно связаны друг с другом, но и находились в противоречии друг с другом. Пришлось искать нестандартные решения. К концу 2014 года после проведенной научно-исследовательской работы была доказана принципиальная возможность получения таких защитных элементов. В 2015 году ФГУП «Гознак» выпущена рекламная банкнота «Русский Авангард», представленная заместителем генерального директора по науке и развитию А. Б. Курятниковым во втором номере журнала «Водяной знак» за 2015 год. В рекламной банкноте реализован защитный элемент «Силуэт» – оптически переменный элемент, видимый в проходящем свете и выполненный с использованием традиционных полиграфических банкнотных технологий в полупрозрачном окне, полученном с использованием традиционной технологии изготовления банкнотной бумаги. В настоящее время проводится работа так как по совершенствованию технологии получения полупрозрачного окна, и по оптимизации дизайна печатных элементов.

Игра в кубики

MVC, MVC+, HMC… Эти аббревиатуры названий защитных признаков, разработанных во ФГУП «Гознак», регулярно появляются на страницах журнала начиная с 2004 года. И если собрать все статьи, написанные на эту тему, получится целая история рождения, становления и развития одного из самых эффективных, на наш взгляд, защитных направлений. Особенность этого направления заключается в том, что для воспроизведения защитных элементов используется комбинация в виде согласованных по геометрическим параметрам линий, отпечатанных офсетным и металлографским способами печати.

Появившийся в модернизированных банкнотах Банка России защитный признак MVC Moire Variable Color – был предназначен, в первую очередь, для защиты от копирования. Напомним, как работает признак: на изначально однородном поле при наклоне банкноты появляются муаровые цветные полосы. На копии этот оптически-переменный эффект отсутствует, т. е. или цветные муаровые полосы не появляются, или обнаруживаются сразу, и картина остается без изменений при любых наклонах и поворотах банкноты. Потенциал этого признака оказался гораздо выше первоначально предполагаемого благодаря высокой стойкости к имитациям, технологичности, износостойкости и возможностям его дальнейшей модернизации. Простота его реализации в банкнотах городской серии модернизации 2004 г. и ожидаемые специалистами Гознака в связи с этим скорые имитации заставили модернизировать этот защитный признак в направлении создания более сложной для воспроизведения фальшивомонетчиками муаровой картины, обусловленной применением нелинейной структуры линий и применением комбинации бескрасочного тиснения и красочной металлографской печати. Так появилась следующая генерация оптически-переменного признака MVC+. Этот защитный элемент имеет две согласованные между собой области. В нижней области рисунок муара виден под любым углом, а в верхней области, как и в случае MVC, он появляется только под определенным углом. Очень важно знать, что при наклоне банкноты рисунок муара верхней и нижней частей должен образовать одну неразрывную картину без смещения муаровых линий на границе этих двух областей. Кроме того, этот защитный признак усилен кассовым уровнем защиты. При рассматривании элемента MVC+ под воздействием УФ-излучения можно наблюдать точно такой же муарообразующий эффект, как и при дневном свете. Защитный элемент MVC+ применен в банкнотах Банка России номиналом 1000 и 5000 рублей модернизации 2010 года.

Параллельно с MVC+ велись разработки нового защитного элемента, обладающего большим визуальным эффектом. И к 2010 году был создан новый защитный признак HMC (Hidden Multi Color), который стал еще более эффективным защитным элементом в этой серии признаков. Благодаря изменению геометрических параметров офсетных и металлографских линий при наклоне банкноты изначально однородное поле разбивается на отдельные фрагменты, окрашенные в разные цвета. В качестве цветных фрагментов используются цифры, текстовые символы, геометрические фигуры, любые произвольные области. Обычно применяется не более 2–3 цветов. Важной особенностью этого защитного признака является возможность дополнительной проверки его подлинности. Если запомнить цвета, видимые при наклоне банкноты, а потом развернуть банкноту в ее плоскости на 180 градусов, то можно увидеть совершенно другие цвета фрагментов. Этот эффект получен благодаря специальной форме линий и использованию уникального оборудования для изготовления металлографских форм. Как и у элемента MVC+, у защитного элемента HMC существует дополнительный кассовый уровень проверки подлинности: под воздействием УФ-излучения можно увидеть точно такие же оптически-переменные эффекты, как и при дневном свете. Защитный элемент HMC был внедрен в защитный комплекс банкноты Банка России номиналом 500 рублей модификации 2010 года.

