Тип переменных для параметра for. Циклы с параметрами. Примеры заданий с решением
Инструкция цикла for реализует алгоритмическую структуру цикл с параметром (или цикл со счетчиком). Цикл for применяется в том случае, когда в программе, прежде выполнения инструкций цикла, становится известным (или заранее определено) количество шагов этого цикла. В блок-схеме инструкция for изображается следующим образом:
Синтаксис:
For (инициализация ; условие ; модификация ) { Инструкции тела цикла; }
Если в теле цикла одна инструкция, то { } можно опустить. Переменная-параметр цикла (счетчик) может быть любого числового типа. Это делает цикл for C++ таким же универсальным, как и цикл типа while . В разделе модификации чаще всего используется операция постфиксного или префиксного инкремента (или декремента), но может использоваться любое выражение с присваиванием, изменяющее значение параметра цикла. Цикл работает следующим образом:
- В начале происходит описание и инициализация переменной-счетчика
- Далее проверка условия: если выражение имеет значение true , произойдет итерация
- После выполнения инструкций тела цикла производится модификация величины счетчика
Примечание
: в C++ является правилом делать описание переменной-счетчика в заголовке цикла. Но это не обязательно, тем более, если планируется инициализировать несколько переменных в разделе инициализации так, как это реализовано в программе 9.2. Однако, использование описания переменной-счетчика в заголовке цикла приводит к описанию локальной переменной, уничтожаемой автоматически при завершении работы цикла. Поэтому, без крайней необходимости, описание переменной-счетчика вне цикла for производить не следует.
В процессе работы цикла for не рекомендуется изменять операнды в выражениях заголовка цикла – это приведет к разного рода ошибкам! Но сами значения переменных (или констант), в том числе изменяемые значения (счетчик), использовать можно. Рассмотрим классический пример.
Программа 9.1 Дано натуральное число N. Вывести все делители этого числа.
#include
Использование инструкции continue в цикле for
При использовании инструкции continue в цикле for необходимо учитывать особенности работы этого цикла:
- Инструкции, следующие после continue , будут пропущены
- Затем происходит модификация счетчика
- Переход к выполнению следующей итерации (иначе, проверки условия)
Покажем это на примере: int main() { for (int i = 1; i < 20; i++) { if (i % 2 == 0) continue; cout << i << " "; } 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19
Примечание . Обратите внимание: хотя вывод чисел по условию пропущен, но инкрементация счетчика выполняется. Этот пример приведен всего-лишь для иллюстрации, программировать цикл так не следует! Эту задачу лучше решить следующим образом:
Int main() { for (int i = 1; i < 20; i += 2) cout << i << " ";
Несколько выражений в разделе инициализации и модификации
Как мы уже отметили ранее в заголовке инструкции for должно быть три раздела. Выражения, находящееся в этих разделах, можно опускать, но нельзя опускать ";" . В конце концов, можно оставить только; . Заголовок в виде:
For (;;) { ... }
является заголовком “бесконечного” цикла. (Выход из цикла должен программироваться внутри тела цикла).
C++ поддерживает несколько выражений в разделах инициализации и модификации в заголовке инструкции for . При этом условие продолжения цикла должно быть одно!
Например. Постановка задачи: Вычислить факториал числа, не превосходящий 20.
Программа 9.2
#include
Примечание : обратите внимание, что поток вывода в строке 12 не относится к телу цикла! (В конце заголовка – ;). Таким образом, данный цикл в теле имеет пустую инструкцию, а все выражения вычисляются в заголовке. Программа 9.2 правильно вычисляет факториал числа от 0 до 20 .
Цикл for основанный на диапазоне (range-based for)
Для перебора элементов массива или контейнера приходится выполнять однотипные действия, при этом использовать громоздкий код. Для упрощения работы с контейнерами в C++ существует специальная форма цикла for – range-based for (цикл for основанный на диапазоне
или диапазонный for).
Синтаксис
:
For (объявление : имя_последовательности ) loop_statement
Использование range-based for на примере C-массива:
Программа 9.3
#include
Чтобы элементы массива можно было изменять – переменная s должна быть ссылочной переменной (как в примере выше). Если переменная не является ссылкой, то данные будут копироваться. Для автоматического выведения типа в этом цикле используется спецификатор auto . range-based for имеет ограничение на работу с динамическими массивами: он не поддерживает изменение размера массива, так как содержит фиксированный указатель конца массива. При работе с массивами, имеющими фиксированный размер, диапазонный for является прекрасной и безопасной альтернативой обычному for .
Вложенные циклы for
Так же, как и другие инструкции циклов, for поддерживает структуру вложенных циклов. Применение вложенных циклов for для организации ввода и вывода двумерных массивов выглядит гораздо компактнее, чем при использовании цикла while .
