Российский программист объяснил аномалии с GPS возле Кремля. Почему Кремль во Внукове: Григорий Бакунов о московской беде GPS

Жители Москвы обратили внимание на сбои в работе GPS-навигации: при приближении к Кремлю некоторые устройства либо теряли связь со спутником, либо показывали, что их владельцы находятся в Московской области, преимущественно во Внуково. Странное поведение GPS вызывает трудности у водителей, клиентов такси, бегунов и фанатов игры Pokemon Go. В социальных сетях предполагают, что ответственные за охрану президента службы умышленно устраивают помехи возле Кремля. «Медуза» рассказывает, что известно о странных сбоях навигации.

Сбои GPS-навигации в центре Москвы начались летом 2016 года. Первые сообщения о неполадках появились в социальных сетях. Некоторые владельцы устройств о полном затухании сигнала, а другие , что навигатор определяет их местоположение в нескольких десятках километров от реального - часто во Внуково или Домодедово. Как правило, GPS выходил из строя в окрестностях Кремля. Сбои продолжались от нескольких минут до нескольких часов в день. С тех пор на странную работу навигаторов жаловались достаточно часто. Например, участники Московского марафона, прошедшего 25 сентября 2016 года , что у них «отрубился трекер».

Источник «Медузы» в крупной телекоммуникационной компании, анализировавший ситуацию с GPS, сообщил, что первые сбои были зафиксированы 22 июня 2016 года.

Вокруг Кремля второй раз за день не работает gps. Даже с выключенным wi-fi и сетью перекидывает во Внуково!
Как это? - Constantine (@CKonovalov)

Сбои повторяются в среднем каждые десять дней. Об этом рассказал источник «Медузы» в телекоммуникационной компании. «Но бывает, что два дня подряд телепортирует. А бывает, что таких проблем не возникает долго - например, в августе был перерыв. „Телепорт“ обычно длится два-три часа, обычно во второй половине дня - в 15:00–16:00. Потом все восстанавливается», - рассказал собеседник «Медузы».

Он уточнил, что чаще всего сбои возникают в пределах Бульварного кольца (то есть не только в окрестностях Кремля), но в отдельные дни могут происходить и на юго-западных участках Третьего транспортного кольца (от пересечения с Варшавским шоссе до Шмитовского проезда). По словам источника, с техническими трудностями сталкиваются до 3% пользователей картографических сервисов.

Неполадки возникают и с GPS, и с ГЛОНАСС. Собеседник «Медузы» говорит, что сбои случается на самых разных моделях мобильных устройств. От системы навигации - GPS или ГЛОНАСС - тоже ничего не зависит.

Сбои навигации доставляют много разных неудобств. Люди, которые совершают пробежки в центре Москвы, жалуются, что из-за сбоев не могут отслеживать результаты своих занятий.

Вот так вблизи Кремля искажается сигнал GPS. А бежал вообще по набережным, сначала с одной стороны реки, потом - с другой. - Maxim Kashulinsky (@kashulinsky)

Сегодня ночью глушилку GPS в Кремле включили меньше, чем на минуту, выкинув меня во Внуково опять. Задолбали GPS велотреки ломать уже 😡 - Constantine (@CKonovalov)

А у любителей игры Pokemon Go не получается ловить у Кремля покемонов.

Трудности в работе возникают и у водителей такси. «Вез вчера девушек с Таганки до Охотного за 199 р. Около Кремля глюканул GPS. Начал капать межгород. Оба гаджета считали, что мы во Внуково (!)», - в твиттере один из таксистов.

В пресс-службе российского отделения такси-сервиса Uber «Медузе» сообщили, что компании известно об этих сбоях. «В случае такой ошибки клиент обращается в службу поддержки, которая делает ему пересчет. Проблема не носит массовый характер, никаких особых трудностей она нам не создала», - сообщила «Медузе» сотрудница пресс-службы Евгения Шипова. О причинах проблем с GPS Шипова не знает.

Лучше всего в сбоях разобрался директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов. 19 октября он в своем телеграм-канале, как попытался разобраться в причинах сбоев:

«Я взял с собой несколько разных GPS- и ГЛОНАСС-приемников, анализатор частот - и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени - с 9 до 12 утра».