Для получения защитных элементов серии MVC – HMC используются металлографские линии с достаточно большой глубиной рельефа. В условиях очень высокого давления при металлографской печати бумага деформируется, принимая форму профиля металлографских линий. Образующийся при этом рельеф возникает и на лицевой, и на оборотной стороне печатного листа. Если рельеф лицевой стороны «работает» в защитных признаках серии MVC – HMC, то оборотный рельеф до недавнего времени не использовался. Специалисты Гознака предложили интересное решение – создание оптически-переменных элементов и на лицевой, и на оборотной стороне банкноты при металлографской печати только с лицевой стороны. Такой элемент был разработан и реализован на рекламной банкноте «195 лет Гознака». Подробное описание этого элемента, получившего название CHMC (Сombined HMC) приведено в журнале «Водяной знак» №3 за 2013 г. Кроме получения оптически-переменных признаков на двух сторонах банкноты за счет использования важной технологической особенности офсетной печатной машины – обеспечения точной приводки печати лицевой и оборотной сторон, – получен элемент для контроля совмещения лицевой и оборотной сторон. Таким образом, CHMC – это «три в одном», т. е. оптические признаки с обеих сторон банкноты и элемент для контроля совмещения лицевой и оборотной сторон. Важной особенностью этого элемента является то, что на лицевой и оборотной сторонах банкноты можно получать независимо как MVC, так и HMC или их комбинации. Так, на рекламной банкноте «Русский Авангард» на лицевой стороне применен элемент HMC, а на оборотной – комбинация MVC и HMC.

Для получения наилучшего визуального эффекта при создании признаков серии MVC – HMC, особенно HMC, необходимо использовать при печати офсетных линий яркие контрастные цвета. Идеальный случай – применять цвета CMY. Однако часто при модернизации банкнот заказчик не разрешает менять цвета или использовать такие яркие цвета для офсетной печати. Поэтому приходится идти на компромисс между дизайном и визуальным эффектом. Особенно это актуально для элемента HMC. Именно для таких «сложных» в цветовом отношении банкнот были разработаны двух- и даже однокрасочные оптически-переменные элементы HMC. При этом однокрасочный элемент формально является двухкрасочным, поскольку в качестве второй краски используется пробел, т. е. цвет бумаги. Поэтому при наклоне банкноты цвет не меняется, появляется позитивное или негативное изображение.

Кроме того, любой из элементов серии MVC – HMC может быть дополнен скрытым или латентным изображением.

Таким образом, сегодня создана серия эффективных оптически-переменных защитных элементов, получаемых комбинацией офсетной и металлографской печати. Это своеобразный набор из кубиков, который можно использовать для построения уникального защитного комплекса для различных банкнот.

Развитие оптически-переменных защитных элементов серии MVC – HMC продолжается. Есть новые идеи. И вполне возможно, что в новой рекламной банкноте или каком-либо тиражном изделии в скором времени появится новая реализация защитного признака, основанного на комбинации офсетной и металлографской печати.

Model-View-Controller (MVC , «Модель-Представление-Контроллер», «Модель-Вид-Контроллер») - схема разделения данных приложения, пользовательского интерфейса и управляющей логики на три отдельных компонента: модель, представление и контроллер - таким образом, что модификация каждого компонента может осуществляться независимо .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Концепция MVC была описана Трюгве Реенскаугом в 1978 году , работавшем в научно-исследовательском центре «Xerox PARC » над языком программирования «Smalltalk ». Позже, Стив Бурбек реализовал шаблон в Smalltalk-80 .