Однако, при решении задач обхода таких массивов, необходимо избегать применение условной инструкции if . Зачастую, задачу можно реализовать более рационально, путем манипуляции индексами (переменными цикла i и j). То есть, поставить в зависимость изменение одного индекса, от значения величины другого. Рассмотрим два примера.
Программа 9.4
Дана квадратная матрица размера n, элементы которой равны 0. Заполнить элементы, лежащие ниже и на самой главной диагонали единицами.
#include
Программа 9.5
Составить программу заполнения массива числами треугольника Паскаля и вывода этого массива. Треугольник паскаля имеет вид:
В этом треугольнике на вершине и по бокам стоят единицы (в программе 9.5 треугольник “положен на бок” – стороны треугольника: первый столбец и главная диагональ). Каждое число равно сумме двух чисел, расположенных над ним. Строки треугольника симметричны относительно вертикальной оси и содержат биноминальные коэффициенты.
#include
Вопросы
- Может ли быть заменена в программе инструкция цикла for на инструкцию цикла while? Всегда ли это можно сделать?
- Когда удобнее применять для организации циклов инструкцию for? while?
- Возможны ли в заголовке инструкции for следующие выражения: a) for (;a > b && !(a % 2);) b) for (a > b;;) c) for (;;i = 0) d) for (;i = 0;) e) for (;;i++, --b) f) for (--i;;) g) for (b = 0; b != a;) ?
- Переменная i – параметр внешнего цикла, а j – вложенного. Доступна ли будет переменная j во внешнем цикле? i во вложенном цикле?
Учебник
Домашняя работа
- Зад. 29. Напишите программу, в которой вводятся натуральные числа a и b , а на дисплей выводятся все простые числа в диапазоне от a до b (идея алгоритма Программа 8.5)
- Зад. 30. Совершенным называется число, равное сумме всех своих делителей, меньших его самого (например, число 6 = 1 + 2 + 3). Напишите программу, которая вводит натуральное число N и определяет, является ли число N совершенным.
- Напишите программу, которая выводит на экран квадратную числовую таблицу размера n x n , имеющую следующий вид при n = 10: 1 * * * * * * * * * * 2 * * * * * * * * * * 3 * * * * * * * * * * 4 * * * * * * * * * * 5 * * * * * * * * * * 6 * * * * * * * * * * 7 * * * * * * * * * * 8 * * * * * * * * * * 9 * * * * * * * * * * 10
Литература
- Лафоре Р. Объектно-ориентированное программирование в C++ (4-е изд.). Питер: 2004
- Прата, Стивен. Язык программирования C++. Лекции и упражнения, 6-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2012
- Липпман Б. Стенли, Жози Лажойе, Барбара Э. Му. Язык программирования С++. Базовый курс. Изд. 5-е. М: ООО “И. Д. Вильямс”, 2014
- Эллайн А. C++. От ламера до программера. СПб.: Питер, 2015
- Шилдт Г. С++: Базовый курс, 3-изд. М.: Вильямс, 2010
Особенное место в Turbo Pascal занимают циклы. Их начинают изучать сразу же после отработки навыков ввода-вывода информации на экран. Ведь большинство задач сводится к тому, что циклы с параметром и другие конструкции помогают облегчить написание и функционирование определенного блока программы.
Разновидности циклов
Всего различают три разновидности:
- с параметром,
- с предусловием,
- с постусловием.
Циклы с параметром, иначе их называют For … to … do или For … downto …. do, многократно повторяют определенную последовательность действий. В принципе, и другие разновидности используются с этой же целью, только в for-цикле заранее известно количество шагов.
В двух других конструкциях (While и Repeat) количество итераций изначально неизвестно. Поэтому при изучении задания уже необходимо понимать, какой цикл будет использован.
Основные определения по теме
Циклы с параметрами - многократно повторяющиеся итерации. Счетчик - основной показатель, с помощью которого выполняется заданная конструкция. Границы промежутка показывают, в каких пределах будут выполняться те или иные итерации. Кстати, совершенно не обязательно, чтобы начальное значение было равно 1. Пользователь самостоятельно задает обе границы промежутка. Тело цикла - набор команд, для которых уже определено количество повторений.
Понятие «циклы с параметрами» означает, что в данной конструкции проверяется условие, после чего выполняется набор итераций. Счетчик увеличивается (или уменьшается), и все повторяется. Тело цикла будет задействовано до тех пор, пока условие истинно.
For … to … do: алгоритм работы, синтаксис
Как уже было сказано, циклы с параметром используются в задачах, в которых указан «промежуток», в котором предстоит работать. Так, это может быть массив чисел, дней недели, строк стихотворения и т. д.