Григорий Бакунов

Программист предположил, что на территории Кремля находится источник радиоволн, который с помощью специальных программно-аппаратных комплексов имитирует работу спутника навигационных систем и отправляет сигналы на частотах, которые чаще всего используют бытовые навигаторы. Сделав замеры на направление источника сигнала (синие области на карте) в разных точках вокруг Кремля, Бакунов предположил, где конкретно может находиться «глушилка» (на карте обозначено звездой).

«Телепортация» во Внуково, по мнению Бакунова, связана с необходимостью задавать конкретные поддельные координаты, которые устройство будет сообщать навигатору: «Их можно ввести напрямую или выбрать из списка, который предлагает производитель. Так сложилось, что в списке для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. Как вы понимаете, Внуково - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы», - пояснил Бакунов (Домодедово, очевидно, также находится в начале списка).

Самая популярная версия о причине сбоев - помехи спецслужб. Точного ответа на вопрос о том, из-за чего возле Кремля возникают трудности с навигацией, у нас нет. Многие считают, что службы вроде ФСО умышленно «глушат» GPS-навигацию - из соображений безопасности президента. Блогер Илья Варламов предположил, что это делается для того, чтобы пресечь полеты дронов с камерами над Кремлем: «Прямо за Петровской башней находится вертолетная площадка, которой регулярно пользуется Путин. Современные бытовые беспилотники без GPS обычно не летают. Кроме того, когда вы подойдете к Кремлю, то вас перекинет в Домодедово или Внуково. В большинстве современных дронов есть запрет на взлет около аэропортов, и он просто не взлетит в этой зоне».

Опрошенные «Медузой» специалисты по информационной безопасности отказались комментировать ситуацию. Один из них в разговоре с корреспондентом издания заявил: «Кто знает [в чем дело], тебе не скажет, а кто не знает - будет лапшу на уши вешать. И не надо поднимать этот вопрос». В пресс-службе Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе ГЛОНАСС также отказались дать оперативный комментарий. Связаться с пресс-службой ФСО «Медузе» не удалось.

Сбои в системы GPS неприятно удивили москвичей: проезжаешь Кремль, а навигатор показывает аэропорт «Внуково». Эксперты при этом говорят о допустимых погрешностях: такое случается во всем мире

Та же проблема с другой стороны. Пассажиры в аэропорту «Внуково» хотят сесть в такси, которое на самом деле едет мимо Кремля. О сбоях в работе гаджетов с GPS и «Глонасс» в центре Москвы СМИ активно пишут уже больше месяца. Жалуются в основном водители и таксисты. Очередь дошла и до пассажиров.

История, которой с редакцией поделился один из таксистов: машина едет мимо Манежки, звонок: «Ало, я возле 12-ой колонны!» Водитель ничего не понимает. Никаких заказов рядом у него нет, но профессионализм и желание заработать заставляют мысленно пересчитать колонны Большого театра. А вдруг там клиент? Однако выясняется, что клиент видит таксиста в аэропорту «Внуково» на экране своего смартфона. Об этой проблеме мы уже рассказывали. Из-за сбоев в работе гаджетов человеку, проехавшему условно от ХХС до Солянки, может быть выставлен счет за путешествие длиной в 40 километров. У экспертов нет сомнений: на территории Кремля установили «глушилку». И в этом нет ничего удивительного. В мире это весьма распространенная практика, говорит заместитель руководителя Лаборатории по компьютерной криминалистике Group-IB Сергей Никитин.

Сергей Никитин заместитель руководителя Лаборатории по компьютерной криминалистики Group-IB «Надо не забыть, что, например, американская система GPS, у нее есть специальный стандарт: военный, гражданский. В случае, например, каких-то военных действий это гражданская система, которая работает по всему миру, может давать очень большую погрешность. То есть это специально заложено в саму систему, американцы могут ее переключить так, чтобы она давала очень низкую точность для гражданских, и только военные приемники могли получать настоящую точность. Это абсолютно нормально».

Проверить возможности американцев в плане работы с GPS можно все в том же центре Москвы.

Роман Ромачев генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «У нас есть посольство США в Москве. Они так же используют подобную систему. Они могут в любой момент ее включить, и в радиусе с определенным расстоянием все отключится. Территория посольства — это территория США, там свои законы, они могут привезти любой девайс, который работает на расстоянии и 100 метров, и 5 километров».