    Впоследствии, шаблон проектирования стал эволюционировать. Например, была представлена иерархическая версия HMVC ; MVA, MVVM .

    После внедрения компанией Apple технологии WebObjects, реализованных на Objective-C, стало популяризировать шаблон и в вебе [ ] .

    Когда WebObjects портировали на Java, шаблон стал популярен и там. Более поздние фреймворки вроде Spring (октябрь 2002 года) всё ещё имеют реализацию MVC [ ] .

    Дальнейший виток популярности привнесло развитие фреймворков, ориентированных на быструю развёртку, на языках Python и Ruby, Django и Rails, соответственно [ ] . На момент 2017 года, фреймворки с MVC заняли заметные позиции по отношению к остальным фреймворкам без этого шаблона .

    Различия описания концепции шаблона

    С развитием объектно-ориентированного программирования и понятия о шаблонах проектирования - был создан ряд модификаций концепции MVC, которые при реализации у разных авторов могут отличаться от оригинальной. Так, например, Эриан Верми в 2004 году описал пример обобщённого MVC .

    В предисловии к диссертации «Naked objects » Ричарда Поусона (Richard Pawson), - Трюгве Реенскауг упоминает свою неопубликованную наиболее раннюю версию MVC, согласно которой :

    • Модель относилась к «разуму» пользователя;
    • Под представлением имелся в виду редактор, позволяющий пользователю просматривать и обновлять информацию;
    • Контроллер являлся инструментом для связывания представлений воедино и применялся пользователем для решения его задач.

    Назначение

    Основная цель применения этой концепции состоит в отделении бизнес-логики (модели ) от её визуализации (представления , вида ). За счёт такого разделения повышается возможность повторного использования кода . Наиболее полезно применение данной концепции в тех случаях, когда пользователь должен видеть те же самые данные одновременно в различных контекстах и/или с различных точек зрения. В частности, выполняются следующие задачи:

    1. К одной модели можно присоединить несколько видов , при этом не затрагивая реализацию модели . Например, некоторые данные могут быть одновременно представлены в виде электронной таблицы , гистограммы и круговой диаграммы ;
    2. Не затрагивая реализацию видов , можно изменить реакции на действия пользователя (нажатие мышью на кнопке, ввод данных) - для этого достаточно использовать другой контроллер ;
    3. Ряд разработчиков специализируется только в одной из областей: либо разрабатывают графический интерфейс , либо разрабатывают бизнес-логику . Поэтому возможно добиться того, что программисты, занимающиеся разработкой бизнес-логики (модели ), вообще не будут осведомлены о том, какое представление будет использоваться.

    Концепция

    Концепция MVC позволяет разделить модель, представление и контроллер на три отдельных компонента:

    Модель

    Модель предоставляет данные и методы работы с ними: запросы в базу данных, проверка на корректность. Модель не зависит от представления - не знает как данные визуализировать - и контроллера - не имеет точек взаимодействия с пользователем -, просто предоставляя доступ к данным и управлению ими.

    Модель строится таким образом, чтобы отвечать на запросы, изменяя своё состояние, при этом может быть встроено уведомление «наблюдателей».

    Модель, за счёт независимости от визуального представления, может иметь несколько различных представлений для одной «модели».

    Представление

    Представление отвечает за получение необходимых данных из модели и отправляет их пользователю. Представление не обрабатывает введённые данные пользователя [ ] .

    Представление может влиять на состояние модели сообщая модели об этом.

    Контроллер

    Контроллер обеспечивает «связи» между пользователем и системой. Контролирует и направляет данные от пользователя к системе и наоборот. Использует модель и представление для реализации необходимого действия.

    Функциональные возможности и расхождения

    Поскольку MVC не имеет строгой реализации, то реализован он может быть по-разному. Нет общепринятого определения, где должна располагаться бизнес-логика. Она может находиться как в контроллере, так и в модели. В последнем случае, модель будет содержать все бизнес-объекты со всеми данными и функциями.

    Некоторые фреймворки жестко задают где должна располагаться бизнес-логика, другие не имеют таких правил.