Выделяют 2 вида конструкции: на увеличение счетчика и на его уменьшение. Первая конструкция будет прописана следующим образом:
for исх.переменная := граница 1 to граница 2 do
тело цикла ;
Здесь: исх. переменная объявляется пользователем в начале программы или блока; граница 1 и граница 2 - начальное и конечное значение промежутка; в теле цикла прописывается ряд действий, которые должны выполняться программой. Необходимо помнить, что если тело цикла содержит всего 1 команду, тогда операторные скобки begin…end можно опустить. В таком варианте конструкции счетчик, а именно <исх.переменная>, будет увеличиваться с шагом, равным 1.
for исх.переменная := граница 1 downto граница 2 do
тело цикла ;
Здесь же исх. переменная будет уменьшаться с шагом, равным 1.
Схема работы цикла с параметром For … to … do будет выглядеть следующим образом:
- Задается значение верхней границы промежутка, т. е. граница 2 .
- Исх.переменной присваивается значение параметра граница 1 .
- Проходит проверка условия: исх.переменная ≤ граница 2 .
- При получении результата True (Истина ) выполняется тело цикла.
- Счетчик увеличивается на шаг, равный 1.
- Выполнение пунктов 3-5 происходит ровно до того момента, пока условие истинно: исх.переменная > граница 2 . Как только это произошло, происходит выход из цикла и управление передается команде, следующей за данной конструкцией.
В For … downto … do алгоритм работы схож с вышеуказанным, за исключением некоторых пунктов:
- В 3-м пункте проверяется условие: исх.переменная ≥ граница 2 .
- В 5-й строчке алгоритма счетчик уменьшается на 1.
- В 6-м пункте команды 3-5 будут выполняться до тех пор, пока не будет удовлетворено условие: исх.переменная < граница 2.
Все остальное аналогично в обоих алгоритмах работы.
Блок-схема цикла с параметром
Циклы с параметром имеют следующий вид блок-схемы (хотя выше она уже была представлена). Здесь же показана упрощенная организация конструкции.
Основные требования к циклу с параметром
Циклы с параметрами требуют определенного рода условий.
- Счетчик и границы промежутка (т. е. исх.переменная, граница 1 и граница 2) должны принадлежать одному типу данных. Если имеется лишь совместимость между начальным и конечным значениями отрезка и исходной переменной, то программа может повести себя неправильно, поскольку границы будут преобразованы по типу данных исходного параметра.
- Тип данных, которому должны принадлежать значения параметров, должен быть целочисленным. Крайне не рекомендуется использовать вещественный тип.
- Изменять значение параметра исх.переменная в теле цикла принудительно нежелательно. Иначе пользователь с трудом сможет отследить возможные появившиеся ошибки.
- В отличие от других видов циклов, в For … to … do илиFor … downto … do шаг не может менятьсяна параметр, отличный от 1.
Turbo Pascal: как выйти из цикла
Нередко встречаются задачи, в которых происходит зацикливание, т. е. проверяемое условие всегда истинно. Процедура Break помогает выйти из циклов с предусловием, постусловием, параметром. Т. е. их работа прекращается досрочно.
Циклы с параметром в паскале (программирование которых предполагает «извечную» истинность условия) можно остановить с помощью Continue. Здесь работа налажена следующим образом: текущая итерация досрочно заканчивает свое выполнение, управление передается следующей команде, но без выхода из цикла.
Процедура Exit необходима для того, чтобы завершить работу того или иного блока в программном коде. Ее вызывают внутри процедуры (функции) и в тот же момент, исполнение этого «куска» немедленно прекращается. Если же Exit находится в основном блоке программы, тогда она завершает свою работу.
Процедура Halt сводит принцип функционирования к следующему: полностью оканчивается работа программы.
Примеры заданий с решением
Пользователю будет полезно после изучения темы «Циклы с параметром в паскале» примеры сначала изучить, а затем тренироваться писать код самостоятельно. Простые задачи помогают будущему программисту узнавать теорию в практике, а затем успешно ее применять. По теме «Циклы с параметром» примеры задач с решением можно найти легкие и сложные. Здесь представлены 3 задачи, в которых разбираются алгоритмы работы и даются пояснения и комментарии к каждому решению.
Задача 1
Дан двумерный массив натуральных чисел в диапазоне , выбранных случайно. Найти количество всех двузначных чисел, сумма цифр которых кратна 2.
Алгоритм действий:
- Создать двумерный массив.
- Проверить каждое число на соответствие условиям:
a) если 9 < Х < 100, то разделить его нацело на 10 посредством div;
b) выделить вторую цифру числа посредством деления через mod;
c) сложить выделенные цифры;
d) поделить посредством mod заданную сумму на 2;
e) если результат будет равен 0, то счетчик увеличивается на 1.
Задача 2
Дан одномерный массив целочисленных элементов. Найти количество положительных чисел.