Именно для того чтобы, в случае возникновения каких-то проблем, «не потеряться», мы запустили свою навигационную систему «Глонасс», у европейцев есть «Галилео», Китай развивает систему «Бэйдоу». К слову, когда в районе Кремля начинают сходить с ума всевозможные гаджеты, теряют связь со спутником или улетают во «Внуково», в том числе и приборы, работающие с «Глонасс». Однако во всех вышеперечисленных случаях речь идет о создании помех для оборудования, используемого гражданскими. Для подавления сигналов на военных частотах тоже есть свои «глушилки» и «антиглушилки», но это уже совсем другая история, говорит эксперт ПИР-центра, профессор академии военных наук Вадим Козюлин.

Вадим Козюлин эксперт ПИР-центра, профессор академии военных наук «Приборы глушения находятся на земле, а спутники располагаются наверху. Как ни глуши, снизу серьезная система навигационная поймет: помеха исходит снизу, подставит защитный экранчик против этой помехи и будет продолжать принимать сигналы со спутников сверху. Бороться с такими военными целями, которые наводятся по военному сигналу, значительно сложнее, но тоже возможно, есть определенные технические решения и для этой задачи».

Почему оборудование спецслужб в Москве телепортирует людей от Кремля именно во «Внуково»? Самая популярная версия: ФСО защищает Кремль от беспилотников. В ПО дронов сегодня якобы изначально зашита информация о бесполетных зонах. Это в том числе аэропорты. То есть даже если человек, управляющий коптером, захочет направить дрон поснимать с воздуха аэропорт, беспилотник не послушается.

Однако эксперты постоянно говорят об уязвимости коптеров. В частности, на недавней конференции в Токио была представлена система, которая позволяет перехватить управление любительским беспилотником с помощью простого радиоприемника. Еще раньше на другой конференции было наглядно продемонстрировано, как дрон со спецоборудованием поднялся в воздух к другим коптерам, отсканировал их и буквально увел за собой всю стаю.

Жители столицы обратили внимание на сбои в работе GPS: в центре Москвы, в районе Кремля жители стали отмечать аномалии, из-за которых смартфоны и навигаторы показывают, что они сейчас находятся во Внуково. Загадочное поведение GPS-устройств вызывает трудности у водителей, клиентов такси, бегунов и поклонников Pokemon Go.

Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов, известный в Сети как Bobuk, провёл собственное расследование, результаты которого опубликовал на своём канале в . Разобраться в проблеме его побудило собственное любопытство и неудобства, возникающие при проезде этой зоны по пути на работу. Он взял с собой несколько разных GPS- и ГЛОНАСС-приёмников, а также анализатор частот и в течение трёх часов разъезжал в районе Кремля, производя измерения.

«Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно, и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS- и ГЛОНАСС-спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации», - заметил Bobuk.

Сделав замеры на направление источника сигнала (синие области на карте) в разных точках вокруг Кремля, Бакунов предположил, где конкретно может находиться «глушилка» (на карте обозначено звездой).

Он также отметил, что для обмана GPS нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве.

«Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приёмниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется», - пояснил Бакунов.


«Телепортация» во Внуково, по мнению Бакунова, связана с необходимостью задавать конкретные поддельные координаты, которые устройство будет сообщать навигатору. А в настройке готового аппаратно-программного комплекса, вероятно, использовались значения по умолчанию. «Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. Как вы понимаете, Внуково - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы», - написал блогер.

Кроме того, сообщил он, его читатели пожаловались на похожие проблемы в другом московском районе - метро «Динамо». По словам блогера, это тоже может быть обусловлено экспериментами на одноимённом стадионе.

Как отметил Бакунов Лайфу, гипотез по поводу спуффинга может быть две: помехи спецслужб для защиты должностных лиц, находящихся на территории Кремля, и борьба с дронами. Многие считают, что службы вроде ФСО умышленно «глушат» GPS-навигацию - из соображений безопасности президента. Бакунов считает наиболее вероятным, что это делается для борьбы с полетами дронов с камерами над Кремлем.

«Во всех дронах, которые продаются легально, встроена защита от взлёта на закрытых территориях. Это правило ввели США. Его никто не нарушает, так как всем хочется продавать свою продукцию на этом рынке», - пояснил он. По его словам, можно создать своего дрона, который сможет обходить эти запреты, или взломать серийный квадрокоптер, однако сделать это довольно сложно.