    Также не указано, где должна находиться проверка введённых пользователем данных. Простая валидация может встречаться даже в представлении, но чаще они встречаются в контроллере или модели.

    Интернационализация и форматирование данных также не имеет четких указаний по расположению.

    Условно-обязательные модификации

    Для реализации схемы «Model-View-Controller» используется достаточно большое число шаблонов проектирования (в зависимости от сложности архитектурного решения), основные из которых - «наблюдатель », «стратегия », «компоновщик » :

    Наиболее типичная реализация - в которой вид отделён от модели путём установления между ними протокола взаимодействия, использующего «аппарат событий» (обозначение «событиями» определённых ситуаций, возникающих в ходе выполнения программы, - и рассылка уведомлений о них всем тем, кто подписался на получение): при каждом особом изменении внутренних данных в модели (обозначенном как «событие»), она оповещает о нём те зависящие от неё представления, которые подписаны на получение такого оповещения - и представление обновляется. Так используется шаблон «наблюдатель »;

    При обработке реакции пользователя - представление выбирает, в зависимости от реакции, нужный контроллер , который обеспечит ту или иную связь с моделью. Для этого используется шаблон «стратегия », или вместо этого может быть модификация с использованием шаблона «команда »;

    Для возможности однотипного обращения с подобъектами сложно-составного иерархического вида - может использоваться шаблон «компоновщик ». Кроме того, могут использоваться и другие шаблоны проектирования - например, «фабричный метод », который позволит задать по умолчанию тип контроллера для соответствующего вида.

    Наиболее частые ошибки

    Начинающие программисты очень часто трактуют архитектурную модель MVC как пассивную модель MVC: модель выступает исключительно совокупностью функций для доступа к данным, а контроллер содержит бизнес-логику . В результате - код моделей по факту является средством получения данных из СУБД , а контроллер - типичным модулем , наполненным бизнес-логикой (см. «скрипт » в терминологии веб-программирования). В результате такого понимания - MVC-разработчики стали писать код, который Pádraic Brady (известный в кругах сообщества «Zend Framework ») охарактеризовал как «ТТУК» («Толстые, тупые, уродливые контроллеры»; Fat Stupid Ugly Controllers):

    Среднестатистический ТТУК получал данные из БД (используя уровень абстракции базы данных, делая вид, что это модель) или манипулировал, проверял, записывал, а также передавал данные в Представление. Такой подход стал очень популярен потому, что использование таких контроллеров похоже на классическую практику использования отдельного php-файла для каждой страницы приложения.

    Но в объектно-ориентированном программировании используется активная модель MVC, где модель - это не только совокупность кода доступа к данным и

    Фреймворк Bootstrap: быстрая адаптивная вёрстка

    Пошаговый видеокурс по основам адаптивной верстки в фреймворке Bootstrap.

    Научитесь верстать просто, быстро и качественно, используя мощный и практичный инструмент.

    Верстайте на заказ и получайте деньги.

    Бесплатный курс "Сайт на WordPress"

    Хотите освоить CMS WordPress?

    Получите уроки по дизайну и верстке сайта на WordPress.

    Научитесь работать с темами и нарезать макет.

    Бесплатный видеокурс по рисованию дизайна сайта, его верстке и установке на CMS WordPress!

    *Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

    Назад Вперед

    Удобный подход к веб-разработке: Модель MVC

    Что такое MVC? Если отвечать кратко, то это подход к разработке, позволяющий добиться более структурированного кода и приложения в целом.

    Расшифровывается MVC как "Модель-Вид-Контроллер" (Model-View-Controller). Давайте поговорим об этом подробнее.

    На сегодняшний день можно выделить два наиболее типичных способа создания веб-приложений (сайтов).

    Первый способ , назовем его "Классическим", предполагает то, что в одном файле может содержаться код различных языков программирования и разметки.

    Скажем, в начале файла производится запрос к базе данных для получения из нее какой-либо информации. Здесь мы имеем дело с языком SQL - специальным языком запросов, предназначенным для взаимодействия с базой данных.