Алгоритм действий:
- Создать массив целочисленных элементов, созданных посредством randomize.
- В цикл с параметром вложить IF, который будет проверять заданный элемент на соответствие условию: Х>0.
- Если условие выполняется, то счетчик увеличивается на 1.
- После цикла следует вывести на экран получившееся значение счетчика.
Данные, указанные в скобках {}, являются комментариями. В строке 11 можно вывести массив на экран двумя способами: оставить пробел между числами либо отвести под каждый элемент определенное количество ячеек (в данном случае их 5).
В строке 12 переменную counter можно увеличить также двумя способами: либо к предыдущему значению прибавить 1, либо воспользоваться стандартной функцией Inc.
Задача 3
Дана квадратная матрица. Найти количество положительных элементов, находящихся на главной диагонали.
Пояснения:
В массиве чисел главная диагональ тянется из верхнего левого угла в правый нижний. Особенностью ее является тот факт, что индексы строки и столбца совпадают. Поэтому достаточно организовать 1 цикл для перехода по строкам без перебора остальных элементов.
Алгоритм действий:
- Создать квадратную матрицу.
- Присвоить переменной, ответственной за подсчет положительных элементов, значение «0».
- Составить цикл по созданию квадратной матрицы.
- Организовать цикл по проверке условия: если число на главной диагонали >0, тогда счетчик увеличивается на 1.
- После окончания действия цикла на экран вывести значение переменной, хранящей количество положительных элементов.
Противостояние двух языков программирования: С и Turbo Pascal
Как правило, уважающий себя программист знает несколько языков. К примеру, это могут быть С++, Turbo Pascal, Delphi, Java и т. д. Противостояние двух из них было ярко выражено еще в 80-е гг. (С и турбо паскаль). В конце ХХ века такая же борьба наблюдалась между Си++ и Java.
В виртуальном пространстве среди трех десятков языков программирования можно выделить три самые яркие пары, противостояние которых поражало величайшие умы киберпространства: алгол-60 и фортран, Pascal и C, Java и С++. Конечно, эти ощущения субъективные, но в тот или иной период один из пары был лидером. Это объяснялось требованиями промышленности и необходимости в том или ином программном продукте. В 70-х гг. «управлял миром» фортран, в 80-х - Turbo Pascal, в 90-х - С++. Конечно, ни один из них не «умер». Скорее, они преобразовались в усовершенствованные программные продукты.
При изучении языков программирования можно заметить, что в некоторых темах синтаксис схож. Так, циклы с параметром в C аналогичны подобным конструкциям в Pascal, за исключением некоторых моментов.
Интересно, что разработчики Turbo Pascal (Старый Свет) пользовались результатами наработок американских ученых, в то время как в Новом Свете активно применяли итоги исследований европейских специалистов. В Европе разработчики ратуют в большей степени за чистоту и компактность языков программирования, а американские умы склоняются больше к использованию новомодных веяний в написании кода.
Цикл с параметром имеет следующий формат:
for (инициализация; выражение; модификации) оператор;
Инициализация используется для объявления и присвоения начальных значений величинам, используемым в цикле. В этой части можно записать несколько операторов, разделенных запятой (операцией «последовательное выполнение»), например, так:
for (int i = 0, j = 2; ...
for (k = 1, m = 0; ...
Областью действия переменных, объявленных в части инициализации цикла, является цикл 1 . Инициализация выполняется один раз в начале исполнения цикла.
Выражение определяет условие выполнения цикла: если его результат, приведенный к типу bool , равен true, цикл выполняется. Цикл с параметром реализован как цикл с предусловием.
Модификации выполняются после каждой итерации цикла и служат обычно для изменения параметров цикла. В части модификаций можно записать несколько операторов через запятую. Простой или составной оператор представляет собой тело цикла. Любая из частей оператора for может быть опущена (но точки с запятой надо оставить на своих местах!).
Пример (оператор, вычисляющий сумму чисел от 1 до 100):
for (Int i = 1, s = 0; 1<=100; i++) s += i;
Пример (программа печатает таблицу значений функции у=х 2 +1 во введенном диапазоне):
#Include
float Xn, Xk, Dx, X;
printf (“Введите диапазон и шаг изменения аргумента: ");
scanf (“%f%f%f”, &Xn, &Xk, &Dx);
printf (“| X | Y |\n");
for (X = Xn; X<=Xk; X+=Dx)
printf (" | %5.2f | %5.2f |\n”, X*X + 1);
Пример (программа находит все делители целого положительного числа):
#Include
Int num, half, div;
cout << “\n Введите число: "; cin >> num;
for (half = num / 2, div = 2; div <= half; div++)
if (!(num %div))cout << div <<"\n";
Два последних примера выполняют те же действия, что и примеры для цикла с предусловием, но записаны более компактно и наглядно: все действия, связанные с управлением циклом, локализованы в его заголовке.