С данным "глюком" сегодня уже столкнулся наш корреспондент. Используя "Яндекс.Карты", он заметил, что навигатор показывает его местонахождение на территории аэропорты Внуково, тогда как сама машина в этот момент физически едет по Рублевскому шоссе.

На территории аэропорта "Яндекс.Карты" уже отображает многочисленные комментарии тех, кто находится не только в самой Москве, но и за ее пределами. Однако навигатор упрямо переносит их во Внуково. В чем причина такого поведения электроники пока не сообщается.

Это уже не первый случай странной работы навигации в столице. Так, в 2016 году тема, когда при проезде мимо Кремля работающий навигатор показывал, что машина в этот момент находится, например, в Домодедово. Это дало повод говорить о навигационных аномалиях и "глушилках" спецслужб на территории Кремля. Причем такая версия кажется весьма правдоподобной.

В 2016 году пресс-секретарь "Яндекса" Дмитрий Горчаков объяснил в эфире радиостанции "Говорит Москва", что интернет-сервисы получают готовую координату не от спутника, а от устройства, а отправляет координаты телефон или планшет. Горчаков сообщил, что сейчас эксперты подробно изучают причины сбоев, причем наличие GPS-глушилок на территории Кремля всерьез рассматривается как одна из возможных причин возникшей проблемы.

Интересно, что проблемы с определением местоположения по GPS в центральной части столицы ранее подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков - не уточнив, впрочем, работают ли какие-либо комплексы спецслужб для подавления сигнала.

"Единственное что могу подтвердить: я тоже недавно на выходных ехал сам за рулем, и у меня в телефоне "Яндекс" действительно перекинулся куда-то в другой район... Это не наш вопрос (технические детали), я думаю, можно обратиться и в Министерство связи за разъяснениями, можно обратиться и в Федеральную службу охраны, это требует уже квалифицированных объяснений", - рассказал Песков агентству ТАСС.

Судя по жалобам пользователей, из центра Москвы система чаще всего "телепортирует" во Внуково или Домодедово, а "аномальная зона телепортации" простирается не только в пределах Кремля, но вообще по всей территории Бульварного кольца, а в отдельные дни даже достигает ТТК.

Программист "Яндекса" Григорий Бакунов, изучив проблему, предположил, что на территории Кремля действительно находится источник радиоволн, который имитирует работу спутника и специально сбивает с толку навигаторы. Блогер Илья Варламов предполагает, что такая глушилка необходима для того, чтобы не давать дронам на радиоуправлении летать над Кремлем. По версии Варламова, это объясняет, почему система "телепортирует" пользователей в район аэропортов Внуково и Домодедово. Дело в том, что дроны, как правило, не летают без привязки по GPS, а в районе аэропортов дрон не взлетит - у него запрограммирован запрет на взлет в таких зонах.

В середине октября в сети начали жаловаться на искажение сигналов GPS-навигаторов в Москве. Около Кремля гаджеты неправильно определяют местоположение и указывают, что это не Красная площадь, а аэропорт Внуково. Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов, известный в сети как блогер с ником Bobuk , провел собственный анализ ситуации и рассказал «Ленте.ру», кто и зачем подделывает GPS-сигналы, перенося москвичей, против их воли, в аэропорт.

Как все начиналось

С середины июля в Москве, в районе Кремля (и некоторых других), возникают аномалии, заставляющие все устройства с GPS думать, что они находятся в аэропорту Внуково. «Я решил разобраться, в чем дело. Ведь я постоянно езжу мимо Кремля: живу на Таганке, а работаю на "Парке культуры". И самая прямая дорога идет через Кремлевскую набережную», - говорит Бакунов.

«Эти аномалии с GPS совсем меня задолбали. И я положил в багажник несколько приборов, которые выклянчил у знакомых. Провел несколько экспериментов», - рассказывает он.

По словам блогера, когда он в очередной раз отправился на работу и обнаружил, что физически находится на Солянке, а GPS говорит: «вы во Внуково, здравствуйте», он нашел парковочное место, встал на сегвей и поехал снимать сигнал.

«Результаты моего исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к конкретному отрезку времени - с 9 утра до полудня. Кстати, три часа рассекать по городу на сегвее при температуре порядка двух градусов по Цельсию - то еще удовольствие», - отмечает Bobuk.