    После этого, как правило, начинается html-разметка страницы (куда же без нее?). Причем внутри html-разметки в нужных местах производятся вставки PHP-кода, которые производят управление сайтом, являются его логикой. Итого мы имеем в одном файле: SQL, (X)HTML и PHP. Это уже - сборная солянка. Не забудьте добавить сюда еще CSS и немного Javascript для полноты картины, и, в итоге мы получим такую кашу, что в этом файле сам черт ногу сломит.

    Конечно, первое время вы будете помнить, что и как у вас в нем происходит, зачем что нужно, и где нужно вносить изменения для добавления / удаления / модификации определенного функционала. Однако я гарантирую вам, что уже через несколько месяцев вы будете смотреть на свой код с недоумением, силясь вспомнить, что же с чем связано, какие изменения "потянутся" после изменения какого-либо файла и т.п.

    Я не говорю, что нужно полностью отказываться от такого подхода, однако ясно, что пользоваться им надо с умом и очень осторожно.

    Второй способ связан как раз-таки с применением схемы "Модель-Вид-Контроллер" .

    В чем суть данного подхода, и как его использование может помочь вам в работе?

    Основная идея данного подхода заключается в необходимости разделения однородных элементов по разным файлам . Если говорить очень упрощенно: один файл - один язык. Но это очень грубый пример. Такое встречается крайне редко.

    Помимо идеи разнесения разных языков в разные файлы, ключевой концепцией является также разделение файлов на группы в соответствии с теми функциями, которые они выполняют в приложении .

    Здесь мы начинаем с вами подходить к более подробному рассмотрению модели MVC.

    Данная модель подразумевает разделение всех файлов, задействованных при разработке сайта на три группы:

    1. Файлы группы "модель"
    2. Файлы группы "контроллер"
    3. Файлы группы "вид"

    Здесь важно сразу понять, что название схемы MVC - условность. В вашем приложении, естественно, может быть много моделей, контроллеров и видов (т.е. файлов, попадающих под эти группы по выполняемым ими функциям и внутреннему устройству).

    Итак, давайте посмотрим на сравнительную схему модели MVC и "классического" способа разработки .


    В левой части вы видите как раз то, о чем мы говорили выше. Вверху страницы - SQL-запросы к базе. Затем разметка плюс вставки PHP.

    Справа же приведена простейшая схема модели MVC. В рамках данной схемы в модели происходят операции, связанные с взаимодействием с базой данных : извлечение данных, их модификация и удаление, подсчет количества записей в определенных таблицах и т.п.

    В контроллере находится логика приложения , т.е. то, что определяет его функционал.

    Вид же предназначен для показа конечному пользователю .

    Двунаправленные стрелки на схеме показывают то, что в парах "Модель - Контроллер" и "Контроллер - Вид" существует взаимосвязь. Рассмотрим эту взаимосвязь подробнее на примере следующей схемы.


    На этой схеме у нас добавилось два новых элемента: браузер пользователя и база данных. Рассмотрим в общих чертах весь цикл: от обращения браузера к определенному url-адресу до момента отображения страницы для пользователя:

    1. Пользователь вводит адрес, и браузер обращается к контроллеру.

    2. Контроллер обращается к модели.

    3. Модель обращается к базе данных (к примеру, для получения необходимой для вывода информации)

    4. Информация из базы попадает обратно в модель.

    5. Из модели информация передается в контроллер.

    6. Контроллер передает эту информацию в вид.

    7. Вид выводится в браузер с помощью контроллера.

    Такова общая схема работы данной модели. Как вы можете видеть, некоторым особняком на данной схеме стоят браузер и база данных. Действительно, браузер может обращаться только к контроллеру, так как контроллер является частью url-адреса . Посетитель не может обратиться к чему бы то ни было, кроме контроллера. Это важно понимать. Человек не может через адресную строку обращаться к видам или моделям. Он взаимодействует только с контроллером.

    В связи с этим можно говорить о контроллере как о своеобразном "распределительном центре". Смотрите сами: контроллер обрабатывает запросы пользователя, контроллер обращается к модели, контроллер же является посредником для вывода вида в браузер.