Любой цикл while может быть приведен к эквивалентному ему циклу for и наоборот по следующей схеме:
for (b1: b2; bЗ) оператор b1;
while (b2){ оператор; bЗ;}
Часто встречающиеся ошибки при программировании циклов - использование в теле цикла неинициализированных переменных и неверная запись условия выхода из цикла.
q проверить, всем ли переменным, встречающимся в правой части операторов присваивания в теле цикла, присвоены до этого начальные значения (а также возможно ли выполнение других операторов);
q проверить, изменяется ли в цикле хотя бы одна переменная, входящая в условие выхода из цикла;
q предусмотреть аварийный выход из цикла по достижению некоторого количества итераций;
q и, конечно, не забывать о том, что если в теле цикла требуется выполнить более одного оператора, нужно заключать их в фигурные скобки.
Операторы цикла взаимозаменяемы, но можно привести некоторые рекомендации по выбору наилучшего в каждом конкретном случае.
Оператор do while обычно используют, когда цикл требуется обязательно выполнить хотя бы раз (например, если в цикле производится ввод данных).
Оператором whiIe удобнее пользоваться в случаях, когда число итераций заранее не известно, очевидных параметров цикла нет или модификацию параметров удобнее записывать не в конце тела цикла.
Оператор for предпочтительнее в большинстве остальных случаев (однозначно - для организации циклов со счетчиками).
выражение1 и выражение2 - начальное и конечное значение параметра цикла.
Действие оператора цикла типа to (прямой счет):
2. проверяется условие: значение переменной больше значения выражения2?
3. если да, то цикл прекращается; если нет, то выполняется оператор, значение переменной увеличивается на единицу и далее действие повторяется, начиная с пункта2.
Действие оператора цикла типа downto (обратный счет):
1. переменной присваивается значение выражения1;
2. проверяется условие: значение переменной меньше значения выражения2?
3. если да, то цикл прекращается; если нет, то выполняется оператор, значение переменной уменьшается на единицу и далее действие повторяется, начиная с пункта 2.
Правила:
1. Параметром цикла может быть только целая переменная.
2. Параметр цикла не может явным образом меняться в теле цикла.
Например:
for i:=1 to 10 do
i:=i+1; {неверно}
3. Шаг цикла может быть равен только +1 (цикл с to) или –1 (цикл с downto).
4. В соответствии с общим видом тело цикла должно состоять из одного оператора, если операторов несколько, используем составной оператор и операторные скобки begin..end;.
5. Цикл может не выполниться ни одного раза.
Задание : Написать блок-схему и программу для расчета среднего значения n введенных с клавиатуры чисел.
var i,n: integer; x,s: real;
write(‘Введите кол-во чисел’);
for i:=1 to n do
write(‘Введите число номер’,i);
writeln(‘Среднее значение =’,s/n);
Оператор цикла с предусловием (while)
Оператор цикл while – это оператор цикла с заранее неизвестным числом повторений.
Общий вид:
while логическое выражение do оператор;
логическое выражение - это условие продолжения цикла.
оператор |
Действие оператора:
1. вычисляется логическое выражение;
2. если оно истинно, то выполняется оператор, после чего все действия повторяются, начиная с пункта 1;
3. eсли логическое выражение - ложно, то цикл прекращается.
Правила:
1. Тело цикла должно состоять только из одного оператора, если их несколько используем составной оператор.
2. Так как условие проверяется в начале цикла, то цикл может не выполняться ни одного разу.
3. Для того, чтобы цикл не стал бесконечным, в теле цикла должны изменяться величины, входящие в логическое выражение.
Например:
while a<100 do
Задание. Написать блок-схему и программу, которая вычисляет и выводит на печать таблицу значений функции .
var x,xn,xk,y,h: real;
writeln("Введите начальное, конечное значение х и шаг изменения х");
writeln("| x | y |");
while x<=xk do
writeln("|",x:7:2,"|",y:7:2,"|");
Оператор цикла с постусловием (цикл repeat..until).
Оператор цикла repeat..until - это оператор цикла с заранее неизвестным количеством повторений.
Общий вид:
операторы;
until логическое выражение;
Действие оператора цикла repeat..until:
Операторы в теле цикла выполняются до тех пор, пока значение логического выражения FALSE; как только логическое выражение принимает значение TRUE, выполнение оператора цикла прекращается.
Правила:
1. Тело цикла всегда выполняется хотя бы один раз, так как условие стоит в конце цикла.
2. В этом операторе цикла нет надобности в составном операторе, все операторы в теле цикла ограничиваются ключевыми словами repeat..until.