Следствие ведет Bobuk

В итоге блогер выяснил, что где-то внутри Кремля находится мощный передатчик. По его словам, именно этот аппарат имитирует работу GPS на частоте L1 (открытый для использования сигнал для GPS, передаваемый спутником - прим. «Ленты.ру» ).

«Что касается частот L2 и L5 (на три децибела мощнее гражданского сигнала, может использоваться в критических ситуациях, связанных с угрозой для жизни - прим. «Ленты.ру» ), то формально они считаются военными системами. По большому счету, обывателями используется L1, и именно на этой волне производится спуффинг. На L5, насколько я могу судить, даже никаких шумов нет. Скорее всего, в Кремле применяется уже готовая аппаратура, а готовой аппаратуре в качестве координат разработчиками указываются аэропорты, которые давно известны. Это одна из версий», - говорит Бакунов.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Вторая версия связана с тем, что аэропорт - это территория, над которой не летают дроны. И запрещено это не только на законодательном уровне. «Список координат аэропортов встроен во все без исключения серийно производящиеся квадрокоптеры. То есть, если вы попробуете запустить дрон в любом аэропорту мира, вам это не удастся - этим правилам следуют все производители беспилотников», - объясняет блогер.

Возможно, аппарат используется Кремлем для защиты от гражданских дронов. «Думаю, что причина здесь какая-то невинная, - считает Бакунов. - Это точно не защита от чего-то военного. Потому что военный GPS работает совершенно по-другому: на других частотах, и его, судя по всему, подделывать никто не собирается. Чисто гражданская история».

Кто виноват и что делать?

Как отмечает Бакунов, чтобы обмануть GPS на частоте L1, следует имитировать работу спутника, выдавая время и его положение в пространстве. Более того, сегодня даже есть готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приемниками. «Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - National Instruments . Их решение, на мой взгляд, самое целостное, - говорит Bobuk. - У них есть готовый комплекс, я его видел. Если порыться, можно найти у них на сайте. Довольно крупный. И он точно умеет подменять координаты. В России всего две-три компании занимаются подобными приборами».

«Пятно зашумления» простирается от Солянки до храма Христа Спасителя и от Охотного Ряда до Овчинниковской набережной.

По мнению блогера, в момент его расследования устройство находилось за стенами Кремля. Bobuk показал примерное место на карте. Однако, как выяснилось позже, аппарат, вероятно, установлен на машину и передвигается не только по территории Кремля. «У меня была точно такая же история, один в один, на Садовом кольце, в районе парка культуры (не метро, а именно парка). И я подумал, что, если сделать один такой автомобиль, то ничего не мешает сделать и десять. Они на самом деле недорогие: блоки от National Instruments стоят в районе 150 тысяч долларов. Это очень небольшая сумма для государства», - говорит Бокунов.

Сбои в работе GPS отмечаются не только в других районах Москвы, но и в других городах. «После того как я опубликовал тематическую заметку на Telergram-канале , мне посыпались сообщения, что такое происходило у метро «Динамо», и даже в Уфе тоже всех перебрасывало в аэропорт», - отмечает Bobuk.

На вопрос «Ленты.ру», что же делать, чтобы не страдать от проблем с навигацией и качества прогнозов пробок, блогер отвечает: «На Android можно отключить геолокацию, то есть непосредственно GPS. Тогда смартфон будет прокладывать маршрут с помощью сотовых вышек, Wi-Fi и прочего. Точность, конечно, не такая, как GPS, но выбирать не приходится. Для iOS такого способа я не нашел, потому что в Apple никто на такую ситуацию не рассчитывал».

Судя по всему, полностью избавиться от спуфинга GPS (подмена сигнала) не получится. Ведь в России беспилотники официально запрещены только в воздушных зонах аэропортов. А скажем, в США, в Калифорнии и Неваде, дронам запрещено летать над аэропортами, военными объектами и национальными парками (примерно над третью территорий обоих штатов). Как пояснил Бакунов, чтобы ознакомиться со списком подобных территорий, следует открыть карту No fly zone .

«Наверное, нам тоже можно было бы договориться, чтобы очертить зону Кремля, зону генштаба, зону еще чего-нибудь. Но если эта зона будет передвижной, то договориться - не вариант. Просто представьте себе, что требуется защита для кортежа, например. И что делать с беспилотниками? Запретить по всей Москве?» - резюмирует он.



Просмотров