    Второй элемент, стоящий особняком - база данных. И это правильно. В рамках концепции MVC принято, что с базой должны работать только модели , однако иногда этот принцип нарушается. При этом взаимодействие с базой производится из контроллера или даже вида.

    Разумеется, не стоит перегибать палку с нарушением структуры и принципов MVC, но иногда такой отход от правил может быть очень полезен с точки зрения улучшения читаемости кода и понимания схемы работы приложения.

    Модель , кстати сказать, является необязательным элементом в схеме MVC . Вполне можно реализовать все, что нужно, не используя моделей в принципе. Естественно, в этом случае вы будете взаимодействовать с базой данных из файлов контроллера и вида. Как вы уже поняли, это не очень хороший тон. Коль скоро вы решили работать в рамках данной концепции, рекомендуется использовать модели и делать это по их прямому назначению.

    "Крайних" мы рассмотрели, а в центре схемы так и осталась наша троица, где происходят взаимодействия "Модель - Контроллер" и "Контроллер - Вид".

    После того, как мы изучили основы работы данной модели, можно задуматься над тем, что дает нам такой подход, чем он предпочтительнее классического.

    Основная выгода от применения такой схемы в своей работе уже была упомянута - это повышение структурированности кода и приложения в целом . Не секрет, что модель MVC взята на вооружение многим производителями фреймворков, среди которых есть и любимый мной CodeIgniter.

    Ведь что из себя представляет фреймворк? Если отбросить иностранное слово, то это просто каркас, определенная структура, по которой вам предлагается разрабатывать сайт. Данная структура является достаточно универсальной, чтобы создать с ее помощью практически любой сайт. При этом, что очень важно, фреймворк одновременно является и очень гибким, позволяя добиваться именно того, что вам нужно.

    Говоря другим языком, фреймоворк - это гибкие рамки, которые ограничивают вас в плане структуры, но не ограничивают в плане функционала.

    Возвращаясь к вопросу об MVC, можно заметить, что очень многие фреймворки используют именно такой подход: дают достаточно четкую структуру приложения, при которой происходит еще и деление файлов на виды, модели и контроллеры. Все это в совокупности способно сэкономить вам много времени, если вы однажды потратите его на то, чтобы научиться использовать фреймворк и модель MVC.

    Среди других преимуществ модели MVC можно отметить разделение кода по функциональному признаку . Вам больше не нужно будет копаться в "каше" из SQL-запросов, разметки и PHP-кода. Если вам нужно что-то подправить или изменить, вы точно будете знать, какой именно файл вам надо править.

    Ниже вы можете видеть часть файла, относящегося к группе "виды":


    А вот кусок кода из модели:


    Так может выглядеть контроллер:


    Очень важным преимуществом, как вы видите, является отделение вида от кода . Зачастую необходимо так или иначе менять дизайн или даже структуру сайта, сохраняя при этом ту же самую информацию на странице, что выводилась и раньше. И тут начинается правка мешанины из кода, которая становится со временем все труднее и труднее.

    Преимущество модели MVC заключается как раз в возможности полностью исключить правку дизайна сайта при изменении логики работы приложения . Вы можете менять любой из трех элементов: Модель, Вид, Контроллер. При этом вам не придется вносить изменения в другие элементы, так как они являются в известной степени автономными.

    Особенно актуален вопрос автономности для моделей и видов. Однажды написав их, вы, как правило, можете с успехом использовать их для разных проектов, внося минимальные правки, либо не внося их вовсе. Это позволяет сэкономить вам много времени, избавляя от повторного написания похожего кода.

    Очевидны преимущества применения модели MVC в рамках фреймворка , например, того же CodeIgniter.

    Не секрет, что на каждом сайте есть большое количество похожих, а то и вовсе идентичных функций. Достаточно вспомнить форму обратной связи или постраничную навигацию. Это лишь наиболее яркие, "внешние" моменты. Еще больше сходств вы найдете в коде, который не виден обычному пользователю, в коде, который выполняется на сервере.