Задание. Написать блок-схему и программу для вычисления .
program rep_unt;
var n,k,s: integer;
write("Введите k");
write("Суммаравна ",s);
Массивы данных
Массив – это совокупность упорядоченных данных, имеющих одинаковое имя и тип, и отличающихся друг от друга номером (индексом). Массивы бывают одномерные и многомерные. Примеры массивов:
2 5 –15 10 20 – массив целого типа из 6 элементов;
2.3 9 2.45 4.78 5.32 – массив вещественного типа из 5 элементов;
Иванов Иван Иванович – массив символов из 20 элементов;
Общий вид описания одномерных массивов:
var имя массива: array[начальное значение индекса.. конечное значение индекса] of тип;
где начальное значение индекса и конечное значение индекса - целые значения, задающие диапазон изменения индекса массива.
Например:
var vector: array of real;
Общий вид описания многомерных массивов:
var имя массива: array[начальное значение индекса.. конечное значение индекса, ... , ...] of<тип>;
Например:
varmatrix: array ofinteger; - описание матрицы размером 3´5.
Доступ к элементам массива.
Обратиться к элементам массива можно, указав его имя и перечислив в квадратных скобках (в многомерных массивах через запятую) значения его индекса.
В качестве таких индексов могут использоваться только целые значения-константы.
Например:
a[i], b, v1, a
БАЗЫ ДАННЫХ
Понятие базы данных
Изначально компьютеры были созданы для решения вычислительных задач , однако со временем они все чаще стали использоваться для построения систем обработки документов , а точнее, содержащейся в них информации. Такие системы называют информационными . В качестве примера можно привести системы учета объема выполненных работ на предприятии , расчета заработной платы , учета продукции на складе , учета книг в библиотеке и т.д.
Такого рода информационная система требует создания в памяти ЭВМ динамически обновляемой модели рассматриваемой предметной области с использованием единого хранилища – базы данных (БД). Предметная область – часть реального мира, подлежащая изучению с целью организации управления и, в конечном счете, автоматизации. В состав каждой предметной области входит совокупность каких-либо объектов . Группы этих объектов , объединенных по какому-либо группировочному признаку , принято называть сущностями . Например, если речь идет об учете продукции на складе, то можно выделить сущности "товар ", "покупатель ", "накладная ". Объектами будут их конкретные представители, например, сахар , ОАО "Гефест" , накладная №252 .
База данных - это совокупность сведений о реальных объектах , процессах или явлениях , относящихся к определенной предметной области , организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление (доступ, отображение) этой совокупности, как в целом, так и любой ее части.
Хранилищами информации в базе данных являются таблицы , каждая из которых содержит сведения об однотипных объектах (объединенных группировочным признаком ), образующих сущность . Каждая строка таблицы включает данные об одном объекте , экземпляре сущности (например, товаре , покупателе , накладной ), а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов – атрибуты (например, наименования товаров , имена покупателей и номера накладных ).
В терминах баз данных строки таблицы называются записями , а ее столбцы – полями . Все записи имеют одинаковую структуру - они состоят из одинаковых полей , в которых хранятся различные значения атрибутов объекта. Каждое полезаписи содержит одну характеристику объекта и имеет строго определенный тип данных (например, текстовая строка, число, дата). Все записи одной таблицы имеют одни и те же поля , только в них содержатся разные значения атрибутов .
Прежде чем заносить данные в таблицы , нужно определить структуру этих таблиц . Под этим понимается описание наименований и типов полей , а также ряд других характеристик (например, размер поля , критерии проверки вводимых данных ). Пример определение структуры таблицы покупатель приведен на рис.8.1.
Структура таблицы "Покупатель".
Кроме описания структуры таблиц в достаточно сложной базе данных нужно определить связи между таблицами.Связь – это ассоциация, устанавливаемая между двумя таблицами . Например, информация о покупателе в предыдущей таблице может дополняться другой таблицей "Отпуск товаров"
Такие базы данных называются реляционными (от relation – связь, отношение). Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц , каждая из которых содержит информацию об объектах определенного типа.
Связи в реляционных базах данных определяются по совпадению значений полей в разных таблицах. Поля, по которым устанавливается связь между таблицами, называются полями связи . В приведенном примере это поле "Имя покупателя".
В зависимости от типа информации, содержащейся в таблицах базы данных, между ними могут быть три основных типа связей: один-ко-многим , один-к-одному , многие-ко-многим .
Отношение один-ко-многим устанавливается между таблицами в том случае, когда одной записи в родительской дочерней таблице. В приведенном примере, между таблицами "Покупатель" и "Отпуск товаров" установлена связь этого типа.
Отношение один-к-одному имеет место, когда одной записи в родительской таблице соответствует не более одной записи в дочерней таблице.
В случае отношения многие-ко-многим одной записи в родительской таблице может соответствовать любое количество записей в дочерней таблице и наоборот.
Связанные отношениями таблицы взаимодействуют по принципу главная (master) – подчиненная (detail). В нашем примере таблица "Покупатель" – главная , а таблица "Отпущено товаров" – подчиненная . Главную таблицу также часто называют родительской , а подчиненную – дочерней . Одна и та же таблица может быть главной по отношению к одной таблице базы данных и дочерней по отношению к другой.
Системы управления базами данных (СУДБ). Классификация
Для работы с данными используются системы управления базами данных (СУБД) . СУБД – это программные средства, предназначенные для определения данных (описания структуры баз данных – таблиц, связей), обработки и управления данными. ПримерыСУБД – FoxPro, Oracle, SQL-Server, Delphi, dBase, Clipper, MS Access идр.
Различают три основных вида СУБД: промышленные универсального назначения , промышленные специального назначения и разрабатываемые для конкретного заказчика (заказные) .
СпециализированныеСУБД создаются для управления базами данных конкретного назначения – бухгалтерские, складские, банковские и т.д.
УниверсальныеСУБД не имеют четко очерченных рамок применения, они рассчитаны "на все случаи жизни" и, как следствие, достаточно сложны и требуют от пользователя специальных знаний.
В отличие от промышленныхСУБДзаказные в максимальной степени учитывают специфику работы заказчика (того или иного предприятия), их интерфейс обычно интуитивно понятен пользователям и не требует от них специальных знаний. С другой стороны, специализированные и универсальныепромышленныеСУБД относительно дешевы, достаточно надежны (отлажены) и готовы к немедленной работе, в то время как заказныеСУБД требуют существенных затрат, а их подготовка к работе и отладка занимают значительный период времени (от нескольких месяцев до нескольких лет).
В зависимости от расположения СУБД различают локальные и распределенные (клиент-серверные ) СУБД. Все части локальной СУБД размещаются на компьютере пользователя базы данных. Если к одной БД по компьютерной сети обращаются несколько пользователей одновременно, каждый пользовательский компьютер должен иметь свою копию локальной СУБД. В отличие от этого значительная часть программно-аппаратных средств распределенной СУБД централизована и находится на одном достаточно мощном компьютере (сервере), в то время как компьютеры пользователей несут относительно небольшую часть СУБД, которая называется клиентом. Локальные СУБД могут работать в сети, но могут и не использовать ее, в то время как распределенные СУБД обязательно работают в компьютерной сети .
Заметим, что местонахождение собственно базы данных никак не влияет на специфику СУБД: в локальных СУБД сама база данных может располагаться как на компьютере пользователя, так и на удаленном сетевом компьютере (файл-сервере).
Безусловным достоинством клиент-серверныхсистем является возможность централизованного управления доступом к базе данных . В таких системах база данных в значительной мере защищена как от случайных, так и намеренных искажений, в них проще реализовать целостность и непротиворечивость данных .
СУБД является важнейшим компонентом информационной системы . Для создания и управления информационной системой СУБД необходима в той же степени, как необходим транслятор для разработки программы на алгоритмическом языке .
Основные функции, выполняемые СУБД:
Управление данными во внешней памяти (на дисках);
Управление данными в оперативной памяти ;
- журнализация изменений и восстановлениебазы данных после сбоев;
Поддержание языков баз данных (язык определения данных – язык SDL, язык манипулирования данными – язык DML, или единый интегрированный язык, содержащий все необходимые средства для работы с БД – язык структурированных запросов SQL).
Цикл с параметром был уже рассмотрен нами в разделе "Алгоритм" в теме "Виды алгоритмов".
Цикл с параметром
используется,
когда заранее известно
сколько раз должен выполниться цикл.
Формат записи цикла:
Здесь for, to, do - зарезервированные слова (для, до, выполнить);
<пар. цикла>
- параметр цикла – переменная целочисленного
типа (типа integer);
<нач. знач.>
- начальное значение - число или переменная
целочисленного
типа (типа integer);
<кон. знач.>
- конечное значение - число или
переменная
целочисленного
типа (типа integer);
<оператор>
- произвольный оператор Паскаля.
Пример:
For i:=1 to n do
<оператор>
здесь i - параметр цикла
1 - начальное значение
n - конечное значение
Если в теле цикла используется несколько операторов, тогда, используются
операторные скобки: begin ... end.
При выполнении оператора for вначале вычисляется выражение <нач.знач.> и осуществляется присваивание его значения переменной цикла <пар.цикла> := <нач. знач.>. Далее сравниваются
<пар.цикла> и
<кон.знач.>. До тех пор, пока они не станут равными будет выполняться оператор (операторы). Значение переменной цикла
<нач.знач> автоматически увеличивается на единицу в ходе выполнения цикла.