    Практически все веб-разработчики сталкиваются с необходимостью использовать похожие функции PHP, производить похожие запросы к базе данных и т.п. Производители фреймворков сделали здесь очень важную вещь - они постарались сгруппировать те функции, которые применяются наиболее часто в отдельные файлы, предоставив вебмастерам и веб-программистам новые возможности.

    Теперь можно выполнять часто необходимые вещи не особо задумываясь о том, какова их реализация. Можно писать пару строчек кода вместо пары десятков строчек, экономя свое время и больше сосредоточившись на логике работы приложения, а не на том, как это реализовать .

    И все это происходит в рамках концепции MVC, позволяя вам добиваться практически любых результатов средствами фреймворка. При этом вы получаете высокую степень читаемости кода. А что еще нужно для комфортной и результативной работы?

    Послесловие: Не забывайте о том, что любая структура, которая была создана для облегчения выполнения определенных задач, была создана именно для облегчения работы.

    Не стоит придерживаться принципа MVC в тех случаях, когда вы уверены, что это плохо сказывается на вашем понимании структуры приложения. Не вы должны "прогибаться" под модель, а она под вас.

    Дмитрий Науменко

    P.S. Думаете, какой бы PHP-фреймворк освоить? Обратите внимание на CakePHP - он реализует рассмотренный выше паттерн MVC, и прямо сейчас вы можете получить небольшой вводный видеокурс, чтобы получить общее представление о возможностях этого фреймворка:

    Понравился материал и хотите отблагодарить?
    Просто поделитесь с друзьями и коллегами!


    Ну во первых конечно это модель или, другими словами, подход к разработке сайтов и приложений в сети Интернет, во вторых MVC используют для повышения эффективности работы разрабатываемых систем, а также для обеспечения безопасности и устойчивости от взлома.

    MVC расшифровывается как Model- view- controller, а дословно перевести можно как Модель-Представление-Контроллер.

    Несмотря на то, что модель разработки кажется новой оно уже давно себя зарекомендовала и получила повсеместное использования при разработке в том числе и сайтов. Впервые концепция MVC была описана Trygve Reenskaug в 1979 году.

    Концепция MVC или из чего она состоит

    Модель MVC включает в себя три компонента: Модель, Представление и Контроллер.

    Самое главное конечно здесь первое – это Модель. Модель представляет собой совокупность процедур и алгоритмов обработки данных. Сама по себе Модель не содержит данных, но как правило черпает их из базы данных и обрабатывает по заранее прописанным алгоритмам. Если говорить о Web разработке, то модель будет содержать набор классов и функций, например на языке PHP.

    Второй элемент – это представление View. Позволяет отобразить информацию. Если это сайт, то информация отображается в браузере. Представление при разработке сайтов содержит HTML код, в который подставляются переменные, которые берутся, нет не из модели, а из контроллера.

    Итак, третий элемент – это Контроллер. Его главная функция это обеспечение связи в пользователем и моделью. Также может содержать PHP код.

    Многие начинающие разработчики не используют Модель или используют ее только для доступа к базе данных, что является главной ошибкой, неправильно и противоречит логике MVC модели. А весь основной код помещают в Контроллер. Последствиями этого является во-первых огромный код, а во-вторых более низкая скорость работы приложения. Ну и вносить изменения в код таких приложений значительно сложнее.

    Для примера рассмотрим модель MVC для новостного сайта

    Пользователь попадает на страницу сайта. Ему отображается страница по умолчанию с определенным списком новостей. Информация для формирования новостей берется из базы данных.

    Когда пользователь набрал определенную страницу в адресной строке браузера, запрос передается контроллеру, при этом запускается функция, которая его обрабатывает и подгружает Модель.

    Модель, получив необходимы данные, уже обработанные и сгруппированные в объект или массив сгенерирует запрос к базе данных. Получив данные, Модель формирует их в определенный вид и передает их Контроллеру, а затем передадутся Представлению. Не будет явятся ошибкой, если данные передадутся сразу в Представление. Но опять таки используются лишние действия, которые приводят в итоге к более долгой загрузке сайта и приложений.

    Представление, получив массив или объект с новостями подгружает определенный код HTML, CSS, если нужно и jаvascriptи отображает все это пользователю.

    Эта модель используется в многих системах управления и Фреймворках, одним из которых является CodeIgniter, который недавно приобрел вторую жизнь.

    Таким образом, используя модель MVC можно без проблем составить систему администрирования для сайта , Интернет-приложение. Так фреймфорк CodeIgniter использует именно эту модель.

    Что такое MVC?

    Итак, MVC - это про пользовательский интерфейс (UI). Не обязательно графический, голосовое управление тоже годится. Не забудем, что программа может не иметь пользовательского интерфейса, может иметь программный интерфейс (API) или вообще никакого не иметь и всё ещё быть полезной.

    Но если у нас есть пользователь, значит должен быть пользовательский интерфейс. Что же такое интерфейс? Это смежная граница между двумя системами. В нашем случае: с одной стороны - программа, с другой - пользователь. Вот они.

    Программа совершенно абстрактная, любой предметный код. Она умеет делать что-то полезное, и у пользователя есть нужды, которые можно удовлетворить с помощью этой программы. Тогда появляются кусочки логики, которые «знают», как, используя эту программу, сделать непосредственно то, что хочет пользователь. Кусочки - не предметные, предметная логика в программе. Они больше относятся к пользователю с его конкретными потребностями, и представляют собой комбинации вызовов и обращений к программе.

    Юзкейсы

    В качестве примера представьте терминал для торговли на бирже. Пользователь терминала выставляет заявку, в которой указывает, что он хочет купить акции компании «Светлый путь» в количестве 20 штук по цене 1500 рублей за акцию. Также указывает, что заявка действительна в течение четырёх часов, и с какого из его счетов списать деньги, в случае успешной сделки.

    Ощутимое количество атрибутов. Проходит некоторое время, и он понимает, что по такой цене купить не удастся и готов поднять цену до 1550 рублей, оставив все остальные значения. Тогда он выбирает эту заявку, нажимает кнопку «изменить», указывает новую цену, да. Это удобно.

    Но на бирже нельзя изменить заявку, в предметной области нет такого понятия. Заявку можно только выставить и отменить. Чтобы дать пользователю возможность в один клик менять заявку, надо запоминать старые значения, снимать заявку, давать редактировать то, что запомнили, и выставлять новую заявку. Такая комбинация. Но для пользователя она выглядит как одно простое действие: изменение заявки. Это называется - use case.

    Дополним нашу диаграмму местом под юзкейсы.

    Ещё пользователю надо дать возможность дёргать эти юзкейсы и получать результат. Это могут быть кнопки и другие графические элементы ввода-вывода, жесты, распознавание и синтез речи. Любой вариант обмена данными и командами. Вуаля:

    Пользователь дёргает какой-то из юзкейсов, который, в свою очередь, производит манипуляции над программой. Программа публикует результат или изменения в её состоянии.

    Так где же тут все-таки MVC?

    Все, что осталось - это только раздать знакомые имена образовавшимся компонентам.

    Когда модель публикует изменения, её не волнует для кого, она ничего не знает про View. Вместо или вместе со View на том конце может быть другая подсистема.

    Теперь немного частностей.

    Это был классический вариант MVC - Active Model. Бывает и так, что модель не оповещает об изменениях. Тогда эту обязанность берёт на себя контроллер. Он знает, какие манипуляции производит над моделью, и, очевидно, знает, какие изменения в состоянии модели могут последовать. Это Passive Model.

    И ещё один момент. Деление кода на предметный и не предметный - условное и зависит от того, насколько педантично мы хотим смоделировать предметную область. Иногда это рациональное решение - включить какой-то юзкейс в модель. Возможно, это уменьшит количество кода в целом и упростит его.

    За материал благодарим нашего подписчика Станислава Ильичева



Просмотров