Надо сразу заметить, что задать шаг цикла, отличный от 1 в этом операторе нельзя.
Пример:
Возможны такие записи
оператора цикла:
1) for i:= 1 to n do s1;
2) for i:= 3 to 10 do s1;
3) for i:= a to b do s1;
4) for i:= a to b do
begin
s1;
s2;
...
sn
end;
Здесь s1,
s2, s3, ... sn -
операторы цикла.
Пример:
Составить программу вывода на экран чисел от 1 до 10.
Пример:
Составить программу вычисления факториала числа n, т. е. n!. (0! = 1)
Объяснение
программы:
Переменная n - для вводимого пользователем числа, факториал которого надо
найти; f - переменная, в которой будет "накапливаться" значение
факториала числа n; i - переменная цикла.
Устанавливается первоначальное значение переменной f:= 1.
Далее начинается цикл. Переменной i присваивается начальное значение 1; оно
сравнивается с конечным - n (1 <= n), если условие
истинно, тогда выполняется оператор (в этой программе он один): f:=
f*i, 1*1=1; значение переменной цикла увеличивается на 1, т. е. станет равным:
i:= i + 1, 1 + 1 = 2 и цикл повторяется.
Когда значение i станет равным n, тогда цикл выполнится
последний раз, потому что следующее значение i будет n + 1, что больше
конечного значения n, условие i <= n - ложно, цикл не
выполняется.
Существует другая форма оператора цикла For:
Формат записи цикла:
Замена зарезервированного
слова to на downto означает, что шаг параметра цикла
равен (-1).
Изменение значения
параметра идет от большего значения к меньшему, т. е.
<нач. знач.> <кон. знач.>.
Пример:
Возможны такие записи оператора цикла:
1) for i:= n downto 1 do s1;
2) for i:= 10 downto 3 do s1;
3) for i:= b downto a do s1; (при условии, что b>a)
4) for i:=
b downto a
do
begin
S1;
s2;
...
sn
end; (при условии, что b>a)
Здесь s1, s2, s3, ... sn - операторы цикла.
Пример: Программу вычисления факториала числа можно составить, используя этот оператор цикла.
Задачи
- Даны 10 чисел, вывести те из них, которые являются полными квадратами.
- Даны 10 чисел, найти их произведение. Составить блок-схему и программу.
- Даны 10 чисел, найти сумму четных. Составить блок-схему и программу.
- Даны 10 чисел, найти количество отрицательных. Составить блок-схему и программу.
- Даны n действительных чисел. Найти максимум и минимум. Составить блок-схему и программу.
- Даны n действительных чисел. Найти среднее арифметическое всех элементов. Составить блок-схему и программу.
- Даны n действительных чисел. Найти среднее арифметическое отрицательных и положительных элементов. Составить блок-схему и программу.
- Даны n натуральных чисел. Найти сумму и произведение элементов, кратных 3 и 5. Составить блок-схему и программу.
- Даны n натуральных чисел. Вывести те числа, значения которых являются степенями двойки (1, 2, 4, 8, 16, ...). Составить блок-схему и программу.
- Даны n натуральных чисел. Вывести те числа, значения которых находятся в отрезке . Составить блок-схему и программу.
- Даны n натуральных чисел. Вывести на экран те числа, значения которых являются квадратами какого-либо числа. Составить блок-схему и программу.
- Дано натуральное число n. Найти n 2. Составить блок-схему и программу.
- Даны натуральные числа a, n. Найти a n. Составить блок-схему и программу.
- Дано натуральное число n. Определить его разрядность, цифру старшего разряда числа увеличить на 2
- Дано натуральное число n. Поменять местами первую и последнюю цифры числа
- Дано натуральное число n. Цифры числа, кратные 2 заменить на 0.
- Дано натуральное число n. Цифры числа, кратные 3 заменить на 1.
- Дано натуральное число n. Вычислить произведение (2n-1)*(3n-1)*(4n-1)*...*(10n-1). Составить блок-схему и программу.
- Вычислить сумму 2+4+6+...+100. Составить блок-схему и программу.
- Дано натуральное число n, действительное x. Вычислить произведение x+x/2+x/3+...+x/n. Составить блок-схему и программу.
- Дано натуральное число n. Вычислить P=(1-1/2)(1-1/3)...(1-1/n), где n>2. Составить блок-схему и программу.
- Дано натуральное число n. Вычислить P=(1+x)/n+(2+x)/(n-1)+...+(n+x)/1. Составить блок-схему и программу.
- Даны n натуральных чисел. Вычислить сумму ряда 1+x/1!+x 2 /2!+x 3 /3!+ ... +x n /n!. Составить блок-схему и программу.